Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практика по Китаю 2.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
517.63 Кб
Скачать

Китай в период колониализма

(сер. XIX в. – нач. XX в.).

  1. Характеристика источников.

    1. Международные соглашения

    2. Законодательные акты

    3. Свидетельства современников

    4. Политические программы и воззвания

  2. Особенности установления колониальной зависимости Китая.

    1. Формы установления зависимости.

    2. Реакция китайского населения на рост колониальной зависимости.

    3. Реформаторское движение в Китае во втор. пол. XIX в.

    4. Революционное движение в Китае в кон. XIX – нач. XX в.

Источники:

1) Хрестоматия по новой истории. Т. 2. М, 1963.

2) Новая история стран Азии (вторая половина XIX – начало XX в.). М., 1995.

II. Обострение китайско-английских отношений

В 30-х ГОДАХ XIX в.

Торговля Китая с иностранными государствами Вэй Юань. «География заморских стран»

Вэй Юань (1794—1856 гг.) — видный китайский историк и гео­граф. Его сочинение «География заморских стран» («Хайго ту-чжи»), написанное в 1844 г., при жизни автора выдержало три издания, было переведено на японский язык и издано в Японии.

Опиум ежегодно поглощает в нашей стране несколько де­сятков миллионов лян серебра. Он истощает наши богатства и способствует росту могущества варваров2...

1 Лян (лан) — 1) единица веса; 2) слиток серебра — имел хождение как монета, равен 37,3 г.

2 В то время китайцы называли варварами всех иностранцев.

В 17-м году правления Даогуана' (1837 г.) торговля про­винции Гуандун с английскими варварами в цифровом исчис­лении выглядела следующим образом: шелка продано (в год) на сумму 6 690 тыс. серебряных юаней2, чая — на 14 млн. серебряных юаней, квасцов, жемчужных ожерелий, камфары, корицы, фарфора, ревеня, красного полотна, сахара, леден­цов, зонтов — на 1 226 тыс. серебряных юаней. Всего англий­ские суда закупили в провинции Гуандун товаров на 21 816 тыс. серебряных юаней. Англичане ввезли в провин­цию Гуандун: хлопка — на 8 220 тыс. юаней (677 тыс. даней3), заморского риса — на 238 тыс. юаней (210 тыс. даней), тон­кого сукна — на 1550 тыс. юаней, камлота английского — на 400 тыс. юаней, сукна — на 800 тыс. юаней, голландского по­лотна— на 50 тыс. юаней, ситца — на 700 тыс. юаней, других хлопчатобумажных тканей — на 730тыс. юаней (1800даней), ртути — на 230 тыс. юаней (2 тыс. даней), олова — на 295тыс. юаней (15 тыс. даней), свинца — на 89 тыс. юаней (14 тыс. даней), железа — на 48 тыс. юаней (16 тыс. даней), селитры — на 75 тыс. юаней (10 тыс. даней), сандала, горного дерева, слоновой кости, жемчуга, черного перца, тростника (ка­мыша), древесной ореховой пальмы, рыбных пузырей, выши­тых платков и полотенец — всего на 710 тыс. юаней. Таким образом, общая сумма английского экспорта обычных това­ров в Гуандун за год составила 14 478 тыс. юаней, что на 7 с лишним млн. меньше, чем общая стоимость товаров, закуп­ленных англичанами за тот же период в провинции Гуандун. Если бы не было опиума и стороны обменивались лишь това­рами обычного рода, мы получали бы от английских варваров ежегодно разницу в семь с лишним млн. юаней.

Однако в этом году ввезенный опиум, наоборот, поглотил у нас 22 млн. юаней. Поскольку нам известно, что было про­дано 40 тыс. ящиков, приведенная цифра абсолютно досто­верна.

Америка в этом же году закупила у нас товаров: шелка — на 7 500 тыс. юаней, чая — на 5 198 тыс. юаней (120 с лиш­ним тыс. даней), шелковой ваты, дерюги, фарфора и трост­никового сахара — всего на 579 тыс. юаней. Таким образом, всего американцы вывезли из провинции Гуандун товаров на сумму 13 277 тыс. юаней. Американских товаров нами было закуплено на 3 670 тыс. юаней. Среди них наибольший удель­ный вес по стоимости занимают рис — 860 тыс. юаней, замор­ское полотно — 450 тыс. юаней и серебро — 420 тыс. юаней.

1 Даогуан — девиз правления маньчжурского императора Мин Нина (1821—1850 гг.).

2 Юань — основная денежная единица Китая (так называемый китай­ский доллар).

3 Дань — китайская мера веса, равная 59,68 кг.

Таким образом, разница между экспортом и импортом (обыч­ных товаров) составляет 9 600 тыс. серебряных юаней. По­чему же, несмотря на это, наши запасы серебра не увеличи­ваются? Потому, что всю разницу съедает опиум (английские варвары привозят к нам опиум, выращенный в Индии, аме­риканцы— опиум из Турции). Общая стоимость товаров, экспортируемых из Китая в другие государства и импорти­руемых в Китай другими заморскими государствами, состав­ляет 2 млн. юаней.

Всего заморские варвары ежегодно ввозят в нашу страну своих обычных товаров не более чем на 20 148 тыс. юаней. Общая же стоимость вывозимых ими китайских товаров со­ставляет 35 093 тыс. юаней. Следовательно, в условиях нор­мального торгового обмена Китай получал бы каждый год дополнительно 14 945 тыс. серебряных юаней. Если бы к нам не завозили опиумной отравы, мы имели бы постоянный при­ток заморского серебра. Китайское серебро дешевело бы с каждым днем. Разве можно перечислить выгоды, которые нам дало бы такое положение.

Среди товаров, которые мы продаем английским купцам, наибольший удельный вес имеет чай. На втором месте находится шелк. Среди товаров, завозимых в Китай, первое место занимает опиум, второе — хлопок...

...До проникновения в Китай опиума в нашей стране на­капливалась иностранная валюта, поступавшая от заморских купцов в уплату за наши товары и исчислявшаяся разностью экспорта и импорта. После того как в Китае получил распро­странение опиум, это накопление приостановилось и наши деньги, наоборот, стали утекать к варварам в уплату за опиум...

Вот почему совершенно ясно, что их бунт объясняется не конфискацией опиума, а прекращением торговли...

«Чжунго цзиньдай сысянши цанькао цзыляо цзянь бянь» («Хрестоматия по истории китайской философии в новое время»). Пекин, 1957, стр. 34—59.