Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по языкознанию.docx
Скачиваний:
131
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
200 Кб
Скачать

8.Психологизм в языкознании.

Во второй половине 19 века в Германии складывается психологическое направление в науке о языке. Критике подвергается положение о биологической природе языка. Основой языка являются психические факторы. Язык это проявление психологии его носителей.

Немецкий философ языка Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835);

Хейман Штейнталь (1823-1899) - «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения» (1855), «Введение в психологию и языкознание» (2-е изд. 1881);

Вильгельм Вундт (1832—1920), Иоганн Фридрих Гербардт (1776—1841). В России - Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891).

Основные работы: «Мысль и язык» (1862), «Два исследования о звуках русского языка» (1864— 1865), «Заметки о малорусском наречии» (1870), «Из записок по русской грамматике» (1874 — части 1 и 2; посмертно, 1899 — часть 3; 1941 — часть 4), «К истории звуков русского языка» (1874—1883), «Объяснения малорусских и сродных народных песен» (2 тома — 1883 и 1887), «Значения множественного числа в русском языке» (1887—1888). «Этимологические зам етки»( 1891).

Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт считает, что язык есть душа...он развивается по законам духа.

Звуковая материя языка — тесно связана с внутренними духовными силами, она находится в зависимости от общих склонностей народа... Язык есть беспрерывная деятельность духа,., язык находится вечном движении под влиянием человеческого творчества. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя как часть целого...Язык развивается в обществе. Слова понятны в общении. Так как устанавливаются общественным опытом. Общее в языке сочетается с индивидуальным: Род человеческий говорит на одном языке, но каждый человек обладает своим языком - и то, и другое правильно.

Язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духом. Язык есть внешнее проявление духа народа. Язык есть дух, дух есть язык. Язык рисует взору картину внешнего мира, язык находится между предметом и человеком. Отношение человека к предметам целиком обусловлено языком.

Гумбольдт развивает идею Канта о непознаваемости существующего мира (агностицизм) в отношении к языку. Кант считал, что картина мира, возникающая в сознании человека, субъективна, поскольку есть порождение индивидуального сознания. По мысли Гумбольдта, инструментом создания картины мира является язык. Поскольку языки различны, у людей, говорящих на разных языках, различные картины мира. Познание мира определяется и ограничивается языком. Мышление носит национальный характер. Строй языка определяет культурный уровень народа.

Язык описывает вокруг его носителя определенный круг. Вырваться из этого круга молено, только изучив другой язык, то есть, перейдя в другой круг.

Штейнталь считает, что все явления в развитии языка связаны с представлениями народа и являются выражением его психологии. Внутренняя форма языка - это некоторая духовная сила народа-носителя, лежащая в основе языка. Язык - выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков.

Основоположником психологического направления в России был Александр Афанасьевич Потебня. Вся деятельность А.А. Потебни была связана с Харьковским университетом, где при его активном участии и под его влиянием складывалась Харьковская лингвистическая школа.

Язык понимается А.А. Потебней как деятельность, в процессе которой беспрерывно происходит обновление языка, изначально заложенного в человеке в качестве творческого потенциала. Он утверждает тесную связь языка с мышлением и подчёркивает специфичность языка как формы мысли, "такой, которая ни в чём, кроме языка, не встречается".

Язык трактуется как средство создавать мысль (а не выражать ее уже готовую). Речь считается одной из сторон большего целого, а именно языка. Внимание обращается прежде всего на динамическую сторону языка — речь, в которой "совершается действительная жизнь слова". Только в ней возможно значение слова и вне нее слово мертво.

А.А.Потебня разрабатывает теорию внутренней формы слова как способа представления внеязычного содержания в языке. Под внутренней формой слова понимается отношение содержания мысли к сознанию, представление человеком его собственной мысли. Потебня, например, приходит к выводу, что представление о подснежнике связано в психике русского человека только с одним из его качеств, а именно с тем, что этот цветок появляется сразу после таяния снега. Представление об этом исключительном свойстве и легло в основу названия цветка (подснежник -'луковичное растение семейства амариллисовых, с белыми цветками, распускающимися сразу после таяния снега').

Далее Потебня делит слова на два класса: 1)слова, имеющие внутреннюю форму (подснежник), и 2)слова, утратившие внутреннюю форму (рыба).

Потебня не признает многозначности: каждое новое значение это новое слово. Следовательно, любой язык полон омонимов. Значение это индивидуальный акт представления, живущего только в индивидуальном контексте предложения.

Слово это неповторимый акт индивидуального творчества. Передача значения вряд ли возможна, поскольку слово возбуждает, по мнению Потебни, собственные представления и мысли слушающего.

А.А. Потебня подчёркивает, что слово выражает не всю мысль, принимаемую за его содержание, а только один её признак, что в слове есть два содержания — объективное (ближайшее этимологическое содержание слова, заключающее в себе только один признак; народное значение) и субъективное (дальнейшее значение слова, в котором может быть множество признаков; личное значение), что слово как акт познания содержит в себе, кроме значения, знак, указывающий на актуальное значение и опирающийся на прежнее значение, что звуковая форма слова тоже есть знак, но знак знака. Знак значения трактуется как признак, являющийся общим между двумя сравниваемыми сложными мысленными единицами, своего рода заместителем, представителем соответствующего образа или понятия.

Слово определяется как звуковое единство с внешней стороны и как единство представления и значения с внутренней стороны.

...Содержание, воспринимаемое посредством слова, есть только мнимоизвестная величина...думать о слове то, что другой, значит перестать быть собою и быть другим,... поэтому понимание другого...есть такая же иллюзия, как та, что мы видим...предметы, а не свои впечатления. Но нужно прибавить, это величественная иллюзия, на которой строится вся наша внутренняя жизнь. («Мысль и язык»).

Психологисты подчеркивали индивидуальное своеобразие грамматического строя, семантики различных языков при единстве, универсальности категорий логического мышления. Язык, подчеркивали они, есть особое мышление, отличное от логического. Значение слова, грамматических форм потому специфичны, что они, по Штейнталю, есть продукт психологической переработки логических категорий в душе народа.

Психологическое направление возникает как реакция на традиционный логицизм и возникший уже в 19 веке натурализм (биологизм). Психологизм становится господствующим методологическим принципом языкознания второй половины 19 в. и первых десятилетий 20 в., в том числе и отечественного языкознания конца 19 и 20 века.