Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гендерология и феминология_сост_Чумаков.doc
Скачиваний:
355
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
1.12 Mб
Скачать
  1. Понятие домохозяйства

В западноевропейской гендерной социологии рассматривается «се­мейная группа» или «домохозяйство» — совокупность людей, со­единенных брачным союзом (муж и жена) и родственными связя­ми (родители — дети), которые проживают совместно. В семейную группу могут входить бабушки и дедушки, дяди и тети, а также люди, не являющиеся родственниками, — няни, прислуга, вос­питанники.

Домохозяйство представляет собой группу лиц, объединенных общим бюджетом. В отличие от семьи, оно может быть представлено одинокими людьми и содержать неродственников. Изучение поло­жения женщин в сфере занятости и в целом в экономике невозмож­но без анализа отношений внутри домохозяйства и связей между его членами. Теоретический анализ домохозяйства с учетом тендерного фактора можно условно разделить на несколько направлений.

Первое направление связано с общими теориями домохозяйства. Основная теория — теория новой экономики домохозяйства (нео­классическая концепция). Признанными в научном сообществе считаются также институциональные и гендерные критические концепции домохозяйства.

Теория новой экономики заключается в применении микроэконо­мического аппарата исследования к семейным отношениям: все мож­но измерить и оценить — любовь, престиж, сексуальные отношения. Все является благом, предназначенным для купли-продажи, на уровне семьи формируется семейный капитал, который расходуется на по­требление благ, описывается распределение предпочтений членов домохозяйства в приобретении тех или иных товаров, благ.

Институциональные концепции исследуют, кроме того, ценность времени, потраченного на домашнее хозяйство, долгосрочность брач­ных контрактов, цену развода, цену отношений внутри семьи.

Феминистская критика этих концепций (направленная как раз на анализ генлерного фактора в домохозяйстве) делает акцент на внутридомохозяйственных отношениях и распределении ролей, труда, времени работы и времени досуга внутри домохозяйства.

Вторым направлением теоретического анализа домохозяйства является критика концепции воспроизводства «человеческого ка­питала» с точки зрения воздействия гендерного фактора на вложе­ния в мальчиков и девочек на уровне домохозяйства, на отдачу «человеческого капитала», различного по полу.

Третьим направлением выступает собственно анализ формиро­вания доходов и расходов домохозяйства с точки зрения участия полов в этом процессе, анализ распределения собственности до­мохозяйства. Это направление исследования приводит к более кон­кретным вопросам: изучению бедности и индикаторов феминиза­ции (или маскулинизации) бедности, формирующихся на уровне домохозяйства.

3.Понятие феминизации бедности

Феминизация бедности — явление, при котором женщины по сравнению с мужчинами более часто попадают в группу бедных. Обратный процесс — маскулинизация бедности. Поскольку про­цесс феминизации бедности может проходить не только в домохо­зяйстве, но и в общественном производстве, он выходит за рамки теорий домохозяйства и затрагивает анализ рынка труда, уровня оплаты труда, налогообложения, тендерного распределения фи­нансовых и других ресурсов.

Таким образом, факторы существования гендерного разрыва в доходах многочисленны и присутствуют как на макроуровне, так и на микроуровне.

Макропричины:

1) экономический кризис, сформировавший в стране социальный класс бедных, в том числе работающих бедных, большинство из которых женщины по причине тендерной асимметрии на рынке труда;

2) сегрегированный по полу федеральный бюджет;

3) экономическая политика, на­правленная на развитие добывающих («мужских») отраслей; рег­ламентация «мужской» номенклатуры общественных работ (стро­ители, дорожные рабочие);

4) несовершенство налоговой систе­мы: налоги платятся с официальных заработков, а женщины чаще имеют только официальные заработки; слабо учитывается ижди­венческая нагрузка, которая выше у женщин, в частности в не­полных семьях;

5) разрушение системы социальной защиты, низ­кий уровень социальных трансфертов и разрушение или удорожа­ние (недоступность) сферы услуг (включая детские учреждения), потребителями которой являются в большей степени женщины.

Микропричины:

1) патриархатные формы отношений внутри до­мохозяйства приводят к тому, что властный фактор преобладает над доходным, когда женщина не может на равных распоряжаться семейными доходами, даже если приносит в семью равный или больший по сравнению с мужчиной доход;

2) репродуктивные нагрузки ложатся в основном на женщин, распределение роди­тельских функций и функций по уходу за больными и престарелы­ми членами домохозяйства неравномерно.

Феминизация бедности проявляется не только посредством высокой вероятности попадания в число бедных по доходам, но и в том, что женская бедность имеет крайние формы проявления в виде застойной и глубокой бедности (самые бедные среди бедных).

Причины, по которым работодатели при приеме от­дают предпочтение мужчинам. Основная причина, по которой женщине отка­зывают в трудоустройстве, — необходимость предоставления ей льгот как матери малолетних детей.

Вторая по значимости причи­на — работодатель обязан соблюдать ограничения, обусловленные психофизиологическими особенностями женского организма.

Третья причина: «не­соответствие основных профессионально-квалификационных и социально-экономических характеристик женской рабочей силы предъявляемым требованиям». Фактически же за этим стоит стереотип о том, что женщина менее профессиональна, чем ее коллега-мужчина.

Первая тенденция, характеризующая положение женщин в сфере занятости - снижение ее доли.

Вторая тенденция не менее негативна и заметна - увеличение разрыва в оплате труда.

Занятые распределяются по сегментам рынка труда в зависимости от нескольких групп факторов, определяющих спрос.

Первая группа факторов связана с гендерной дискриминацией.

Проблемы гендерной дискриминации проявляются: во-первых, в характере рабочих мест; во-вторых, в разнице ставок. Руководящие и более квалифицированные должности занимают преимущественно мужчины, а женщины привлекаются для работ, менее престижных и квалифицированных, а также с более низкой зарплатой. Наличие гендерной дискриминации на рынке труда зависит во многом от наличия стереотипов тендерного сознания; а также консервативных социальных и юридических норм.

Вторая группа факторов включает образовательные и профессиональные различия. У представителей более квалифицированных слоев больше шансов попасть в ядро. В то же время трудоустройство женщин, имеющих достаточно высокий профессиональный потенциал, во многом затруднено фактором пола.

Гендерная дискриминация оказывает усиливающее действие не только на образовательные и профессиональные факторы, но и на факторы возраста, ухудшая ситуацию со спросом на женский молодежный труд. Молодые женщины чаще занимают низкие профессионально-должностные ступени и чаще оказываются среди безработных, даже если начинают догонять старших женщин, но, в особенности, мужчин по уровню квалификации.

Распределение по сегментам рынка труда во многом обусловливается и способами территориального расслоения. На эту группу факторов формирования рынка труда также накладывается гендерное неравенство. Женщины, проживающие в сельской местности, малых городах, поселках и так далее обречены на худшие условия найма и негарантированную занятость даже по сравнению с проживающими рядом с ними мужчинами.

Таким образом, гендерная дискриминация на рынке труда приводит к ситуации преимущественного попадания женщин либо во вторичный сегмент, либо на «периферию» рынка.

Сегментация в сфере занятости чаще всего воспринимается как функциональное распределение трудовых ресурсов, способствующих их более эффективному использованию.