Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1130

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
10.13 Mб
Скачать

УДК 627.071:678 + 518.5

Р. Б. Рикарде

ОБ ОПТИМАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕННОМ АРМИРОВАНИИ СТЕРЖНЯ, РАБОТАЮЩЕГО НА УСТОЙЧИВОСТЬ И КОЛЕБАНИЯ

1. КОНЕЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАЛКИ ТИМОШЕНКО

При создании конструкций из композитных материалов всегда встает вопрос об оптимальном расположении армирующих элементов. В за­ данных условиях эксплуатации оптимальное армирование улучшает качество конструкции, например, приводит к минимуму массы. Улучше­ ние качества конструкции может быть достигнуто путем варьирования интенсивности, направлений армирования, пространственного располо­ жения армирующих элементов, а также путем создания неоднородной по координатам структуры армирования. Таким образом, структура армирования оптимальной конструкции может быть такой, что кон­ струкция будет неоднородной по координатам, а ее материал в неко­ торых точках будет существенно анизотропным. Для расчета предель­ ного состояния в задаче оптимизации такой конструкции естественным является применение метода конечных элементов.

1. Минимизируемые функционалы. Рассмотрим вывод матриц жест­ кости, инкрементальной жесткости и масс для конечного элемента балки с учетом деформаций поперечного сдвига по гипотезе Тимо­ шенко. Конечный элемент балки в соответствующем координатном ба­ зисе изображен на рис. 1. Функционал энергии деформаций балки, рассматриваемой как трехмерное тело, имеет вид:

v

( 1 . 1 )

v

Здесь aij‘ — компоненты тензора напряжений; — компоненты тен­ зора полных деформаций; Aijhl — компоненты тензора жесткости.

Вектор полных перемещений и, согласно гипотезе Тимошенко, мо­ жет быть представлен в виде

 

u= v+zv,

 

 

 

 

 

( 1. 2)

 

где

у = па1+ доа3

вектор

перемеще­

 

ний срединной поверхности;

v = yai —

z

вектор

поворота

нормального эле­

мента. Соответствующие гипотезе (1.2)

 

 

нелинейные кинематические соотноше­

 

ния

для

оболочек

получены в

работе

 

[ 1];

в частном

случае

балки,

изгиба­

 

емой в плоскости x ~ z ,

они принимает

 

вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

£ ц = Б п + z k \ \ \

2 e i 3 = 2 e i 2 ;

е 3з = 0 .

Рис. 1. Конечный элемент балки.

(1.3)

Здесь деформации срединной поверхности tij и изгиба выражаются через перемещения в случае среднего изгиба следующим образом:

ец=дхди

 

=ец(1)+ец(2);

dw

ди

У-41

2613= 7

f - a r + T - f t T - 2e“ " ’+ 2 «“ " :

где бг/1^и еij№ — линейная и нелинейная части деформации. Подстав­ ляя (1.3) и (1.4) в функционал (1.1), для однородного по толщине и длине элемента материала, после интегрирования получаем энергию деформаций конечного элемента, выраженную через перемещения.

Ниже приведена часть энергии, зависящая от линейных членов де­ формации:

E- p iо

 

о ( - £ - ) * * * +

 

1

I

dw \2

 

(* /

(1-5)

+ 2' k G * ‘ F

J

d x ■

Здесь и F — момент инерции и площадь поперечного сечения; Ех — модуль упругости; Gxz — модуль поперечного сдвига; k — коэффици­ ент формы поперечного сечения. Если вычислять значение коэффици­ ента формы поперечного сечения исходя из максимальной деформации сдвига в сечении, как это предположил Тимошенко, то для прямо­ угольного сечения ^= 2/3. Если его значение определено исходя из средней деформации сдвига в сечении, то к = 5/6. Уточненные значения этого коэффициента приведены в работе [2] Однако, как показали решения задачи о собственных колебаниях коротких балок по трех­ мерной теории [3], значения собственных частот более точны при зна­ чении коэффициента формы поперечного сечения k = 2/3. Минимизируя функционал (1.5), получаем матрицу жесткости конечного элемента балки Тимошенко.

