Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Актуальные проблемы гражданского права.pdf
Скачиваний:
160
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
2.72 Mб
Скачать

суду Ю., деньги С-у В. были нужны для расчета за полученный при осуществлении предпринимательской деятельности товар. Однако этот факт, а также имеющиеся в материалах данные о том, что перед убийством С-в В. подвергался преследованиям, пыткам и избиениям, суд оставил без внимания. Удовлетворяя требование истца о выселении из спорной квартиры С-а О., С-й и их ребенка без предоставления другого жилого помещения, суд в нарушение требования ст. 90 ЖК РСФСР не указал в обосновании решения конкретной нормы материального права. Кроме того, суд не учел доводы С-а О. о том, что он был включен в ордер на спорную квартиру, длительное время проживал там с родителями и братом, выбыл из нее временно в связи с обучением в техникуме и службой в армии

èвновь поселился туда после смерти матери. В протоколе судебного заседания от 6 декабря 1996 г. содержится запись о том, что суд обозревает имеющиеся в деле: адресный листок убытия, свидетельство о смерти, объяснение нотариуса, справку о приватизации квартиры, карточки, прописки, накладную из ТОО «Рубин», договор приватизации, справку из БТИ на С-а В., справку органа опеки

èпопечительства для нотариальной конторы, договор от 10 апреля 1996 г. В описи материалов дела эти документы не указаны и в деле отсутствуют, что не позволяет считать доводы суда, основанные на правовой оценке этих документов, правильными. При указанных обстоятельствах судебные постановления подлежат отмене1.

3.3.Пользование чужим жилым помещением по завещательному отказу

Как уже отмечалось, разновидностью личного сервитута может быть и ограниченное вещное право, возникающее из правовой конструкции завещательного отказа. Согласно ст. 1137 ГК завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (завещательный отказ). Предметом завещательного отказа может быть передача отказополучателю в собственность, во владение на ином вещном праве или в пользование вещи, входящей в состав наследства, передача отказополучателю входящего в состав наследства имущественного права, приобретение для отказоплучателя и передача ему иного имущест-

1 Извлечение из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. ¹ 2. С. 5.

182

ва, выполнение для него иной работы или оказание ему определенной услуги либо осуществление в пользу отказополучателя периодических платежей и тому подобное. В частности, на наследника, к которому переходит жилой дом, квартира или иное жилое помещение, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования этим помещением или его определенной частью. При последующем переходе права собственности на имущество, входившее в состав наследства, к другому лицу право пользования этим имуществом, предоставленное по завещательному отказу, сохраняет силу. К отношениям между отказополучателем (кредитором) и наследником, на которого возложен завещательный отказ (должником), применяются нормы обязательственного права, если из существа завещательного отказа или из Кодекса не следует иное. Право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет со дня открытия наследства и не переходит к другим лицам. На наш взгляд, указанный срок не является разновидностью срока исковой давности, а является преклюзивным (пресекательным) сроком, не подлежащим восстановлению.

Следует заметить, что в отличие от содержания ст. 538 ГК РСФСР 1964 г., регулировавшей завещательный отказ, п. 2 ст. 1137 ГК указывает на правовую возможность предоставления жилого помещения не только в пожизненное пользование, но и на определенный срок. В новый ЖК РФ от 29 декабря 2004 г. вклю- чена ст. 33 «Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу», согласно которой гражданин, которому по завещательному отказу предоставлено право пользования жилым помещением на указанный в соответствующем завещании срок, пользуется данным жилым помещением наравне с собственником данного жилого помещения. По истечении установленного завещательным отказом срока пользования жилым помещением право пользования им у соответствующего гражданина прекращается, за исключением случаев, если право пользования данным жилым помещением у соответствующего гражданина возникло на ином законном основании.

В ст. 33 ЖК установил, что в такой ситуации отказополучатель пользуется жилым помещением наравне с наследником (собственником помещения), т.е. отказополучателю в сфере использования помещения принадлежит тот же объем правомочий, каким обладает собственник. По общему правилу, эти правомочия отказополучателя действуют до истечения срока, установленного завещательным отказом. Однако отказополучатель сохраняет за собой соответствующие права, если право пользования помещением возникло у него на ином законном основании (помимо завещательного отказа).

183

Имеются в виду случаи, когда отказополучатель за время пользования помещением, например, стал членом семьи собственника помещения, приобрел право собственности или иное вещное право на помещение (его часть) на основании сделки и т.п.

И.А. Емелькина в свое время сетовала, что указание закона на то, что между наследником и отказополучателем возникают обязательственные правоотношения, не разъясняет, о нормах каких именно обязательств идет речь в исследуемой ситуации1.

