Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3859

.pdf
Скачиваний:
16
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
41.17 Mб
Скачать

Цоколь кремлевского храма «под колоколы» выложен из белого камня, восьмигранные ярусы – из большемерного кирпича с железными связями. Толщина стен нижнего яруса – более 5 м. Создание такой церкви-столпа, одновременно колокольни и смотровой вышки, стало большим техническим достижением. Кремлевская доминанта символизировала возвышение Москвы и стала прототипом для многих последующих русских колоколен. Впоследствии башня стала еще выше и получила известное название колокольни Ивана Великого. От 1500-х гг. в ней остались два нижних и часть третьего яруса.

После возведения Успенского и Архангельского соборов Москвы зодчие стали подражать их величавому облику при строительстве соборов в различных городах и монастырях. Сходные черты можно найти в Успенском соборе в

Ростове (начало XVI в., рис. 80), Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря под Новгородом (1515), Смоленском соборе Новодевичьего мо-

настыря в Москве (1524–1526), городском Софийском соборе в Вологде (1568–1570) и др. Везде над крупными четвериками, фасады которых тщательно обработаны, высятся пять глав. В целом в большей степени повторялись формы Успенского собора. Но все постройки имеют и индивидуальные черты.

Рис. 80. Успенский собор, г. Ростов. Современный вид (фото С.В. Заграевского)

91

Вто же время новая эпоха приносит и новый распространенный конструктивный тип для более простых храмов. В развивающихся городах скромные деревянные приходские церкви постепенно заменяются каменными. Для массового каменного строительства псковские и московские зодчие внедрили БЕССТОЛПНЫЙ храм – не расчлененный столбами, с единым внутренним пространством. Этот тип означал отход от крестовокупольной системы.

ВXV–XVI вв. встречались две основные разновидности бесстолпного храма. Их объединяет общая организация внутреннего пространства: оно имеет простые прямоугольные очертания и завершается сводчатым перекрытием.

Первая разновидность была создана псковскими мастерами. Одноглавая, квадратная в плане церковь, четверик, но перекрытый ступенчатыми сводами – системой сводов, опирающихся один на другой (см. рис. 41). Своды несут небольшой барабан главы. Изящные фасады расчленены лопатками, которые образуют вверху трехлопастную кривую. Первоначальное покрытие – восьмискатное. Таковы Успенская церковь в псковском городе Гдове (1431,

рис. 81), церковь Никиты Гусятника в Пскове (1470), храм Николы Камен-

ноградского в Пскове (конец XV – начало XVI вв.).

Рис. 81. Успенская церковь, г. Гдов. Западный фасад, план, поперечный разрез

92

Вторая разновидность, характерная больше для Москвы: крестовокупольная система заменена на перекрытие внутреннего пространства крещатым сводом – сомкнутым сводом, который крестообразно пересечен цилиндрическими или коробовыми сводами. Барабан поставлен на пересечении сводов. Сомкнутый свод – это свод над четырёхугольным помещением, составленный из лотков, с передачей распора на стены (не на углы). Коробовый свод часто считается разновидностью цилиндрического, но отличается тем, что имеет в сечении полуовал и служит для перекрытия обширных помещений (см. рис. 41). Пример данной разновидности храмов: церковь Трифона в Напрудной слободе (начало XVI в., рис. 82). Милый крошечный храм с трехлопастными завершениями стен дошел до наших дней.

Рис. 82. Церковь Трифона в Напрудной слободе, г. Москва. Западный фасад, план, поперечный разрез

В ту же эпоху рождается и третья разновидность: храм со столпооб-

разным внутренним пространством, то есть таким пространством, которое открыто на всю высоту ярусов. Оно достигается за счет построения конструкций храма двумя или большим числом ярусов.

Этот случай бесстолпности совпадает с новым особым и величественным архитектурным типом храма, который определяется по внешней композиции. Новый тип символично ознаменован XVI веком – временем возвышения и упрочения централизованного Российского государства. Россия создает

93

ВЫСОТНЫЙ ХРАМ-ПАМЯТНИК, он же СТОЛПООБРАЗНЫЙ, или БЕСТРАПЕЗНЫЙ, храм.