При решении задач устойчивости нам необходима также матрица геометрической жесткости. Для этого получим энергию деформаций стержня в начальной послекритической стадии. Докритическое состо­ яние равновесия стержня обозначим через а. Когда некоторый пара­ метр нагрузки Я достигает критического значения Я*, докритическое состояние равновесия становится неустойчивым и происходит переход конструкции в начальное послекритическое состояние Ь. Суммарное поле обобщенных перемещений в послекритической стадии иф) опреде­ ляется в виде

U(b)= U(a)+ U,

где U(a) — полные перемещения в докритической стадии; и — допусти­ мое поле возмущения обобщенных перемещений, которое переводит в точке Я* конструкцию из состояния а в состояние Ь. Тогда осевые де­ формации 6ij(b) и деформации изгиба k i в состоянии b могут быть представлены как сумма докритических деформаций (ег/а), &г/а)) и де­

формаций (ег-7-, kij), обусловленных возмущенными обобщенными пере­

мещениями:

 

ец(Ь)=ец(а)+ец(1)+бц(2); 2ei3(b)=2б1з(а)+2EI3(1)+2EI3(2);

 

k n to = k n M + kn l".

(1-6)

Потенциальная энергия деформаций (1.1) в начальном послекритнческом состоянии с учетом (1.3) и (1.6) выражается в виде суммы

U{b)=U(a)+U(\)+ U(2)+

(1.7)

В выражении (1.7) отбрасываются члены третьего и более высоких порядков, а основные слагаемые выражаются в виде

 

i

 

i

 

U m = \ r E xF j

( г и Ы ) Ч х + \ Е х1у ]

(кп ™ )Чх+

г

о

 

о

 

 

 

 

I

 

 

+ - r k G XIF

J (2е,3«*>)2Лс;

 

 

 

О

( 1.8)

i

 

i

 

 

U(\)= EXF J* en ^ en {a)d x + E xIvJ

k u ^ k n ^ d x ;

U(2)=EJ*(2)-\-U**(2).

о

 

о

 

 

В (1.8) через U*(2) обозначены квадратичные члены энергии деформа­ ции, не содержащие докритических деформаций и в которые входят только линейные члены деформаций, обусловленных возмущенными перемещениями; U**(2) — квадратичные члены энергии деформации, ко­ торые содержат докритические деформации и квадратичные члены деформаций, обусловленных возмущенными перемещениями. Ниже при­ ведены выражения для этих слагаемых, полученные с учетом соотно­

шения (1.4):

i

(e„"))2d*+

О

I I

+4£*7Л ( K u m ) 2d x + j k G

x lF j

(2e„l")2dx;

(1.9)

 

 

О

 

о

 

 

 

I

f

I

dw \2

1

I

ди

 

/

f

ydx. (1.10)

U*\2)= Y

EXF ]

ец<°)

d x + — kGxzF J

2ei3(a)

Функционал для возмущенных перемещений (1.9) имеет такой же вид, как и функционал (1.5), с той лишь разницей, что здесь в качестве обобщенных перемещений выступают возмущенные перемещения на­ чальной послекритической стадии. Минимизация функционала (1.9) приводит к матрице жесткости элемента, а минимизация функционала ( 1.10) дает нам геометрическую матрицу конечного элемента в задачах устойчивости.

Кинетическую энергию трехмерного тела определяет функционал

7’=4-J puitfdV.

(1.11)

Z v

 

Здесь щ — компоненты вектора полного перемещения; р — плотность материала. Используя в (1.11) гипотезу Тимошенко (1.2), получим

функционал кинетической энергии

конечного

элемента

балки:

 

i

i

i

)2dx.

(1.12)

7’=yP/7J (“)2d x + Y р/7J {w)2d x + Y p/yj

функционал ( 1.12) используется для получения матрицы масс конеч­ ного элемента.

2. Функции формы элемента и матрицы жесткости, масс и геомет­ рической жесткости. Минимизируемые функционалы (1.5), (1.10) и (1.12) содержат производные обобщенных перемещений (и, w, у) не выше первого порядка. Таким образом, для построения согласованных элементов требуется обеспечить неразрывность только самых обобщен­ ных перемещений между элементами. Рассмотрим вывод матриц ко­ нечного элемента для изгиба балки. Вопросы построения матриц для случая растяжения—сжатия стержня подробно рассмотрены в работе [4], и при необходимости учет осевых деформаций стержня не пред­ ставляет трудности, так как матрица жесткости на растяжение—сжатие является подматрицей общей матрицы жесткости, поскольку в функ­ ционалах (1.5) и (1.12) осевое перемещение находится под интегралом как отдельное слагаемое. Исключение составляет только функционал (1.10), в котором докритическое осевое перемещение входит в докритическую деформацию ец(а> (первое слагаемое функционала), а воз­ мущенное осевое перемещение входит во второе слагаемое функцио­ нала (1.10). Таким образом, при построении матриц геометрической жесткости в некоторых случаях необходимо ввести дополнительные степени свободы элемента в виде осевых перемещений.