Представляется, что в п. 3 ст. 1137 ГК речь идет о распространении на отношения с участием наследника и отказополучателя общих положений об обязательствах, изложенных в гл. 21—26 ГК, а также отдельных норм о договоре безвозмездного пользования чу- жим имуществом (гл. 36 ГК), о договоре пожизненного содержания

ñиждивением (гл. 33 ГК), применяющихся в исследуемой ситуации по аналогии закона и права при условии, если из правил раздела о наследовании или самого существа завещательного отказа не следует иное.

Пленум Верховного Суда РФ Постановлением от 23 апреля 1991 г. ¹ 2 «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» (в ред. Постановления от 21 декабря 1993 г. ¹ 11

ñизм. и доп. от 25 октября 1996 г.)2 обратил внимание судей на то, что нуждаемость наследника в пользовании наследственным имуществом (например, личная нуждаемость в жилье), а также переход права собственности от наследника к другому лицу, независимо от оснований такого перехода (продажа, дарение, обмен и т.п.), не влияет на права отказополучателя, поскольку объем этих прав устанавливается наследодателем при составлении завещания и не может быть изменен его наследниками (п. 15).

Представляется, что изложенное разъяснение высшего судебного органа страны действует и в настоящее время, когда функционирует ч. 3 ГК, принятая 26 ноября 2001 г.3

Личностный характер возникающих между отказополучателем и наследником отношений по поводу использования жилого помещения или его части, а равно иного недвижимого имущества подчеркивает п. 4 ст. 1137 ГК, в соответствии с которым предоставленное отказоплучателю в силу завещательного отказа право не может перейти к другим лицам ни в порядке уступки права требования (ст. 383 ГК), ни в порядке наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК).

1Ñì.: Емелькина И.А. Óêàç. ñî÷. Ñ. 30.

2Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1999. С. 235.

3ÑÇ ÐÔ. 2001. ¹ 49. Cò. 4552.

184

3.4.Пользование чужим жильем по договору пожизненного содержания с иждивением

Êограниченным вещным правам сервитутного (личного) характера можно, как уже отмечалось, отнести и право пожизненного пользования жилым (нежилым) помещением, возникающее в силу рентного договора пожизненного содержания с иждивением1.

В новый ЖК РФ включена ст. 34 «Пользование жилым помещением на основании договора пожизненного содержания с иждивением», в которой предусмотрено пользование, аналогичное правилам ст. 33 ЖК РФ («Пользование жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу»), если иное не установлено договором пожизненного содержания.

Действительно, по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты — гражданин передает принадлежащий ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина — бывшего собственника недвижимости (в случае отчуждения жилого дома, квартиры на основании исследуемого договора получатель ренты сохраняет право проживания и регистрацию своего места жительства в этом жилище или части жилища) и (или) указанного им третьего лица (лиц) (ст. 601 ГК). Плательщик ренты приобретает право собственности на переданную ему получателем ренты недвижимость с момента регистрации нотариально удостоверенного договора в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 551 ГК, возлагая на себя, в частности, обязанности по оплате налога на недвижимость и несению расходов по ремонту, эксплуатации и содержанию недвижимого имущества. Договор о пожизненном содержании с иждивением является взаимовыгодным договором, обеспечивающим удовлетворение интересов обеих сторон, и основывается на взаимном доверии и взаимопонимании, предоставляет бывшему собственнику дома возможность удовлетворять свои жилищные и иные потребности, получать ренту при жизни за счет отчужденного дома.

Как показывает судебная практика, к обязанностям по осуществлению пожизненного содержания получателя ренты могут относиться (в силу заключенного на основе ст. 601 ГК договора) не только обязанности по уходу за получателем ренты, но и по предоставлению ему жилья для собственного проживания или по оставле-

1 См. подробнее: Åì B.C. Договор ренты // Законодательство. 1999. ¹ 5; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Текст, комментарии, алфавит- но-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996; Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1999. Т. 2, полутом 1. С. 366.

185

нию получателя ренты до окончания его жизни в занимаемом им, но проданном им плательщику ренты жилище. Статья 602 ГК приводит примерный перечень обязанностей плательщика ренты по договору пожизненного содержания с иждивением, включая обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, уход за полу- чателем ренты (если уход вызван состоянием здоровья получателя ренты).

Договор пожизненного содержания с иждивением предусматривает такую гарантию прав получателя ренты, как соблюдение обязательного минимума подлежащей выплате ренты, равного двум минимальным размерам оплаты труда, может предусматривать и обязанность плательщика ренты оплатить стоимость ритуальных услуг, оказанных на погребение умершего получателя ренты, содержит обязательное условие о предварительном согласии получателя на отчуждение, сдачу в залог, иные способы обременения переданной под выплату ренты недвижимости плательщику ренты.

При существенном нарушении плательщиком ренты своих обязанностей получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены (ст. 605 ГК). При этом получатель ренты вправе потребовать либо выплаты выкупной суммы, либо возврата переданного в обеспечение ренты недвижимого имущества без зачета уже произведенных расходов, связанных с содержанием получателя ренты. Критерием определения существенности допущенного нарушения служат положения п. 2 ст. 450 ГК, согласно которым существенным является нарушение договора одной из сторон, которое влечет для контрагента такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рас- считывать при заключении договора.