Храм столпообразный и одновременно бесстолпный – в такой терминологии нет никакого противоречия. Первый термин относится к общей пространственной композиции, второй – ко внутренним конструкциям.

Одно из первых таких сооружений – кирпичная шатровая церковь Вознесения в подмосковной царской усадьбе, в Коломенском (1532, рис. 83).

94

Рис. 83. Церковь Вознесения в Коломенском, г. Москва. Современный вид (на предыдущей странице, фото П.А. Попова), план и продольный разрез

Предположительно сооружена в честь рождения наследника великого московского князя Василия III – будущего царя Ивана IV Грозного. Высота храма

– около 62 м – стала самой высокой в русской архитектуре. Но главное заключалось в конструктивных особенностях и во внешнем оформлении. Конструк-

ция ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ С ШАТРОВЫМ ЗАВЕРШЕНИЕМ за-

имствована из исконно русской деревянной архитектуры. Храм сложен из кирпича, имеет белокаменные детали. В кирпичном варианте переход от четверика к восьмерику обеспечен системой разгрузочных ступенчатых арок. Шатер также выложен из кирпича. Нет апсид. Особая динамичность внешней композиции, устремленность от земли к Небу достигнута за счет того, что объемы башни не имеют выраженного горизонтального членения. Они плавно переходят друг в друга благодаря треугольным тягам и ярусным киливедным кокошникам (соответствуют разгрузочным аркам). В обработке углов здания пилястрами можно увидеть переработку форм классического ордера.

95

Рис. 84. Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове, г. Москва.
Западный фасад и план

В целом храм служит ярким образцом складывания русского стиля. Его сооружение оказало важное влияние на дальнейшее развитие всего русского зодчества. С тех пор в городской и монастырской застройке стал привычным тип стройного высотного здания.

Даже в летописи отмечено, что храм построен вверх, как в «деревянном деле». Видно неудержимое желание вернуться к традиционной и глубоко символичной композиции, какая удавалась на Руси в дереве.

Столпообразный храм Вознесения не имеет близких каменных прототи- пов-предшественников. Отдаленным прототипом можно считать динамичную композицию древней церкви Пятницы в Чернигове, но тот храм был крестовокупольным, четырехстолпным. Вспомним также, что известный деревянный аналог – церковь Успения в с. Варзуга – появился только в XVII в.

Что же касается разновидности храма со столпообразным внутренним пространством, то она встретится нам и в более поздних церквях конца XVII и XVIII вв., которые не являются столпообразными по внешней композиции.

Например, в эпоху русского барокко XVIII в. многие церкви имели построение «кораблем» (несколько помещений на одной линии), обладали большими трапезными, однако их храмовая часть столпоподобна в интерьере благодаря нескольким ярусам.

Таким образом, бесстолпный тип храма возник именно из-за русского стремления внедрить в кирпичную архитектуру традиционные композиционные приемы, но обеспечить их выполнение за счет новых киричных несущих конструкций. Применению новаторских сводчатых конструкций также способствовали железные связи, которые появились на рынке.

Преображенская церковь в

московском с. Остров (2-я половина XVI в.) подобна коломенской, но менее динамична.

Вблизи Коломенского в с. Дьяково, также в царской усадьбе, выстроили необычный храм Иоан-

на Предтечи (1540-е гг., рис. 84),

столпообразную основу которого

96

составляет бесстолпная восьмигранная башня. Но в композицию внесено существенное новшество: добавлены четыре низкие восьмигранные башни по диагоналям плана. Так своеобычно создано излюбленное пятиглавие. Бросаются в глаза ярусы треугольных кокошников, напоминающие двухскатные покрытия сводов из раннего зодчества.

Считается, что многостолпная композиция храма Иоанна Предтечи подготовила появление одного из самых выдающихся памятников русского зодчества – кирпичного храма Василия Блаженного. Вместе с тем общую композицию храма Иоанна Предтечи трудно назвать изящной. Издали (в особенности за деревьями) низкие башни плохо видны, и на высоком мысу выделяется непривычный центральный столп с полуцилиндрическими объемами и очень узкими окнами, навевающими ассоциации с мощной крепостной архитектурой.