Выберем для обобщенных перемещений разложения в виде кубичес­ кого полинома:

w = ао + а\Х + а2х2 + а3х3\ y = b0 + bix+ b2xz + b3x3.

(2.1)

Здесь а*, Ьг — коэффициенты, которые выражаются через узловые пере­ мещения. Узловые перемещения выбираем следующим образом:

w (0) = 6ь

до'(0) =б2;

у(0) = бз;

у, ( ° ) = б4;

w {l)= б5;

w '(l)= б6;

у(/)=б7;

у'{1)=&й-

Следовательно, данный конечный элемент имеет восемь степеней сво­ боды. (Условно обозначим этот элемент Т-8.) Подставив разложения (2.1) в (2.2), выразим коэффициенты а*, 6гчерез узловые перемеще­ ния б*. Подставив Яг, bi в (2.1), имеем для обобщенных перемещений аппроксимации

w = ^

бiNi(x)\ у=

бiMi(x),

(2.3)

г=1,2,5,6

 

г=3,417,8

 

где Ni(x) — функции формы элемента, которые имеют вид

N l = N 3= \ - 3 [ — )

+ 2 ( у )

N2 = N4= X - 2 — +

J - ;

Зх2

х3

,

(2.4)

х2

х3

 

Подставляя (2.3) и (2.4) в функционал (1.5), после интегрирования получаем энергию деформации в виде квадратичной формы от узловых перемещений:

U= — 6ТК6.

Здесь К — матрица жесткости элемента размером 8 x 8; 8Т= {бь 62,...

. . . , бв} — вектор обобщенных узловых перемещений. Ниже приведены выражения для элементов матрицы жесткости конечного элемента Т-8:

Kn = Ks5= —- -7 - i

^22 — ^66——ггЩ

 

b

I

 

 

 

K33= K77= - ^ i + -^ / f;

Х44= К.»= - ^ К + 1 ^

 

К\2= К\Ь = — К25= —К56— ~j“o~

/(35 — ^57— ~ К \ Ъ — ~ К п — — 2~f>

Kl8 = K23= К45= Кб7= Kl4 = — К27

 

 

1

 

6

f

 

= ~ К зе= — Kb8= - ^ f h

К\5=—-gY ;

 

^26= ----3 0 ^ ’

-^28= — ^ 46 = _0Q

 

 

* 34=1 ¥ ; + 4 г о /2/;

* 3 7 = _ T

 

 

* м _ _ к 47_ _ ^ _ _ “ _ Р/; K48=_ _ L

, - ^

/3/;

^78 = ----io "l _

"2! ^ ^ ’

^24= ^68= 0.

 

Здесь введены обозначения i — ExIv и f = kGxzF.

 

 

Подставляя (2.3) и (2.4) в

функционал (1.12),

после

интегрирова­

ния получаем кинетическую энергию в виде квадратичной формы от скоростей узловых перемещений:

Г = - ^ гм &>

где М — матрица масс конечного элемента, ненулевые элементы кото­ рой имеют следующий вид:

 

13

т 1)

1

 

13

М п = М55 = —

М 22= М 6б= - ^ т 13)

М ЪЪ= М 77= — lj;

М44=М77 = ^ -/ / 3;

Mi5=j^-ml\

М25= - М 16= - ^ - ml2;

М2&= —

ml3-,

М12 = - М 56 = ^ г т/2;

АТ34= - M 78= - ^ 7 r jl2)

 

140

 

210

 

210

Мз7~ 1 о ‘1;

М „ — М3, =

-

^ 4 3 = - - ^ /73.

Здесь введены обозначения m = pF и / = р/у.

Для решения задач устойчивости матрицу геометрической жесткости получаем из функционала (1.10). Так как этот функционал зависит также от осевого перемещения и, то необходимо ввести для элемента дополнительные степени свободы, соответствующие осевому перемеще­ нию. В случае линейной аппроксимации осевого перемещения имеем

г= 9,10

где

M9= l - x /l\ Nю=х/1\ u( 0 )= S 9; u (l)= 610.

Тогда матрица жесткости элемента К размером 10x10 примет вид

К = [К0 Kmо ]

Здесь Km — матрица жесткости на растяжение—сжатие размером 2X2. Матрицу геометрической жесткости в этом случае получаем из функционала ( 1.10) путем численного интегрирования, определив сна­ чала докритические деформации Ец(а) и 2ei3(a) (для получения деформа­ ции поперечного сдвига в докритической стадии необходимо рассмат­ ривать конструкцию с начальными несовершенствами).

