Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

33057

.pdf
Скачиваний:
38
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
2.77 Mб
Скачать

365

Специфика деловой этики состоит в том, что ее субъектом выступают не только отдельные индивиды (как в классически понимаемой этике, приложимой всегда к личности), но и организации, действия которых могут рассматриваться с точки зрения нравственности. Таким образом, субъект этики бизнеса может быть коллективным.

Главной проблемой собственно деловой этики является исследование общих нравственных предпосылок деловой жизни, а также включение нравственного измерения во взаимоотношения ее участников.

3.1. Формирование нравственных предпосылок деловой жизни

Нравственный характер деловой жизни на протяжении добуржуазного периода ее истории ставился под сомнение. В христианских странах Запада, ставших затем колыбелью капиталистического рынка, такие формы предпринимательства, как ростовщичество и банковское дело, торговля, и даже использование наемного труда в мануфактурном производстве подвергались суровым нравственным репрессиям. В европейском средневековье не верили в добропорядочность и честность делового человека. Фома Аквинский говорил, что «Торговля имеет в себе нечто постыдное», предполагая, что прибыль не может получаться без обмана и несправедливости. На уровне народного сознания непризнание нравственности деловых людей и деловой жизни зафиксировалось в пословицах типа «Не обманешь — не продашь». Занятие же ростовщичеством накладывало на человека ничем не смываемое нравственное пятно. Немецкий проповедник и философ Бертольд Регенсбургский в своем обращении к ростовщику говорит: «Ты можешь принять крест у папы, переплыть море, сражаться с язычниками, отвоевать святой Гроб, погибнуть за Божье дело и даже лечь в святой Гроб, и тем не менее при всей твоей святости душа твоя погибла»11.

11 Цит. по: Гуревич А.Я. Средневековый купец // Одиссей, 1990, с. 104.

366

Радикальные изменения в представлениях о нравственном облике европейского делового человека произошли с распространением протестантской этики. Нравственная легитимизация богатства и успеха как признаков богоизбранности и стремления к наживе как служения Богу привела к признанию нравственного достоинства деловой жизни.

В XIX вв. появились философские и нравственные теории, не только оправдывающие стремление к выгоде, успеху и богатству, но и провозглашающие такие установки универсальным стандартом нравственности. Английский философ Бентам создал философию утилитаризма, провозглашающую полезность основной ценность и движущим мотивом человеческого поведения. В качестве нравственного идеала утилитаризм признавал «наибольшее счастье наибольшего числа людей», а критерием нравственности — достижение выгоды, удовольствия, добра и счастья. Индивидуальные интересы рассматриваются Бентамом как единственно реальные, общественные интересы сводятся к совокупности индивидуальных. В 70-х годах XIX в. в Америке складывался философский прагматизм, рассматривающий мораль как продукт конкретного человеческого опыта и признающий критерием добра удовлетворение осознанных потребностей. А так как потребностей много, то для достижения гармонии необходим компромисс, т.е. удовлетворение максимально возможного количества потребностей при минимизации жалоб. Таким образом, удовлетворение потребности в богатстве и успехе уравновешивается удовлетворением потребности общества в экономическом развитии и производстве материальных благ и услуг и в создании рабочих мест.

Современные специалисты в области деловой этики исходят из того, что экономическая жизнь слишком сложна и многогранна, затрагивает личные и совокупные интересы и мотивы слишком большого числа людей, чтобы к ней можно было подходить с единой и универсальной шкалой оценок, с позиций только добра или зла. Применительно к сфере предпринимательства и деловой жизни, как и к политике, социальным отношениям и даже к религиозной истории нельзя дать однозначного заключения об абсолютной предпочтительности одних типов поведения и организации и абсолютной недопустимости других. Альтруизм и эгоизм, гуманное и

367

антигуманное, общественное и антиобщественное столь тесно переплетены в деловой жизни, что по мнению канадского ученого Д. Брейбрука о ней можно судить лишь как о неком конкретном «среднем типе» нравственного поведения. Как подчеркивает Д.Брейбрук в своей известной работе "Этика в мире бизнеса", оценка поступков с сфере деловой жизни возможна не с однозначных позиций абсолютного добра или зла, а как совокупность эгоистических и альтруистических тенденций. Такую модель деловой этики Д.Брейбрук назвал «принципом триплета»12.

3.2. Этические измерения деловой жизни

В качестве основных измерений или аспектов деловой этики можно выделить горизонтальные отношения между предпринимателями и фирмами — партнерами и конкурентами; отношения деловых людей с клиентами и покупателями, а также вертикальные отношения внутри хозяйственных организаций.

