Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Кириллова - Медиакультура

.pdf
Скачиваний:
107
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
2.55 Mб
Скачать

 

 

[231]

Глава 4. Дискурсивные трансформации медиапространства

 

Вот почему фильмы феерии Мельеса («Путешествие Гулливера», «Приключения Мюнхгаузена», «Хождение Христа по воде», «Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное» и др.) производили на зрителей в начале XX века такое же «магическое» воздействие, как, к примеру, автомобиль, аэроплан и другие чудеса техники. Американский режиссер Гриффит, на картинах которо­ го Эйзенштейн овладевал навыками монтажа, однажды сказал о Мельесе, которого лично не знал: «Ему я обязан всем».

БезМельесанебылобынетолькоГриффита,ноиМак­ са Линдера, Мака Сеннета, Чарльза Чаплина, заложивших основымассового,коммерческого(кинематографа)ивмес­ те с тем самого демократического из искусств.

Но массовый, зрелищный кинематограф осваивает в первые годы своего существования не только развлека­ тельныежанры,ноикинохронику.Крупныефранцузские фирмы Патэ и Гомон налаживают выпуск специальных киножурналов,которыезапечатлелимногиеисторические события: коронацию последнего русского царя Николая II в Москве в 1896 году, чуму в Бомбее, бой быков в Са­ рагосе, автомобильные гонки в Калифорнии и многое другое. Увеличивается выпуск видовых фильмов разных стран, на пленку снимаются сцены из театральных спек­ таклей с участием знаменитостей, таких как Сара Бернар, Анна Павлова, Федор Шаляпин и др. А после того, как во всех странах мира открываются постоянные кинотеатры («Иллюзионы», «Биоскопы», «Синематографы» и др.), которые растут как грибы, становится ясно: и у класси­ ческой культуры (к примеру, театра), и у массовой печати появился конкурент.

Метаморфозы, происшедшие с кинематографом за два три десятилетия существования, поразительны и не­ объяснимы. Во первых, он мгновенно превращается из балаганного зрелища в искусство; во вторых, становится одним из важнейших средств массовых коммуникаций; в третьих, являет собой мощнейший коммерческий фак­

[232]

 

 

 

Медиакультура: от модерна к постмодерну

тор; в четвертых, становится катализатором умопомра­ чительной карьеры «звезд». Достаточно вспомнить судьбу до кино никому не известных Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса, Глории Свенсон и Рудольфо Валентино, Дороти и Лилиан Гиш, комиков Макса Линдера, Бастера Китона, Гарольда Ллойда и многих других.

Чаплиниана

Феноменом раннего периодаразвития кинематографа является творчество Чарльза Спенсера Чаплина.

Молодой англичанин, совершавший в 1903 году с пан­ томимой Карно турне по США, нанимается сниматься в кино на студию Мака Сеннета за 150 долларов в неделю

иза каких нибудь три четыре года становится любимцем всего мира.

Традиционную «комедию масок» Чаплин соединяет с трюковой комедией, добавляет элементы мелодрамы

исатиры и получает неожиданный для американского «массового» кинематографа жанр — трагикомедию с пот­ рясающим образом «маленького человека» — смешного и трогательногоодновременно,бредущегоподорогамсамой богатой страны мира в поисках счастья…

Ж. Делёз видит значение Чаплина в том, что уже в немом кино он преобразил пантомиму, «превратив ее из искусства поз в искусство действие»1  («На плечо!», «Малыш», «Новые времена»); ввел «образ действие»2  в структуру немого фильма («Парижанка», «Золотая ли­ хорадка», «Цирк», «Огни большого города») и «фигуру мысли»3  — в контекст звукового фильма («Великий диктатор», «Мсье Верду», «Огни рампы», «Король в Нью Йорке»).

Оличности Чаплина, его актерском таланте, особен­ ностях режиссуры, вкладе в развитие мирового кино на­

1

Делёз Ж. Кино. — М., 2004. — С. 46.

3 Там же. С. 229.

2

Там же. С. 228.

