Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Современный Трансактный анализ, Стюарт Джоинс Лайф Спейс Паблишинг 1987г. перевод Касьянов Д.Д..doc
Скачиваний:
424
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
6.35 Mб
Скачать

Глава 12. Жизненные позиции

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом:

  1. Я — ОК или 2. Я — не ОК;

3. Ты — ОК или 4. Ты — не ОК.

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:

1. Я — ОК, ты — ОК;

2. Я — не ОК, ты — ОК;

3. Я — ОК, ты — не ОК;

4. Я — не ОК, ты — не ОК.

Эти четыре взгляда на жизнь получили название жизненных позиций. Некоторые арторы называют их основными позициями, экзистенциальными позициями или просто позициями. Они представ­ляют собой основные качества (ценности), которые человек ценит в себе и других людях, что означает нечто большее, чем просто какое-то мнение о своем поведении и поведении других людей.

Когда ребенок принимает одну из этих позиций, весь остальной свой сценарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн писал, что «любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырех основных позиций». Ребенок, который выбрал позицию «Я — ОК, ты — ОК», скорее всего выберет сценарий победителя. Он считает, что его любят, и принимает решение о том, что его родители хорошие люди, которым можно доверять, распространяя впоследствии этот взгляд на всех окружающих. Если ребенок избирает позицию «Я — не ОК, ты — ОК», то, скорее всего, он напишет банальный или проигрышный сценарий. Для согласования своей основной позиции со сценарием он построит его вокруг тем, связанных с преследованием и проигрышем другим людям.

На первый взгляд, позиция «Я — ОК, ты — не ОК» может быть основой для выигрышного сценария. Однако, такой ребенок убежден, что ему необходимо быть первым, при этом принижая других людей. Он может вести себя подобным образом, достигая своих целей лишь путем неустанной борьбы. Возможно, окружающим его людям надоест быть приниженными, и они отвернутся от него. Тогда он из победителя превратится в побежденного. Для проигрышного сценария характерна позиция «Я — не ОК, ты — не ОК». В этом случае ребенок убежден, что жизнь бесполезна и полна разочарований. Он чувствует себя приниженным и нелюбимым, полагая, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже не ОК. Таким образом, его сценарий будет разворачиваться вокруг сцен, в которых он отвергает других, а другие отвергают его.

Происхождение жизненных позиций. В ТА нет полного согласия относительно причин и времени возникновения жизненных позиций. Берн считал, что «жизненная позиция принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с целью оправдать решение, основанное на более раннем опыте». Другими словами, по Берну, сначала идут решения, принятые в раннем детстве, а затем — жизненные позиции, которые принимаются в более позднем детстве с целью оправдать ранее принятые решения. Например, младенец может принять следующее решение:

«Никогда в жизни я больше никого не полюблю, так как мать не любит меня». Затем он оправдывает это решение, начиная верить в то, что «меня никто никогда не полюбит», что переводится как «Я — не ОК». Если маленькую девочку оскорбляет отец, она может решить: «Я никогда больше не буду доверять мужчинам, так как отец плохо обращается со мной». Затем она обобщает это и приходит к убеждению, что «мужчинам нельзя доверять» или «ты (они) — не ОК».

По мнению Клода Стайнера, жизненные позиции принимаются гораздо раньше, уже в первые месяцы кормления ребенка. Для Стайнера позиция «Я — ОК, ты — ОК» находит свое отражение в приятной атмосфере взаимозависимости между сосущим ребенком и его матерью. Он приравнивает ее к позиции «основного доверия», описанной специалистом по детскому развитию Эриком Эриксоном, которая «представляет собой такое состояние дел, при котором младенец чувствует, что он живет в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним».

Стайнер считает, что вначале все дети начинают с позиции «Я — ОК, ты — ОК». При этом ребенок меняет позицию лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как она это делала ранее. Некоторые дети само рождение воспринимают как подобную угрозу. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он — не ОК или что другие люди не ОК, перейдя из состояния «основного доверия» по Эриксону, в состояние принципи­ального недоверия. В соответствии с этим принципиальным представ­лением о себе и окружающих, ребенок начинает писать собственный сценарий.

Таким образом, Стайнер согласен с мыслью Берна о том, что жизненные позиции оправдывают сценарные решения. Однако, по Стайнеру, сначала принимаются жизненные позиции, а после этого сценарные решения.

Итак, жизненную позицию можно определить как совокупность «основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека».

Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал. Каждый взрослый человек имеет собственный сценарий, основанный на одной из четырех жизненных позиций. Однако мы не находимся в избранной позиции все время, а каждую минуту нашей жизни можем менять жизненные позиции.

Франклин Эрнст разработал метод анализа этих переходов, который он назвал ОК Коррал (рис. 12.1). Вместо термина ОК Эрнст использует выражение «ОК с собой», что помогает акцентировать внимание на том, что чувство ОК имеет отношение к моим представлениям о себе и моим представлениям о тебе.

Рис. 12.1. ОК Коррал: