Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава3-ЧЛХ.doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
157.18 Кб
Скачать

188

Глава III. Повреждения челюстно-лицевой области

3.1. История развития специализированной помощи челюстно-лицевым раненым

Впервые на особенности челюстно-лицевой хирургии обратил внимание профессор Медико-хирургической академии и.Ф. Буш в 1806 году.

В литературе сведения о челюстно-лицевых ранениях военного времени появились в конце XVIII века. Отмечая особенности ранения челюстно-лицевой области, А.Г. Рихтер (1792) и А. Чаруковский (1836) указывали на необходимость экономной хирургической обработки ран лица, в противоположность радикализму Ларрея (1829), допускавшему иссечение больших фрагментов челюстей.

Обращаясь к истории военной челюстно-лицевой хирургии следует отметить вклад Н.И. Пирогова в зарождение и развитие этой специальности. Наблюдая за челюстно-лицевыми ранеными во время Крымской и Кавказской войн, он пришел к твердому убеждению о необходимости щадящей обработки огнестрельных ран челюстно-лицевой области. Этот принцип лечения в последующем стал господствующим.

Ему принадлежат: первая модель гипсовой подбородочно-теменной повязки для фиксации отломков челюстей; предложение применять зонд и поильник для кормления раненых в челюсти; классическая операция по перевязке язычной артерии, а также первая классификация «повреждений полости рта», в которой он выделял направление раневого канала, сопровождается ли ранение раздроблением одной или обеих челюстей и ранен ли язык.

Несмотря на общеизвестный и значительный вклад Н.И. Пирогова, специализированная помощь раненым в лицо в войнах XIX и начала XX века отсутствовала, и они лечились в различных госпиталях. Этим можно объяснить высокую летальность при челюстно-лицевых ранениях на этапах эвакуации во время Крымской кампании (48 %). Во время Франко-Прусской войны (1870—1871 гг.) — летальность снизилась до 9,3 %, а в первую мировую войну составила 9,2 %.

Во время русско-японской войны санитарная служба царской армии и флота не имела специалистов для лечения челюстно-лицевых раненых. По данным Д.Е. Танфильева (1948), ни на кораблях, ни в госпиталях, ни в береговых частях специализированная помощь челюстно-лицевым раненым не оказывалась.

Как самостоятельный раздел военная челюстно-лицевая хирургия зародилась в конце первой мировой войны и оформилась к концу гражданской войны.

По свидетельству В.А. Опеля, в санитарной службе царской армии челюстно-лицевых раненых оперировали только при развитии инфекционных осложнений. Процент оперированных раненых с повреждением костей лица в подвижных лазаретах составлял лишь 10 %, в госпиталях тыла — 29 %. Не удивительно, что процент возвращения в армию таких раненых в войне 1914—1917 гг. не превышал 21,7 %, а число инвалидов равнялось 34 %.

Такая крайне низкая эффективность лечения раненных в лицо и челюсти обусловлена тремя объективными причинами: отсутствием специализированной помощи в войсковом и армейском районе, поздней эвакуацией раненых в тыловые госпитали для раненых в лицо и челюсти и отсутствие специальности «челюстно-лицевая хирургия», а, следовательно, и челюстно-лицевых хирургов.

Совместная работа хирургов и представителей зубоврачевания по лечению челюстно-лицевых раненых в годы первой мировой войны содействовала взаимному обмену опытом и послужила началом зарождения военной челюстно-лицевой хирургии. Так, первые госпитали для лечения челюстно-лицевых раненых были созданы в 1915 г. на благотворительные средства в Петербурге, Москве, Киеве и других городах. В конце 1915 года зубной врач Киевского военного госпиталя С.С. Тигерштедт разработал систему скрепления отломков челюстей с помощью алюминиевых гнутых шин, которые применяются в армии и на флоте до настоящего времени. В 1919 г. Д.А. Энтиным были разработаны табели и укладка челюстного набора, снабженного инструкцией по уходу за челюстно-лицевыми ранеными.

27 октября 1920 г. был издан приказ № 224 за подписью Начглавсанупра З.П. Соловьева, в котором объявлялась «Инструкция по организации помощи челюстно-лицевым раненым» и излагались вопросы лечения на фронте этой категории пострадавших.

С образованием в 1929 г. в Военно-медицинской академии кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии стали целенаправленно изучаться вопросы организации помощи челюстно-лицевым раненым.

Так, углубленные вопросы этапного лечения раненых в лицо подвергались проверке и усовершенствованию во время боев на Халхин-Голе и в войне с Финляндией. Опыт лечения челюстно-лицевых раненых в этих боевых операциях был отражен в книге Д.А. Энтина «Военная челюстно-лицевая хирургия» (1940).

В годы Великой Отечественной войны совершенствовались организационные формы и методы лечения челюстно-лицевых раненых. Так в начале Великой Отечественной войны в тылу страны были организованы специализированные госпитали для раненых в лицо и челюсти, нуждавшихся в длительном лечении.

В 1942 г. были введены внештатные, а в 1943 г. — штатные должности фронтовых стоматологов, затем внештатные должности армейских стоматологов, укомплектованы должности стоматологов в отдельных ротах медицинского усиления. К началу 1943 г. система специализированной помощи челюстно-лицевым раненым и больным была уже хорошо отработана и действовала на всех фронтах

Лечение раненых и больных на фронте проводилось централизовано на основе разработанной единой военно-медицинской доктрины, основным принципом которой являлось этапное лечение с эвакуацией по назначению. Реализация этой системы позволила получить небывалые результаты лечения челюстно-лицевых раненых и больных в Великой Отечественной войне: более 80 % раненых в лицо и челюсти были выписаны из специализированных госпиталей и возвращены в строй.

В 1940 г. открывается кафедра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в Военно-морской медицинской академии (ВММА), которая сыграла важную роль в развитии специализированной помощи челюстно-лицевым раненым на флоте.

В период Великой Отечественной войны стоматологическую службу ВМФ возглавлял профессор В.М. Уваров, одновременно руководя челюстно-лицевым госпиталем в г. Кирове на 1000 коек, который являлся клинической базой кафедры. За 15 лет существования кафедры была создана стройная лечебно-эвакуационная система стоматологической помощи на флоте. Под его руководством изданы: “Инструкция по оказанию помощи при ранениях челюстей на кораблях и частях ВМФ”(1940); “ Инструкция по протезированию на Флоте”(1940); “Лечение челюстно-лицевых повреждений в тыловых госпиталях” (1942); “Пластика огнестрельных ранений мягких тканей лица” (1946) и др., основные положения которых положены в основу современной стоматологической помощи на ВМФ.

В связи с реорганизацией в 1956 г. ВММА её кафедра стоматологии вошла в состав кафедры ЧЛХ и стоматологии ВМедА им. С.М. Кирова, которая до настоящего времени всесторонне решает проблему оказания всех видов помощи и лечения пострадавших с ранениями и повреждениями ЧЛО в армии и на флоте. Накопленный значительный опыт способствует развитию научных разработок по лечению и реабилитации челюстно-лицевых раненых в локальных войнах и ограниченных военных конфликтах.