 

 

 

[233]

Глава 4. Дискурсивные трансформации медиапространства

 

писаномного.Достаточноназватьтолькорусско язычные издания.1

Однако никто из исследователей не отметил, что Чаплин первым из кинодеятелей интегрировал в своем творчестве две культуры — «высокую» и «низкую», подняв до уровня трагедии «плебейское», балаганное зрелище, каковым был ранний кинематограф. Чаплин заставил зрителей смеяться и плакать одновременно. Гениаль­ ность его состоит и в том, что в истории кино  — это первое явление «авторского кинематографа», в котором сценарист, режиссер, актер, композитор — одно лицо. Будучи далеким от политики, Чаплин тем не менее су­ мел в своих фильмах продемонстрировать достаточно независимую гражданскую позицию. Фильм «На плечо!» (1918) не просто высмеивает первую мировую войну, ис­ пользуя беспощадную сатиру; это антимилитаристское произведение, которое по сути выступает против военной политики США. Предвосхищая «Великого диктатора», Чаплин, играющий рядового солдата союзной армии, высмеивает «великих полководцев» современности: Гинденбурга, кайзера Вильгельма, кронпринца. В одной из сцен, запрещенных цензурой, Чарли отрывает себе на память пуговицы с сюртуков и штанов Пуанкаре и короля Великобритании.

В фильме «Парижанка» (1922), являющемся по жанру скорее социально психологической драмой, чем мелод­ рамой, Чаплин откровенно выступает против лицемерия, фальшиипродажности«высших»слоевобщества.Картина была запрещена в 15 штатах США, несмотря на то, что действие происходит в Париже.

Фильм«Новыевремена»(1936),вкоторомЧаплинпод­ нимается до ведущих тем современности, эстетствующая

1 См.:ЧарлиЧаплин.Сб.подред.В.Шк­

раннегопериодатворчества.—М.,1959;

ловского.—Л.,1925;СоколовИ.В.Чар­

Кукаркин А. Чарли Чаплин. —М., 1960;

ли Чаплин. — М., 1938; Чарльз Спенсер

Божович В. Чаплин//Современные за­

Чаплин. Под ред. С. Эйзенштейна и

падные режиссеры. — М., 1972; Садуль

С. Юткевича. — М., 1945; Авенариус

Ж. Чарли Чаплин. — М., 1981 и др.

Г. А. Чарльз Спенсер Чаплин. Очерки

 

[234]

 

 

 

Медиакультура: от модерна к постмодерну

критика считает непристойной, а политики — опасной.

Воснове сюжета здесь не просто конфликт человека и машины, а протест против бесчеловечности, общества, где человек — «колесик и винтик», где все построено на наживе и выгоде.

В«Великом диктаторе» (1940) Чаплин, вообще от­ казавшись от каких либо метафор, откровенно обру­ шивается на фашизм и Гитлера. Фильм был завершен в тот период, когда немецкие войска уже оккупировали Польшу,Чехию,Францию.Однакоамериканскаяцензура запретила показ картины, обвинив Чаплина в «разжига­ нии войны с Германией». Как известно, «Великий дикта­ тор» был запрещен и в СССР по личному указанию И. В. Сталина. Пожалуй, ни у одной картины Чаплина не было столь драматической судьбы. Причина проста: мы имеем дело здесь с политической сатирой, открытым протестом и против «коричневой чумы», и против диктатуры власти как таковой.

Чаплин играл в этом фильме, используя свою знаме­ нитую маску двух героев: еврея парикмахера и Аденоида Хинкеля — новоявленного диктатора, призывающего к погромам и резне. Смех Чаплина здесь особый: саркасти­ ческий, ироничный, злой. Смех, от которого становится горько и страшно. Кстати, это была первая чаплиновская картина, в которой он «заговорил» (до «Диктатора» филь­ мыЧаплинанебыли«говорящими»,атолькоозвученными музыкой).

Фильм «Мсье Верду» (1946) продолжает эту же тему, являясь карикатурой на режим буржуазного общества.

Вцентре вновь фигура преступника, циника, убийцы, а ощущение от просмотра — горечь и безысходность. «Мсье Верду» вызвал откровенную кампанию против Чаплина со стороны официальных кругов США, усилившуюся в период «маккартизма». Его обвинили в пропаганде марксизма и коммунизма и в конечном итоге вынудили покинуть США. Дело здесь не только в том, что талант Чаплина резко отличался от талантов Голливуда, а в его

 

 

[235]

Глава 4. Дискурсивные трансформации медиапространства

 

гражданской позиции, его умении быть свободным и не­ зависимым.Качества,которымможетпозавидоватьлюбой современный журналист, публицист, режиссер. Сегодня есть такое понятие «неангажированность» — Чаплин од­ ним из первых в медиакультуре XX века задал тон в этом вопросе.

Экспрессионизм в Германии

Развивающийся по накатанной платформе «самого массового из искусств», кинематограф тем не менее отра­ зил многие из тенденций обновляющейся эпохи, пройдя и через этапы «модерности», «элитарности».

Первым нетрадиционным художественным течением сталнемецкийэкспрессионизм(отлат.expression—выраже­ ние,выявление),нашедшийсвоевыражениев1910 егоды в архитектуре, театре, музыке, литературе, но главным образом в живописи. После поражения в войне и паде­ ния кайзеровской Германии экспрессионизм становится одним из ведущих художественных явлений в немецкой кинокультуре.

Отметим сразу, экспрессионизм — это не дань моде; его появление вплотную связано с обострением социаль­ ных противоречий в Германии после поражения в войне

инеприятием интеллигенцией буржуазного «мира». Экспрессионизм — это своеобразная форма протеста против действительности и одновременно выражение мистического ужаса перед хаосом современного бытия. Ему свойственны иррационализм, субъективная интер­ претация реальности, эмоциальность и мистицизм. В экспрессионистскихфильмах,средикоторыхвыделяются «Кабинет доктора Калигари» и «Раскольников» (по рома­ ну Ф. Достоевского) Р. Вине, «Носферату» Ф. Мурнау и «Тени» А. Робизона, «Усталая смерть» и «Доктор Мабу­ зе  — игрок» Ф. Ланга, «Кабинет восковых фигур» П. Лени

идр., мир предстает фантастически деформированным, лишенным естественных очертаний. Натура здесь заме­

[236]

 

 

 

Медиакультура: от модерна к постмодерну

нена декорациями, используются оптические эффекты, контрасты света и тени.

В центре киноповествования — герой одиночка, воплощение абсолютного «я», вступающий в безнадеж­ ную схватку с окружающим миром. Ужасы, фантастика и преступления пронизывают искусство экспрессионистов. Однако это не фильмы ужасы американского серийного производства — оплот низкопробной «массовой культу­ ры», — они вызывают другое ощущение.

Как отметит З. Кракауэр в своем исследовании: «Ка­ лигари» открывает целую галерею тиранов».1  А Ж. Садуль подчеркивает,чтоэкспрессионисты«вольноилиневольно отражали растерянность и смятение, царившие в пос­ левоенной Германии, само время требовало, казалось, чего то фатального, чудовищного…»2  Вампир Носферату со своей армией крыс выступает как зловещий предвест­ ник чумы; герой фильма «Тени» демонстрирует мрачные фантастические силуэты, которые толкают человека на преступление; в картине «Усталая смерть» Смерть заму­ ровывает тысячи душ в замок без окон и дверей, обнесен­ ный бесконечной стеной; в «Кабинете восковых фигур» Джек потрошитель гоняется за своими жертвами, а рус­ ский царь Иван Грозный применяет пытки, достойные маркиза де Сада.

Эстетика изобразительного решения экспрессионист­ ских фильмов — это «ожившие рисунки», что нагляднее всего проявляется в «Кабинете доктора Калигари» — про­ граммномпроизведенииэкспрессионистов.Всездесьпод­ чиненодеформированномувидениюмира:раскрашенные холстыдекораций(фильмчерно белый),экстравагантные костюмы, подчеркнуто театральный грим; стилизованная игра актеров приближается к пантомиме, модернизиро­ ванной средствами киноэкрана. «Калигари» напоминал в чем то снятый на пленку театр, как когда то фильм Мель­

1 Кракауэр З. Психологическая история

2 Садуль Ж. История киноискусст­

немецкогокино.ОтКалигаридо Гитле­

ва.  — М., 1957. — С. 148.

ра. — М., 1975.

 

 

 

[237]

Глава 4. Дискурсивные трансформации медиапространства

 

еса. И монтаж был тот же — последовательный. Правда, в отличие от картин Мельеса здесь снимались прекрасные немецкиеактеры:ВернерКраус(Калигари),КонрадФейдт (Чезаре), Лиль Даговер, Фридрих Фейер и др.

Если не брать во внимание разъяснительный эпилог, то мораль фильма «Кабинет доктора Калигари» предо­ стерегает: власть — это преступное безумие. До такой тенденциозности кино еще не доходило; это могла себе позволить только пресса.

Школа экспрессионизма в кино просуществовала недолго — с 1918 до 1924 года. Однако и этого времени было достаточно для того, чтобы проинформировать мир о духовном состоянии немецкой нации и определить путь последующегоразвитиякинокультуры,котораяначнетсяс реваншистскогофильма«Нибелунги»режиссераФ.Ланга, а завершится экранными мифами нацистской Германии.

Французский «киноавангард»

Размышляя о модернистских тенденциях в кино, пов­ лиявшихнаэволюциюкинокультуры,нельзянесказатьоб открытияхфранцузского«авангарда»конца1910 х—1920 х годов. Его теоретиком и идейным вдохновителем был Л. Деллюк, пришедший в кинематограф из мира журналис­ тики. Он первым обратил внимание на опасность, которая грозит культуре со стороны коммерческой зарубежной (особенно американской) и собственной французской кинопродукции. Деллюк хорошо знал, на каких деловых основах строится новое искусство, отсюда его горькие мысли:«Франция,котораяизобрелакино,создалаисделала известным, теперь наиболее отсталая страна. Я очень хочу верить, что у нас будут хорошие фильмы».1

Деллюк критиковал штампы коммерческого кино, хотя и считал, что лучший зритель — массовая народная аудитория. Разрабатывая важные вопросы эстетики кино,

1 Садуль Ж. История киноискусст­ ва.  — М., 1957. — С. 158.

[238]

 

 

 

Медиакультура: от модерна к постмодерну

Деллюк выдвинул понятие фотогениикакособогоаспекта выразительностивокружающейсреде,котораяможетбыть раскрыта средствами кино.1  Он одним из первых обобщил кинематографическийопытЧаплина,2  считая,что«маска»

— неотъемлемая часть актерской магии, без которой не может быть раскрыта внутренняя сущность персонажа.

Французский «авангард» периода Деллюка (он умер рано, в 1924 году) — это киноимпрессионизм. Данный тер­ минДеллюкиегосоратники(А.Ганс,Ж.Дюллак,Л‘Эрбье, Ж. Эпштейн и др.) принимали не столько для того, чтобы подчеркнуть преемственность с импрессионизмом в жи­ вописи, сколько для того, чтобы противопоставить свое творчество немецкому экспрессионизму.

Свои теоретические взгляды Деллюк стремился реали­ зоватьврежиссуре.Егофильмы(«Молчание»,«Испанский праздник»,«Лихорадка»,«Женщинаниоткуда»)—этосвое­ образные киноэксперименты, в которых сделана попыт­ ка через создание эмоциональной атмосферы передать внутренний мир человека, поведать о жизненной драме персонажа и т.д. Среди наиболее заметных фильмов ки­ ноимпрессионистов — «Наполеон» А. Ганса (этот фильм известен особыми спецэффектами, в частности «экран­ ным триптихом», и тем, что художником декоратором здесь выступил А. Бенуа), «Эльдорадо» Л‘Эрбье, «Улы­ бающаяся мадам Беде» Ж. Дюллак, «Верное сердце» Ж. Эпштейн и др.

По определению Садуля, «зеркало немецкого экс­ прессионизма хоть как то отражало немецкую действи­ тельность», французский «импрессионизм» был всего лишь «блестящим калейдоскопом».3  Впрочем, заслуга Л.Деллюкаиегошколывтом,чтодляпропагандылучших произведений мирового кино они создали «Киноклуб», которыйобъединилинтеллигенциюиинициировалкино­ клубноедвижениевовсеммире.Киноклубы,размножаясь

1 Drames cinema. — P.,1923; в русском

2 Charlie Chaplin. — P., 1921.

переводе — Фотогения кино. — М.,

3 См.: Садуль Ж. История киноискусст­

1924.

