Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Косарёв. Гос-ое соцстрахование.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
21.02.2023
Размер:
1.55 Mб
Скачать

Личность

Общество

Государство

Б е з о п а с н о с т ь

Экономическая подсистема безопасности должна быть ориентирована на обеспечение адаптации объекта социальной защиты к условиям окружающей его среды (природной, техногенной и социальной). Сюда будут включаться не только сферы производства, распределения и потребления продукции, но и вопросы экологии.

Политическая подсистема безопасности в наиболее общем виде охватывает решение вопросов целеполагания и целедостижения в системе взаимодействия объектов и управляющей деятельности. Ее составными элементами могут являться военная, геополитическая безопасность.

Социальная подсистема безопасности выполняет функции обеспечения воспроизводства социальной жизнедеятельности объектов защиты и их прогрессивного развития в соответствии с заложенным в них потенциалом, увязывания их жизненно важных интересов и управления уровнем напряженности в их взаимоотношениях. Сюда могут быть включены демографическая, продовольственная, медико-биологическая безопасность, а также защита каждого из объектов от возможного произвола со стороны других.

Духовно-культурная подсистема объединяет такие виды безопасности, как информационная, интеллектуальная, технологическая, защита моральных принципов, обычаев и устоев, религиозной жизни. С ее помощью обеспечивается единство духовно-культурного пространства, гасятся конфликты, возникающие в этой сфере.

Пообъектный принцип разделения безопасности позволяет детализировать ее обеспечение на межличностном, региональном, государственном и международном уровнях, выделяя внутренние и внешние противоречия и систему взаимосвязей между объектами.

Сегодня существует огромное количество подходов к определению видов безопасности, в том числе выделяют: экономическую, экологическую, продовольственную, технологическую, политическую, идеологическую, военную, геополитическую, пограничную, социальную, демографическую, медико-биологическую, эпидемиологическую, генетическую, духовно-нравственную, информационную и даже защиту человека от государственного произвола.

Но одной из главных причин разногласий по их классификации, отнесению того или иного вида безопасности к различным объектам, сферам и среде возникновения служит именно тесная взаимосвязь различных объектов, а равно и угроза их безопасности.

Социологический подход к классификации видов безопасности, как и к формированию основных положений концепции национальной безопасности, может иметь те преимущества, что позволяет учитывать тесную взаимосвязь социальных процессов и явлений. Социология, занимаясь изучением закономерностей процессов функционирования и развития социальных систем, способна решать эти вопросы системно.

Кроме того, обеспечение всех видов безопасности имеет целью достижение именно социальной безопасности и социального прогресса. Все  во благо человека и человечества. Высшей целью национальной безопасности является сохранение рода человеческого и жизни на Земле.

Таким образом, безопасность каждого объекта защиты  государства, общества, человека должна обеспечиваться в экономической, политической, социальной и духовно-культурной сферах общества с учетом внешних и внутренних угроз и среды их возникновения. Социальная безопасность этих субъектов, решающая вопросы воспроизводства их социальной жизнедеятельности, неизбежно будет включать экономические, политические и духовно-культурные компоненты.

Как уже отмечалось, изучение зарубежного опыта построения системы национальной безопасности актуализируется не только процессами внутреннего переустройства российского общества, но и изменениями в международной обстановке, необходимостью выявления новых видов опасностей. Ясно, что каждая страна выстраивает подобную систему, исходя из особенностей своего геополитического положения, уровня экономического развития и его потребностей, политического строя, специфики культуры. По-разному страны реагируют и на появление внешних и внутренних угроз.

Отдельные авторы отмечают, что для каждой страны ввиду ее национальной специфики существуют свои "пороги стабильности". Так, например, для европейских аналитиков бывает трудным уяснить "долготерпимость русского народа" и "неожиданность" знаменитого "русского бунта", которые они определяют как "загадочная русская душа"4.

В централизованных и закрытых странах, как правило, акцент обеспечения безопасности смещается в область защиты от внешних угроз. Характерная особенность этих стран  ущемление прав и свобод личности, возрастание внутренних угроз эффективному функционированию и развитию их обществ, а их главным источником выступает государственная власть.

В демократических странах, напротив, наиболее успешно решаются вопросы внутренней безопасности общества с использованием механизмов саморегулирования, эффективность которых зависит от развитости гражданского общества. Но они наиболее подвержены внешним угрозам вследствие открытости и ограниченности государственного вмешательства в общественные дела. Государство начинает действовать лишь в том случае, когда возникает непосредственная опасность конституционному строю и государственным устоям. При этом противостояние внешним угрозам не всегда оказывается умелым и может привести страну к утрате суверенитета.

В зарубежной практике обеспечения национальной безопасности нередко используется принцип так называемого "баланса интересов". Он чаще сводится к тому, что "мир втягивается в трудные времена", и человечество рано или поздно "будет вынуждено сокращать потребление", переходить к более жесткому регулированию своих потребностей под давлением альтернативы "иметь чего-то больше или быть"5.

Особый интерес представляет стратегия национальной безопасности США, которые определяют свой политический курс на основе анализа собственных возможностей и реальных угроз извне для стабильности страны. Тот факт, что американская политика национальной безопасности осуществляется преимущественно невоенными средствами, отчасти может объясняться тем, что США впрямую "не сталкивались с проблемой обеспечения неприкосновенности территории своего государства"6. В большей мере это, конечно, связано с изменениями в международной обстановке, в расстановке сил на мировой арене.

В течение последних лет наиболее опасные для себя внешние угрозы США усматривают в экономической, демографической, продовольственной, экологической, духовно-культурной, информационной сферах. Хотя и военная безопасность как вид продолжает оставаться.

Американская трактовка национальной безопасности, в основном соответствует международным нормам. Ее приоритетными направлениями можно считать защиту "народа, территории и образа жизни" от внешних угроз, что составляет основу национальных интересов страны. Эти направления зафиксированы в документе "Стратегия национальной безопасности США"7.

Что касается России, то речь, конечно, не идет о копировании чужой модели построения системы национальной безопасности, но проанализировать опыт других стран, общемировую практику создания систем национальной безопасности целесообразно.

В частности, американский опыт "демократической культуры". На протяжении всей истории США "власть предержащие" считали необходимым осуществлять идеологическую и политическую социализацию своего народа, в том числе на протяжении всей жизни каждого человека. Они понимали, что "демократия и политическая культура не воспроизводятся автоматически"8, а материальное положение во многом обусловливается духовным развитием.

Концепция национальной безопасности России, которая существует в настоящее время, в сравнении с зарубежными имеет ряд недостатков:

- отсутствие ее целостности, недооценка отдельных направлений обеспечения безопасности, в частности, духовно-культурных ценностей общества, научной и образовательных систем, недостаточность самой защиты;

- ориентация в большей мере на функционирование этой системы в оперативном режиме, отсутствие четко сформулированных целей ее стратегического развития.

Последнее имеет под собой объективные причины. Они заключаются в разрушении прежней системы безопасности, соответствовавшей целям тоталитарного государства, в нарастании огромного числа противоречий в ходе общественного переустройства, в результате чего государство вынуждено устранять очаги напряженности в режиме "скорой помощи". Но это не оправдывает разработчиков концепции национальной безопасности, руководствующихся подобным подходом. Усовершенствование действующей ныне системы безопасности должно строиться на обеспечении эффективности функционирования и развития как объектов защиты, так и самой системы национальной безопасности.