Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
15
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
189.95 Кб
Скачать

Иисус и ранняя Церковь

Иисус подтвердил ветхозаветную позицию, что жизни младенцев и детей младшего возраста обладают неотъемлемой ценностью. В некотором смысле Он занял еще более радикальную позицию, чем Его современники. Живя в современном обществе, где принято ува­жать права детей, мы зачастую оказываемся неспособными по досто­инству оценить поистине революционное учение Христа: «...если... не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:1—4). Иисус учил, что принять малое дитя во имя Его — значит принять

* Апологетика (от греч. «апологиа», защитительная речь на суде) — раз-Дел богословия, формулирующий доказательства истинности основных положений вероучения. — Примеч. ред.

Самого Христа и Отца, Его пославшего (Мф. 18:5, Мк. 9:36,37). И напротив, кто «соблазнит» малое дитя, получит суровое наказание (Мф. 18:6). В отличие от иудейских проповедников, Иисус уделял большое внимание детям, и, читая Библию, нетрудно заметить Его особое к ним отношение. Он упрекал Своих учеников, когда они не допускали к Нему детей для благословения, оставлял дела, чтобы провести время с детьми (Мф. 19:13—16; Мк. 10:13—16).

Несмотря на то что в Новом Завете аборт и детоубийство не упо­минаются, в нем встречается слово pharmakeia и его производные, которые перечисляются в списке злодеяний, несопоставимых с хри­стианской истиной (см.: Гал. 5:20; Отк. 21:8; 22:15). Греческое слово pharmakoi обычно переводилось в Новом Завете как «волшебник» или «маг». Pharmakeia подразумевает использование лекарственных веществ, и, кстати, от него произошли слова «фармакология» и «фар­мацевтический». Но оно вполне могло означать применение рас­тительных ядов с тем, чтобы отравить человека или вызвать выкидыш.

Ранние христианские трактаты Дидахе («Учение двенадцати апо­столов») и «Послание Варнавы» служили воспитанию верующих в практических аспектах христианской жизни. Датируются они I—II вв. н. э. В них содержится наставление о двух путях: пути света и пути тьмы. Путь света — это путь любви к ближнему, заботы о человечес­кой жизни во всех ее проявлениях. А путь тьмы — это соучастие в убийстве, прелюбодеянии, мужеложстве, блуде, магии, абортах или детоубийстве183.

На заре христианской эры ученый Климент Александрийский, выступая против абортов, называл их бесчеловечными. Он писал: «Те, кто, пытаясь скрыть свою аморальность, пользуются абортив­ными лекарствами, чтобы извергнуть плод мертвым, убивают в себе человеческие чувства»184. Святые отцы ранней Церкви были беском­промиссны в своей резко отрицательной позиции к греко-римской нравственности, которая мирилась с уничтожением нежеланной человеческой жизни и была жестока по отношению к слабому и презренному.

Христианские апологеты, жившие в Римской империи первых трех веков нашей эры, были вынуждены защищать себя от трех об­винений: обвинений в атеизме (из-за отказа поклонятся римским богам), кровосмешении (из-за учения христиан о братской любви) и каннибализме (вследствие недопонимания природы причастия). В ответ на обвинения в каннибализме, христиане не раз подчерки­вали, что они против убийства в любой его форме, в том числе битв гладиаторов, боев животных, абортов и детоубийства185. И хотя рим­ляне отличали аборт от детоубийства, христиане настаивали, что данные деяния являются паррицидом*. В римской культуре слово «паррицид» означало убийство родителей или близкого родствен­ника, что считалось одним из самых жестоких преступлений, по­скольку противоречило всем законам совести186. Интересно отме­тить, что, называя аборт и детоубийство столь резким словом, хри­стиане приравнивали уничтожение нежеланного ребенка к убийству близкого родственника.

Соседние файлы в папке Д.Уайатт