Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
15
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
189.95 Кб
Скачать

Отошение ранней Церкви к абортам и детоубийству

Неизменным учением христиан на протяжении первых трех ве­ков было полное неприятие языческой практики абортов и дето­убийства. Но ранняя Церковь решила не останавливаться на про­стой оппозиции этим обычаям. Церковь предложила миру альтер­нативные пути решения проблемы. Спасение жизней сирот и подкидышей было возведено христианами в ранг особой христиан­ской обязанности, поскольку зачастую речь шла о спасении детей, брошенных родителями. По мере того как люди стали больше узна­вать о христианах и их «безумных» идеях, многие римские женщи­ны стали оставлять нежеланных детей у дверей церкви в надежде, что за ними станет кто-то ухаживать. Как свидетельствуют надписи на стенах катакомб, где скрывались христиане, они часто усыновля­ли таких детей. Но с ростом числа брошенных детей в III и IV вв. стали организовываться христианские приюты187.

Интересно отметить, как в III и IV вв., отчасти под влиянием свидетельства христиан, изменялись законы Римской империи. В III в. был принят свод законов, направленных на ограничение прак­тики абортов и использования абортивных препаратов. Ко време­ни признания христианства официальной религией Римской им­перии после обращения императора Константина в 312 г., отно­шение к детоубийству также претерпело изменение. В 318 г.

* Паррицид (от лат. parricidus, отцеубийца) — убийство близкого род­ственника, например, отца или матери. — Примеч. ред.

Константин Великий признает убийство ребенка отцом уголовно наказуемым деянием. В 331 г. он издает указ, что родители, вырас­тившие брошенных детей, имеют официальное право на их усынов­ление. В 374 г. детоубийство и отказ от ребенка были официально признаны уголовно наказуемыми деяниями, и родителей принуди­ли заботиться о своих детях. Впоследствии Юстиниан дополнил закон об охране новорожденных детей тем, что запретил превращать усыновленных детей в рабов. К концу IV в. появились христианские больницы, где часто сооружалась отдельная пристройка, носившая название брефотрофейон*, которая предназначалась для воспита­ния брошенных детей188.

Суммируя сказанное выше, можно сказать, что Ветхий и Новый заветы, а также труды святых отцов ранней Церкви в один голос утверждают, что, во-первых, жизнь любого человека, включая плод и новорожденного, обладает внутренней ценностью, заложенной в нее фактом Божьего сотворения. Во-вторых, последователи Христа обязаны придерживаться принципа любви к ближнему и по отно­шению к слабым и беззащитным.

Отношение к аборту в современном мире

Сегодня тема абортов вызывает много споров в современном об­ществе. В такой критический момент христиане призваны внима­тельно выслушать, понять и проявить сострадание по отношению к оппонентам. Только соблюдая эти принципы, мы сможем вести диалог открыто, уверенно, проявляя сострадание Христа.

В Великобритании, как и в большинстве других стран, начиная со средних веков преднамеренный аборт считался незаконным. За­кон о преступлениях против человека от 1861 г. устанавливал нака­зание за совершение аборта в виде пожизненных каторжных работ. Закон о защите жизни новорожденного ребенка от 1929 г. признал преступлением «лишение жизни ребенка, способного родиться живым». Согласно этому закону, точкой отсчета служила 28-я не­деля внутриутробного развития, по достижении которой ребенок признавался жизнеспособным. Закон делал только одно исключе-

* Ясли, от греч. брефос — дитя, трефо — кормлю, воспитываю. — При­меч. ред.

ние из этого правила — если аборт производился с целью сохране­ния жизни матери.

В 1938 г. знаменитый гинеколог Алек Борн был обвинен в вы­полнении аборта четырнадцатилетней девочке, которая была изнасилована солдатами. В дальнейшем он был оправдан. Судья сделал заключение, что не существует принципиальной разницы между защитой жизни матери и защитой ее здоровья, а следователь­но, аборт можно было признать законным, так как он может по-мочь предотвратить превращение женщины в «инвалида в физичес­ком или психическом смысле». Результатом этого решения стало постепенное увеличение числа абортов в Великобритании. Нужно отметить, что сам Алек Борн впоследствии выступал против зло­употребления психиатрической экспертизой при решении о необ­ходимости аборта как способа предотвращения глубокой психичес­кой патологии. Он занял резко отрицательную позицию по отно­шению к Закону об абортах 1967 г. (см. ниже). В ответ на принятие этого закона доктор Борн основал Общество защиты нерожденных детей.

Аборты не были редкостью среди гинекологов того времени, но их могли позволить себе только клиенты с толстыми кошельками и большими связями. Однако все знали, что можно обратиться за помощью в нелегальные абортарии, где выполнялось много абор­тов, и они были доступны любому слою общества. У многих жен­щин после криминальных абортов возникали осложнения: тяжелые инфекции, бесплодие, а в некоторых случаях даже летальный ис­ход. Никто не знал истинного положения дел, на руках не было точ­ных статистических данных, источники разнились в цифрах. По­жалуй, самым объективным источником на тот момент послужил отчет 1966 г. Королевского колледжа акушеров и гинекологов, в ко­тором говорилось, что ежегодно в стране совершалось 14 600 абор­тов, вто время как по другим источникам эти цифры были еще выше. В 1967 г. в 23 случаях криминальный аборт привел к летальному ис­ходу.

Соседние файлы в папке Д.Уайатт