Вотличие от экспериментальной архитектуры церкви Иоанна Предтечи, вершина совершенства достигнута в композиции Покровского собора на Рву на столичной Красной площади (1555–1561, рис. 85), известного также как храм Василия Блаженного благодаря приделу конца XVI в.

Предполагается, что Покровский собор возвели русские мастера Барма и Посник. Храм-памятник увековечивает присоединение к России Казанского и Астраханского ханств. Но идейное содержание его строительства гораздо шире: полное освобождение Руси от иноземной зависимости, торжество всего русского народа, православия и их столицы – Москвы. В нем запечатлен собирательный образ русского народа, ибо в композицию, в особенности в декор, включено огромное разнообразие форм русских построек – не только церковных, но и гражданских.

Главный символ – опять шатер. В центре главная шатровая башня-столп,

авокруг нее – восемь меньших столпов-восьмигранников. Все восемь малых башен – с луковичными куполами. Обильный декор из кирпича и белого камня усиливает сказочность и необычайную нарядность здания. Первоначально собор не имел яркой окраски, что придавало ему большую строгость и монументальность. Более поздняя окраска усилила эффект веселой декоративности фасадов.

В1593 г. бесстолпный тип храма с крещатым сводом был впервые при-

менен для сооружения собора: в московском соборе Донской Иконы Божией Матери Донского монастыря. В основе композиции – четверик. Торжественность достигнута за счет пирамидальной группы кокошников в завершении четверика. Такой композиционный прием в следующем веке получил широкое распространение в Москве и оказал влияние на храмовое строительство во многих городах.

Царь Борис Годунов пытался выразить идеи государственного абсолютизма постройкой немыслимо грандиозного собора, который безраздельно вздымался бы над Москвой. Примерами были София в Константинополе и собор св. Петра в Риме. Потребность в таком храме возникла и в связи с тем, что в

1589 г.

97

Рис. 85. Покровский собор на Рву (храм Василия Блаженного), г. Москва. Западный фасад и план

русскому духовенству удалось учредить в Москве патриаршество. Однако замысел Годунова осуществили только частично: в 1600 г. колокольня Ивана Великого была достроена верхним цилиндрическим ярусом и превысила 80-метровую высоту (рис. 79).

В XVI–XVII вв. в кирпичной архитектуре сложился русский стиль, который вобрал в себя лучшие достижения древнерусской деревянной и каменной архитектуры. Из византийской архитектуры он взял только то, что осталось по-

98

сле ее трансформации в течение семи веков. Он частично обогатил древнерусскую каменную архитектуру новыми переработанными классическими формами эпохи Возрождения. Важным признаком русского стиля стало богатство внешнего декора: сложная кирпичная кладка карнизов и наличников, обилие характерных деталей в завершении фасадов и наличников (кокошники разной формы часто воплощали идею православного горения), крыльца с кувшинообразными столбами (кубышками), столь же типичные колонки в оформлении фасадов и др. Купола твердо обрели форму луковиц. Переход к кирпичному материалу позволил создавать измельченное орнаментальное узорочье в народном духе. Всё это особенно четко видно на примерах эволюции храмовой архитектуры XVII в.

Вто же время храмовая архитектура XVII в. была отражением сложных политических и социально-экономических процессов в России. После Смутного времени начала XVII в. и польско-шведской интервенции Москва была освобождена в 1612 г. На царском троне с 1613 г. правила новая династия Романовых. Началось восстановление городов и храмов, пришедших в упадок. Однако Церковь все больше подчиняется государственному аппарату, и в архитектурных формах храмовое творчество уступает безраздельное лидерство, все чаще соперничая с гражданской архитектурой и больше приспосабливаясь к повседневному быту.

ВXVII в. строятся преимущественно бесстолпные храмы, а с уничтожением столпов отчасти утрачивается специфическая функциональность интерьеров. Внутренне пространство храма превращается в большой и хорошо освещенный зал.

