Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры отечка.doc
Скачиваний:
82
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
326.14 Кб
Скачать

27.Поэзия 1830-х гг. Е. Баратынский, в. Бенедиктов, а. Полежаев, а. Кольцов. Их поэтические миры: тип лирического героя, жанры, выразительно-изобразительные средства

Баратынский – «романтик» в самом общем смысле этого слова. Но уже раннее его творчество никак не очерчивается рамками модной в первой половине прошлого века школы романтизма. Главная отличительная черта поэзии Баратынского – необыкновенно плотная насыщенность ее мыслью. «Он у нас оригинален, ибо мыслит, - писал о нем Пушкин, тут же добавляя, - между тем как чувствует сильно и глубоко». Сильное чувство, основа основ всякой подлинной лирики, у Баратынского - повод, толчок развитию мысли, поверяющей чувство. Более того, поэтическая мысль, то есть мысль, рожденная непосредственно возвышенным чувством, предвосхищает интеллектуальные открытия общества. Даже сугубо интимная лирика сплошь и рядом обращается у Баратынского в философскую. Баратынский стремился избегать в своих стихах всего конкретно личностного, биографического. Восприятие мира у Баратынского не подвержено аберрации ни черными, ни розовыми очками. Будучи по складу души романтиком, Баратынский, тем не менее, уже в ранних стихах принимает реальность как есть, во всей ее наготе. Поэтому его герой не укрывается бегством в обители грез; романтическая чувственность удивительно, но гармонично сочетается с рациональностью мышления, а светлое, радостное приятие жизни – с мотивами грусти, печали. В этой тоске нет уныния - есть спокойная трезвость; нет покорного смирения - есть мужество противостояния. Противостояние враждебности мира неизменно носило у поэта характер индивидуального внутреннего сопротивления. Ему были чужды идеи переустройства этого мира. Тема рока, довлеющего над человеком, - «сквозная» тема у Баратынского. Но! – «… страданье нужно нам; Не испытав его, нельзя понять и счастья»!

Поэт-романтик, певец взволнованных, возвышенных состояний природы, Бенедиктов внес в нее дыхание огня. Нет другого поэта, у которого в стихах было бы так много пламени - от искры до пожара, от огнедышащего вулкана до тучи, несущей, от горячего источника с его скрытым горнилом до очей милой девы, в которых кипит смола, и ее чела, с которого "дышит пламенем" буря. Излюбленный образ Бенедиктова - горные громады, выдвинутые из земли дыханием огня и как бы сохранившие его крылатые очертания. Поэзия Бенедиктова - своего рода энциклопедия наиболее употребительных романтических мотивов: буря, гроза, радуга, облако, конь, соловей, цветок, роза. В позднем творчестве (50-60-е годы) все большее место занимает национальный пейзаж (цикл "Сельские отголоски", 1857). Мотивы поэзии Бенедиктова просты и незамысловаты и редко выходят из области любви и природы, к которым Бенедиктов относится без особой вдумчивости. Бенедиктов много и удачно переводил (из Мицкевича, Гюго, Козара).

Поэзия Полежаева внесла в развитие революционного романтизма новые и глубоко своеобразные ноты. Основной герой его поэзии — неизменно трагический в своем романтизме образ «гибнущего челнока», «арестанта», «пленного ирокезца», «беззащитное тело» которого отдано «на позор палачам»; господствующий жанр его лирики — это «исповедь осужденного», «песнь погибающего». По своему стилю Полежаев — романтик, испытавший на себе сильное влияние Ламартина, Гюго и «неистовой» французской словесности. Но в романтизме Полежаева звучали мотивы острого реализма. Этот реализм достиг своего наивысшего предела в его кавказских поэмах. Шовинизму дворянской лирики 20—30-х гг. Полежаев противопоставил потрясающее по своей силе описание зверства русских войск («Чир-Юрт»). Но реалистические ноты не исчерпываются мрачными зарисовками Кавказа: они присутствовали и в его острых памфлетах на николаевский и в солдатской песне. В романтическом неприятии действительности Полежаевым содержались уже зерна реалистического ее разоблачения. Порой неровные по своей отделке, его стихи полны смятения и поражают энергией чувств. Поэзия Полежаева - характерная страница истории мрачных лет, наступивших в России после разгрома декабристов, с которыми поэт духовно был тесно связан.

Кольцов близок народу, крестьянству, которое он знает, любит и изображает в самых различных его сторонах. Призыв к деятельному труду составляет лейтмотив его творчества, — с восторгом описывает процессы пахоты и др., т.е. крестьянскую трудовую жизнь. Но она не носит на себе следов крепостной кабалы. Реализм Кольцова обобщен и синтетичен; его сила в том, что он впервые в художественной литературе поэтизирует крестьянский труд с народной точки зрения («в его песни, — писал Белинский, — смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии»). Но его поэзии недостает всесторонности взгляда: простой класс народа является у него в уединении от общих интересов только с своими частными житейскими нуждами. Кольцов не освободился совершенно от воздействия чуждой для него дворянской культуры, не усвоив ее органически (таковы напр. почти все его книжные «думы»). Но этот жанр стоит у него на последнем плане, уступая первенство бытовому стихотворению, песне и романсу, и тематикой и приемами своими тесно связанными с устным народным творчеством. Кольцов в своих песнях всегда подчеркивал характер героя, его жизненную силу, веру в будущее.