ва. — М., 1957. — С. 169.

 

 

[239]

Глава 4. Дискурсивные трансформации медиапространства

 

(только во Франции к концу 1920 х годов их насчитыва­ лось 20), объединяли вокруг себя наиболее просвещенных зрителей, фанатов кино, которые способствовали «ки­ нообразованию» публики, формируя тем самым новую кинокультуру.

Второй этап французского «киноавангарда» был вдох­ новлен дадаизмом (что значит «детский лепет»), кубизмом и сюрреализмом. Фильм «Механический балет», постав­ ленный художником кубистом Фернаном Леже, стал одним из ярких экспериментов. Он представлял собой танецшестеренокизубчатыхколес,объединенныхобщим ритмом и смонтированных по формальному сходству. Но это не абстракция, а метафора времени: на экране мелькают рыночные товары, колесо лотереи, манекены, человеческие фигуры, а иногда композиция из газетных текстов и заголовков — прием, используемый кубистами. У фильма «Механический балет» интересный пролог: он открывается мультипликационной карикатурой Ф. Леже на Чаплина, точнее, на его знаменитую маску.

«Антракт», поставленный молодым Рене Кле­ ром,  — это кинематографический дивертисмент, ант­ ракт, вкрапленный между актами балета. Зритель видит панораму Парижа, трубы на крышах в форме колонн (до «Антракта»Клерснялцеликомнанатуресминимальными затратами тонкий и ироничный фильм «Париж уснул»), увлекательные пируэты танцовщиц. Но самое интересное здесь  — абсурдный эпизод похорон погони, выполнен­ ный как пародия на трюки Мельеса и гэги Мака Сеннета, с мчащимся катафалком, вылетающим из него гробом, стреляющей пушкой.

Естественно, что подобные формалистические иска­ ния в кино исчерпали себя очень быстро.

Более перспективными с точки зрения художествен­ ного освоения действительности стали опыты в кино сюр­ реалистов.Сюрреализм(«сверхреализм»),провозгласивший источником искусства сферу подсознания (инстинкты, галлюцинации, сновидения), сложился в 1920 е годы не

[240]

 

 

 

Медиакультура: от модерна к постмодерну

безвлиянияэкспрессионизмаидадаизма.Егометод—раз­ рывлогическихсвязей,замененныхсвободнымиассоциа­ циями;главнойчертойсюрреализмасталапарадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно пластическая достоверность.

И хотя первым опытом экранного сюрреализма счита­ ется фильм «Раковина и священник» (1926) в постановке Ж. Дюллак, скандальную известность новому методу принес «Андалузский пес» (1928) режиссера Л. Бунюэля в содружестве с художником С. Дали.

«Андалузский пес» стал высшим достижением ки­ ноавангарда Франции. Слова критика Лотреамона «это прекрасно, как встреча зонтика со швейной машинкой на операционном столе»1  — стали подлинным лозунгом сюрреализма и своеобразным «ключом» к пониманию эстетики этой необычной картины.

Фильм Бунюэля и Дали не имел аллегорического смысла; он был весь построен на «сюрреалистических» метафорах: к примеру, луна, рассеченная узкой полоской облачка, сопоставляется с рассеченным глазом — отсюда знаменитый кадр глаза, разрезаемого бритвой.

Поискиспецэффектовв«Андалузскомпсе»напомина­ ют«монтажаттракционов»С.Эйзенштейна;ито,идругое представляет собой теории «левых» школ в кинокультуре. Аллегорией являются и книги револьверы, при помощи которых герой зверски уничтожает своего «двойника». За экранной абракадаброй следует безумное отчаяние, анархистский бунт, призывы к Ленину, религии и разуму, Западу и человеческой цивилизации.

В фильме «Андалузский пес» впервые в кино был при­ менен метод психоанализа З. Фрейда. К примеру, эпизод, где герой, привязанный канатами к двум тыквам, двум священникам и роялю с дохлым ослом, не в состоянии

1 Цит. по кн.: Садуль Ж. История кино­ искусства. — С. 188.