ВМоскве возобладала любимая на Руси композиционная форма: ЧЕТВЕРИК. Часто его грани упрощены до прямоугольников за счет ухода от крестово-купольной архитектуры с ее закомарами. Таким образом, можно говорить о необыкновенном возвращении форм деревянной архитектуры в обновленном Российском государстве. Необходимо вспомнить, что четверик как часть клетского храма в это время оставался вообще наиболее распространенным конструктивным типом, ибо в целом большинство храмов еще строились из дерева. Так что замена привычной деревянной формы на каменную можно расценить и как консерватизм, нежелание развивать формы, давно предложенные в камне.

Консерватизм поддерживался на самом высоком церковном уровне, в особенности патриархом Никоном – инициатором реформ, которые были направлены на очищение Церкви от новых светских влияний и привели ее к расколу. Никон стремился к возрождению древних традиций. В разрешениях на постройку новых храмов он требовал, чтобы они строились «о единой, трех и пяти главах», а шатровые «отнюдь не строити». Если в первой половине XVII в. еще возводили шатровые храмы в традициях XVI в. (Покровская церковь под Москвой, в с. Медведково, 1620-е гг.; «Дивная» церковь в Угличе с тремя

99

шатрами, 1628; Архангельский собор в Нижнем Новгороде, 1631 и др.), то впоследствии такая конструкция искусственно искореняется.

Консервативные установки на запрет шатровых храмов проводили в жизнь многие главы епархий уже после низвержения Никона (1666), в том числе первый воронежский архиерей (с 1682 г.) Митрофан. Не удивительно, что в средней полосе России четверик стал распространен не только в дереве, но и в камне.

Простота четверика сполна компенсировалась необычайно пышным декорированием храмов. Многие каменные элементы копировала деревянная архитектура. В XVII в., как никогда более, просматривается взаимное влияние деревянной и каменной архитектуры, усиленное и одновременное.

Тем не менее, в XVII в. наблюдается невиданный рост каменного строительства, усложнение структуры зданий. Кирпич становится основным каменным материалом. При массовом строительстве проявляются явные преимущества кирпичного производства в сравнении с добычей и транспортировкой дикого камня, требующих больших затрат и сил. Но из белого камня продолжают вырезать декор наиболее значимых храмов.

Благодаря экономическому росту городов требуются более вместительные храмы. Возрастает роль посада, где на средства купечества возводятся приходские церкви, сравнимые по размерам с прежними храмами кремлей и монастырей. Иногда в конструкцию храмов, строящихся на средства купцов, вносятся обширные подклеты для складирования товаров. Например, такова московская церковь Троицы в Никитниках, сооруженная купцами Никитниковыми.

Усложняется общая планировочная композиция храма: она менее регламентирована и расширена под бытовые нужды. Многие храмовые части окружены пристройками: приделами, папертями, крыльцами, лестницами, галереями с переходами, иногда тайниками для хранения имущества. Обилие пристроек, выдержанных в одном стиле, усиливает живописность зданий.

Яркой приметой XVI–XVII вв. стал и новый тип высотного сооружения – шатровая колокольня. Это и возврат к традициям деревянной архитектуры, и знак усложнения композиционной структуры храма, и хитрость строителей, обходивших запрет на строительство шатра над храмовой частью. Колокольни играли роль важных высотных акцентов в каждом районе города. Непосредственным прообразом каменных колоколен стали каменные шатровые храмы. Вот так, зародившись в древности в дереве, пройдя стадию внедрения в храмовую часть в позднем средневековье, шатер широко распространился в качестве завершения деревянных и кирпичных колоколен. Шатры кирпичных храмов, как и все здание, выкладывали из кирпича в расчете на покрытие их тесом. Железные листы еще не вошли в строительную практику. В этом – характерное отличие колоколен XVI – первой половины XVIII в. от более поздних шатровых колоколен, имевших деревянные крыши с железной кровлей.

Чаще всего кирпичные колокольни стали соединять с трапезной.

100

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]