28.М. Лермонтов. Личность. Судьба. Индивидуалистическая (демоническая) личность как центральная проблема его творчества. Структура сознания и психология такой личности. Ее избранность

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 года в Москве. Ранние годы - в усадьбе его бабки Е. А. Арсеньевой в селе Тарханы. Уже в детстве Л. с живым интересом относился к народным песням и легендам, сочувствовал нуждам крепостных. В 1827 Л. переехал с бабушкой в Москву, а в 1828 поступил на 4-й курс Благородного пансиона при Московском ун-те. Именно здесь начал свой литературный путь, участвовал в рукописных журналах. Тогда же написаны первые поэмы "Черкесы" и "Кавказский пленник", отмеченные ученическим подражанием А. С. Пушкину; сделан первый набросок "Демона". Осенью 1830 поступил на нравственно-политическое отделение Московского ун-та – один из центров идейно-культурной жизни. Участвовал в столкновениях с реакционными профессорами. В 1832 он покинул ун-т и переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная муштра была для него подобна смерти, но и здесь продолжал писать. По окончании школы был определен в лейб-гвардии гусарский полк в Царском Селе. Однако большую часть времени проводил в столице, погрузившись в светские развлечения. Но вскоре охладел к ним. Его критика аристократического общества легла в основу драмы "Маскарад". В 1837, в дни гибели Пушкина, обозначился крутой перелом в судьбе Л. Потрясенный гибелью поэта, он написал стихи, выражавшие гнев и боль всех передовых людей того времени. За них и был арестован. Высшие сановники империи и сам Николай I были страшно раздражены. С этого дня начались почти непрерывные преследования Л. Был выслан из Петербурга в Нижегородский драгунский полк, находившийся на Кавказе и постоянно участвовавший в военных действиях. Хлопоты Е. А. Арсеньевой и Жуковского привели к тому, что Л. был "прощен". К концу 30-х гг. окончательно определились основные направления творчества. Вольнолюбивые настроения и горький скептицизм в оценке современности нашли выражение в его гражданско-философской лирике, в романтических и фантастических образах "кавказских" поэм - "Мцыри" и "Демон», в зрелой прозе. "Герой нашего времени" распространялся в те дни, когда Л. был предан воен. суду и находился в заключении за дуэль. Был вторично сослан на Кавказ, но продолжает печататься в «Современнике». Бабушка Арсеньева сумела выхлопотать ему отпуск в Петербург (в 1841). Но после недолгого пребывания в столице, ему было велено в течение 48 часов ее покинуть и вернуться на Кавказ. По пути он задержался в Пятигорске. Там было много недругов, в итоге была спровоцирована ссора Л. с офицером Мартыновым. Состоялась дуэль, закончившаяся гибелью поэта.

Центральный образ творчества Лермонтова – разочарованный демонический герой, который был глубоко сродни поэту своим бунтом, своим протестом и отрицанием николаевской действительности. Его демонические герои характеризуются двойственностью сознания, обусловленное их конфликтом с окружающей действительностью. Они воплощают идею крайнего индивидуалистического бунта. Отвечая злом на зло, они противопоставляют себя всему миру и становятся активными врагами человечества и всего миропорядка. Это носители злого, разрушительного начала и в то же время - высокие герои. Их конфликт с богом и миром строится не только на личной обиде, - он имеет своим источником мысль о несправедливости, лежащей в основе всего мироздания. Они скорбят не только за себя, но и за весь мир, и мстят не какому-нибудь отдельному обидчику, а всему существующему, т.е. мстят демонически. Мрачность, душевная усталость и разочарованность, отрицание мира, обманувшего надежды, и сосредоточенность на своем 'я' чрезвычайно ярко выразились в демонических героях поэм 1830-1831 годов. В каждом из них зло родилось из страстного желания добра, ненависть - из любви к идеалу. У всех демонических героев Лермонтова за отрицанием всегда стоит утверждение, за ненавистью - любовь. В этом и проявляется двойственная сущность их натуры. Но самое важное в образе Демона, пронизывающем все творчество Лермонтова, - это то, что он неотделим от самого поэта.

Не только демонический герой не приемлет современного ему общества, но и общество неприемлет его, что приводит к его одиночеству. Но одиночество лишь усиливает избранность, которую ощущает герой. Он чувствует, что у него есть некая высшая цель, высшее предназначение, почти пророческое.