Основными нравственными проблемами во взаимоотношениях между хозяйственными организациями-партнерами на свободном рынке являются надежность и скрупулезное выполнение контрактов, честность и доверие, а также корректное отношение к конкурентам.

Доверие между партнерами и их надежность являются важными предпосылками успешного бизнеса. И в истории становления деловой культуры честность и надежность всегда выступала как основная добродетель делового человека, залог его репутации. Поддержание же репутации гарантирует стабильность деловых связей. В современной деловой культуре соблюдение контрактов поддерживается правовыми механизмами, которые, однако, не могут охватить все аспекты и нюансы деловых отношений. Поэтому такие нравственные качества, как честность, надежность, доверие сохраняют свою значимость. Как подчеркивает известный американский социолог А. Этциони, взаимодействие между субъектами легального рынка основывается на разветвленной сети доверительных отношений, воспринимаемых как

12 Braybrooke D. Ethics in the world of business. N.Y., 1983.

368

моральный долг. Доверие и честность, надежность в выполнении договоров облегчают и удешевляют деловые взаимосвязи, там, где надежность и доверие слабы, приходится прибегать юридическом оформлению договоров, контролю за их выполнением, или даже к помощи специальных служб, осуществляющих такой контроль. Свободный рынок, по мнению Этциони, процветает там, где нравственные и социальные ценности достаточно сильны, чтобы ограничивать и пресекать аморальную и асоциальную деловую практику, но, в то же время, не перекрывают здоровые достижительные ориентации13.

Конкуренция является необходимым элементом свободного рынка, наиболее устойчиво связанным с ценностями свободы, инициативы, успеха, с достижительными и либеральными ценностями вообще. Конкуренция оценивается как воплощение свободы личности в сфере экономики, основа динамики рынка, его гибкости и функционального соответствия потребностям общества. Главной предпосылкой конкуренции является свобода и равенство возможностей, достижительные ориентации и стремление к успеху.

Значимость свободной конкуренции для развития рынка отстаивал известный американский экономист Ф. Хайек. В своих работах («Конкуренция как процедура открытия», «Дорога к рабству» и др.) он доказывал пагубность отказа от принципа свободной конкуренции. В то же время, именно конкуренция проявляется в жесткой борьбе (часто не только экономического характера), сопровождающейся безжалостным подавлением, вытеснением, разорением соперника. Именно в сфере конкуренции труднее всего соблюдаются моральные нормы, именно здесь проявляются жесткость рынка. Поэтому конкуренция чаще всего оказывается объектом критики со стороны противников свободного рынка.

Гуманизация современного общества, растущая взаимосвязь и взаимозависимость людей, а также открытость и гласность порождают стремление смягчить негативные последствия конкуренции при

13 Etzioni A. The Moral Dimensoin // Toward the now Economics, 1990, N 9, pp.

208-209.

369

сохранении ее положительного влияния на рынок. Речь идет о поддержке, в первую очередь со стороны государства, а также и негосударственных союзов и ассоциаций бизнесменов, тех предпринимателей (например, мелких фермеров), которые не могут выжить в борьбе с крупными корпорациями. Однако нравственные принципы современной деловой жизни не допускают псевдогуманной поддержки тех, кто терпит поражение не в силу действия объективных законов рынка, а из-за отсутствия необходимой квалификации, инициативы, решительности, из-за реальной неконкурентоспособности производимых товаров и услуг.

Деловая этика регулирует отношения между производителями и потребителями товаров и услуг.

Права потребителей в современном обществе защищает закон, позволяющий преследовать недобросовестных производителей и нечестных продавцов. Однако и здесь юридические нормы не исключают ситуаций, по выражению Д. Брейбрука, «сравнительно честного обмана», когда используется недостаточная компетентность или бдительность потребителей товаров или услуг по принципу «на то и щука в реке, чтобы карась не дремал». Канадский исследователь деловой этики не призывает деловых людей к «донкихотству», однако считает необходимым пересмотр принципов взаимоотношений продавцов и покупателей и поиск такой стратеги поведения, когда коммерческий успех достигается без «игры» с потребителем. Прагматическим мотивом такого поведения продавца и производителя является сохранение его деловой репутации.

Важнейшим аспектом деловой этики являются взаимоотношения между фирмами и наемными работниками. Наиболее распространенные нравственные проблемы в этой сфере — эксплуатация и манипулирование личностью и конфликт между нравственными ориентациями личности и деловыми интересами и ответственностью перед фирмой.