В силу того что общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением, изложенные в ст. 583—588 ГК, распространяются в субсидиарном порядке на пожизненное содержание с иждивением, а ст. 586 ГК указывает на то, что рента обременяет недвижимое имущество и в случае отчуждения такого имущества плательщиком ренты его обязательства переходят на нового приобретателя имущества (жилья), причем предыдущий плательщик ренты несет субсидиарную ответственность (наряду с основной ответственностью нового плательщика ренты — собственника недвижимости), то можно сказать, что право пожизненного содержания с иждивением обладает свойством следования за вещью, т.е. имеет признаки вещного права.

Название гл. 33 ГК («Рента и пожизненное содержание с иждивением») не совсем точно отражает суть вещей, ибо пожизненное содержание с иждивением также является разновидностью ренты.

186

Но только в отличие от других видов ренты обязательство пожизненного содержания имеет своим объектом только недвижимое имущество (жилой дом, квартиру, участок и т.п.).

Содержание исследуемого института сервитутного права как вида ограниченного вещного права определено законом, а не договором. Оно заключается в возможности проживания в жилом помещении, принадлежащем другому лицу, т.е. в ограниченном (целевом) использовании чужого недвижимого имущества, и охраняется с помощью вещно-правовых способов защиты. В отличие от постоянной ренты, право на которую может быть отчуждено в порядке цессии (ст. 382—390 ГК) или реорганизации юридического лица (ст. 57—58 ГК), а также при наследовании, право на получение пожизненной ренты не может перейти к другому лицу, хотя не исключено, что передающее имущество под выплату ренты лицо назначает выплату ренты на период жизни другого указанного им лица (ст. 596 ГК). Однако и в этом случае договор продолжает связывать плательщика ренты с тем, кто заключал с ним договор ренты1.

Договоры ренты, «пожизненная рента» не предусматривались российским законодательством до 1 марта 1996 г. (до дня вступления в силу ч. 2 ГК). Гражданский кодекс РСФСР содержал нормы о договоре купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания продавца, в котором в качестве сторон выступали только граждане, причем продавцом могли быть только нетрудоспособные граждане, а объектом права были только жилые дома, помещения. Отчуждение дома при жизни продавца было запрещено.

Зачастую на практике рентные отношения оформлялись (оформляются) либо договором дарения, либо односторонней сделкой — завещанием, что приводило (приводит) порой к нарушению имущественных прав продавца.

Так, по договору от 3 августа 1998 г. Ч. подарил квартиру, принадлежащую ему на праве собственности, своему сыну Ю., а 29 ноября 2000 г. обратился в Нововоронежский городской суд Воронежской области с иском о признании этого договора недействительным ввиду того, что договор был подписан им в болезненном состоянии и с надеждой на то, что сын будет ухаживать за ним (содержать) до конца его жизни. Суд первой инстанции отказал в иске. Судебная коллегия по гражданским делам областного суда согласилась с выводами суда, указав при этом, что истец не представил доказательства своего болезненного состояния и того, что он был введен в заблуж-

1 См. подробнее: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. ─М.: Статут, 2000. С. 646.

187

дение обещаниями сына, что в действительности он намеревался заключить договор пожизненного содержания с иждивением1.

13 мая 1999 г. нотариус Борисоглебского нотариального округа Воронежской области удостоверила договор купли-продажи 11/23 домовладения, расположенного по ул. Северная г. Борисоглебска за 2000 руб., заключенный между сестрами С. и Е. Спустя некоторое время продавец Е. обратилась в суд с иском к С. о признании заключенного договора недействительным, ссылаясь на то, что договор купли-продажи был совершен с целью прикрыть другую сделку —— договор пожизненного содержания с иждивением, которую стороны действительно имели в виду. Суд признал этот договор недействительным.

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда отменила это решение по следующим основаниям. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вместо договора ку- пли-продажи фактически был заключен договор дарения дома с условием пожизненного содержания покупателем продавца и что условия сделки характерны для договора дарения или куплипродажи с условием пожизненного содержания с иждивением. При этом суд не учел, что параграф 4 гл. 33 ГК, введенный в действие до заключения между сторонами договора купли-продажи, определяет передачу получателем ренты принадлежащего ему жилого дома в собственность плательщику ренты как договор пожизненного содержания с иждивением. Суд не учел требования п. 2 ст. 170 ГК и не применил правила, относящиеся к сделке — договору пожизненного содержания с иждивением, которую стороны в действительности имели в виду2.

1Архив Воронежского областного суда. Дело ¹ 33-2607/2001.

2Архив Воронежского областного суда. Дело ¹ 33-2154X2001 // «КонсультантПлюс».

188