Эксплуатация и манипулирование личностью возникают, когда один обладает властью над другим и использует эту власть в своих интересах. Важнейшей причиной эксплуатации является неравномерное распределение власти и ответственности, когда решения принимаются

370

единицами, а их последствия, в особенности в случае неудач, ложатся на всех служащих. Это — проблема западной культуры, в противоположность японской, где принята этика «общего несения тягот» и в кризисные моменты именно руководство первым сокращает себе зарплату и последним повышает.

Частый случай манипулирование личностью — вторжение в частную жизнь. Самый его простой и распространенный случай — сверхурочные работы, отнимающие свободное время от семьи или других личных дел.

Как вмешательство в частную жизнь могут быть рассмотрены и требования голосовать на выборах за тех кандидатов, в программах которых заинтересована фирма, не заниматься политической деятельностью, опасной для репутации и имиджа фирмы и т.п. Однако такое вмешательство фирмы в частную жизнь служащих по крайней мере может быть оправдано ее чисто деловыми интересами. Но часто бывают прецеденты такого вмешательства, которое ничем не может быть оправдано. Например, когда руководство под предлогом соблюдения общей морали или религиозных норм вторгается в семейную, интимную и т.п. жизнь служащих, незаконно присваивает себе функции «воспитателя», «блюстителя нравственности». Так, Г.Форд, рассматривавший своих рабочих в качестве винтиков конвейерных линий, но плативший им высокую зарплату (5 долл. в день при 2,5 в среднем по промышленности), учредил «отдел социологии», который на деле был своеобразной полицией нравов: «В первые годы существования отдела его возглавлял епархиальный священник, и его помощники навещали на дому всех рабочих заводов Форда, следя за их образом жизни и моралью. Они систематически докапывались до каждого злонамеренного поступка, вредившего физическому состоянию или морали. Провинившихся не прощали, а наказывали удержаниями из зарплаты и требовали раскаяния и исправления»14.

В США в последнее десятилетие интенсивно обсуждается такая проблема деловой этики, как сексуальные домогательства на службе, унижающие человеческое достоинство и грубо вторгающиеся в

14 Цит. по: Braybrooke D. Ethics in the world of business. N.Y., 1983, с. 201.

371

частную жизнь. Часто фоном и предпосылкой этого нарушения деловой этики является зависимое положение одного из служащих, обычно женщины. Д.Брейбрук в своей «Этике в мире бизнеса» по этому поводу отмечает, что гедонистические мотивы и побуждения должны быть ограничены определенными ролевыми нишами.

Конфликты между моральными ценностями индивида и его ответственностью перед фирмой возникают вследствие существования у людей противоречивых мотивов и систем ценностей — чувство долга, благодарность, лояльность, достижительные ориентации, и дружба, симпатия и т.п. Нравственные обязанности наемных работников и менеджеров перед фирмой предполагают лояльность и дисциплину. Например, в случае предстоящих массовых увольнений или финансового краха имеет ли осведомленный служащий моральное право предупредить тех людей, с которыми он связан дружескими чувствами, чтобы смягчить для них последствия кризиса, или он должен соблюдать тайну, как ему предписано руководством? Традиционные представления о лояльности фирме состоят в предпочтении нравственных обязанностей перед фирмой всем другим обязанностям и интересам.

Другим истоком конфликта ценностей являются гипертрофированные достижительные ориентации (успех, лидерство, карьера и т.д.) , которые многие фирмы культивируют в целях поддержания высокой эффективности культивируют среди своих сотрудников. Сознательно создается и поддерживается атмосфера соперничества за право остаться на работе или продвигаться по служебной лестнице, порождающая не только стремление проявить себя с наилучшей стороны, но и опередить коллег, порой в жесткой борьбе без оглядки на нормы морали и порядочности. В таких условиях перед личностью встает выбор между нормальными человеческими, доброжелательными и дружескими отношениями с сослуживцами или реализацией собственных карьерных, по сути эгоистических устремлений. Однако необходимо учитывать и тот факт, что атмосфера противостояния, соперничества, недоброжелательности и обостренного эгоизма часто приводит не к росту деловой эффективности, а к

372

ухудшению психологической атмосферы и как следствие - ухудшению работы.

Защитники жесткой конкуренции между служащими в сфере бизнеса ссылаются на тот факт, что достижительные ориентации, соперничество поддерживаются также и в сферах военной службы, искусства, науки и т.д. и реально способствуют выдвижению сильнейших и лучших, что, бесспорно, способствует прогрессу дела. В целом эта этическая проблема требует конкретного решения, которое было бы ориентировано на поддержание разумного баланса между высокими достижительными ориентациями служащих и доброжелательной, неконфликтной атмосферой на фирме.

Современные представления о правах наемных работников, а также растущая потребность общества в открытости и свободной информации требует пересмотра традиционных взглядов на нравственные обязательства сотрудников перед фирмами. При неизменном требовании лояльности и дисциплины все больше признается право наемных работников на относительную нравственную независимость от компании и линию поведения, преследующую собственные нравственные идеалы. Современный нравственный идеал предполагает ведение бизнеса, обеспечивающее соблюдение моральных норм предпринимателям и наемным работникам даже если это идет вразрез с интересами фирмы и признает необходимость защиты прав наемных работников на независимое нравственное поведение.

3.3. Способы поддержания деловой этики

Вслед за определением основных проблем деловой этики встает проблема возможности и способов ее поддержания. Вопрос состоит в том, способен ли деловой мир поддерживать этику на высоком уровне, или его собственные принципы постоянно провоцируют ее нарушения; и каким образом может быть обеспечено устойчивое включение нравственного измерения в деловую практику.

Часто встречается точка зрения, что свободный рынок как саморегулирующаяся система способен сам поддерживать нравственное

373

поведение на должном уровне, ибо те, кто нарушает правила рыночной игры, отступают от норм честности, добросовестности, справедливости, в конечном итоге теряет доверие партнеров и клиентов и терпит поражение в конкурентной борьбе.

Однако, с другой стороны, необходимые для развития свободной конкуренции достижительные ценности, ориентации на успех, обогащение, карьеру, соперничество, часто выходящее за рамки «мирного соревнования» делают сферу бизнеса зоной «морального риска», способствуют постоянному воспроизведению здесь разнообразных нарушений нравственных норм. Поэтому многие практики и теоретики бизнеса считают, что деловая этика нуждается в сознательной поддержке.

Многие фирмы принимают внутренние этические кодексы, предписывающие определенные нормы и правила поведения, приверженность определенным ценностям и обязательные для соблюдения всеми служащими. Этические кодексы предназначены для того, чтобы сделать определенные нормы деловой этики не просто предметом свободного выбора (или не-выбора?) служащих, а придать им институциональный характер. Например, этический кодекс компании «Кока-Кола» имеет силу закона, строго обязателен для всех служащих в любой стране, где есть филиалы компании. В основе этого кодекса лежит принцип честности и целостности, которым должны руководствоваться все служащие. Им предписывается уважать законы и традиции любой страны, но соблюдать при этом требование единства и целостности компании, исповедовать абсолютную лояльность к ней. Служащим строго запрещается иметь свой частный интерес в делах поставщиков, клиентов или конкурентов. Другим необходимым требованием к служащим является честность и открытость информации о состоянии дел: строго наказывается дача необъективной картины в финансовой и маркетинговой отчетности, даже если в ней не было злого или корыстного умысла.

Внешним средством контроля за соблюдением общих норм деловой этики являются стихийные или организованные санкции предпринимательских кругов и широкой общественности в случае их нарушения: словесное или печатное одобрение или неодобрение,

374

доброжелательные или недоброжелательные слухи, улучшение или ухудшение репутации и т.д.

Практика показывает, что включение этического измерения в деловую жизнь определяется прагматическими мотивами: когда оно полезно для дела и выгодно, тогда приверженность нравственным ценностям воплощается в ее практике, а когда нет — этика остается пустой декларацией. И обеспечение высокого нравственного уровня деловой жизни зависит не только от самих предпринимателей (т.е. людей, ориентированных прежде всего прагматически), но и от уровня нравственности в обществе в целом. Практически везде существует нелегальный криминальный и полукриминальный бизнес, не только аморальный, но и преступный, однако занимаемая им социальноэкономическая ниша, его доля в предпринимательском сообществе в целом определяется состоянием общества. В условиях экономической и политической стабильности, растущего благосостояния народа (а не горстки нуворишей), устойчивой системы ценностей и норм поведения, этика делового мира также поддерживается на высоком уровне. В кризисные и переломные моменты истории, когда экономика находится в состоянии упадка, массы народа бедствуют, система ценностей подорвана, ориентиры смещены — тогда в деловом мире, как и везде, этическое измерение искажается и не включается в принятие решений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]