Рассмотрим далее более простой согласованный конечный элемент балки Тимошенко. Выберем для обобщенных перемещений разложения

w = a0 + aix + a2x2 + a2x3; y = b0 + blx + b2x2.

(2.5)

Примем далее, что в пределах конечного элемента поперечная сила Q постоянна:

( dw \

 

 

 

 

У+ ~дх~/ =const

( 2.6)

 

 

 

 

 

Из допущения

(2.6)

получаем

 

 

 

 

 

 

dQ

д2т

ду

(2.7)

 

 

 

— —= --------1

—= 0.

 

 

 

дх

дх2

дх

 

Условие

(2.7)

приводит к следующему соотношению между коэффици­

ентами:

Ь2= —2а3;

/?з=— За4. Узловые перемещения выбираем

в виде

ш(0) = 8,; v(0) = б2; w {l)= б3; у(/)=64; t o '( i - ) = 65. (2.8)

Условно обозначим этот элемент, имеющий пять степеней свободы, че­ рез Т-5. Используя (2.5) в (2.8) с учетом (2.7), имеем следующие аппроксимации для обобщенных перемещений:

5 5

w = ^

бгЧ'гфО; Y= X l

(2-9)

i = 1

г= 1

 

где фг(л:), срг (я) — функции формы элемента, которые в данном случае имеют вид

 

 

х

х1

— 4 ---- :

2= — — х -f-• ~ х2J

 

 

Чг1= 1_ з т

+ 6 Т

 

 

 

 

 

’ 2

2

21

 

 

- 4

X3

1

1

 

А —

xd;

 

; 4^4= — X -

 

 

I2

I3

2

21

 

I2

 

 

 

 

 

 

 

 

( 2. 10)

фг

X

 

X2 \

 

X

 

 

 

 

 

)

Ф2= 1 — Т

 

 

 

 

 

 

х

(

X

X2 \

 

 

 

 

Ф4= ~р\

Ф5= 12 V- у

+ _/ Г /

 

 

Число волн

Точное

ТР/РКТ*

по длине

решение

балки т

(ТР)

 

1

4,15532

0,9415

3

27,7344

0,6982

5

57,1008

0,5175

1"*

82,5342

7

87,1399

0,4029

Элемент Т-4

Элемент Т-8

N= 10.

О сч II 1

Л'= 40,

Л/=6.

JV= 10.

N = 20,

/-**=10

/•= 20

г=-10

г=12

/•= 20

г=40

4,138

4,150

4,153

4,155

4,155

4,155

28,07

27,80

27,75

27,74

27,73

27,73

60,73

57,95

57,31

57,24

57,11

57,10

86,47

83,55

82,78

82,53

82,53

82,53

99,85

90,35

87,96

88,14

87,21

87,14

*РК.Т — решение по классической теории.

**г — порядок матрицы.

***Частота, обусловленная поворотом нормального элемента.

ложенный в работе [5] (условно этот элемент обозначен через Т-4)*. Отметим, что, вообще говоря, элемент Т-4 — несогласованный. Функ­ ционал, на основании которого выведен этот элемент, можно получить из функционала (1.5), выбрав в качестве обобщенных перемещений другие функции — прогиб от изгиба и прогиб от сдвига. Точные реше­ ния, полученные при использовании обоих функционалов, совпадают. Из сравнения приведенных в таблице результатов следует, что лучшей сходимостью при одинаковом количестве неизвестных обладает элемент

Т-8 (см. результаты

при N = 10 для Т-8

и N = 20 для Т-4).

Сходимость

к точному решению

для согласованных

элементов (Т-8,

Т-5) всегда

сверху, сходимость же несогласованного элемента к точному значению может быть как сверху, так и снизу, например, для первой собственной частоты сходимость к точному значению снизу. В работе исследовалась величина относительной погрешности результатов в зависимости от числа конечных элементов N. На рис. 2 изображены графики зависи­ мости относительной погрешности от числа элементов (оба масштаба являются логарифмическими). Числа в скобках у графиков показы­ вают, для какой частоты они построены.

Для элемента Т-8 практическая сходимость частот к точным асим­ птотически пропорциональна N~6, где N — число элементов. В этом случае практическая скорость сходимости соответствует теоретически ожидаемой сходимости для данного элемента. В самом деле, для эле­ мента Т-8 обобщенные перемещения w и у представлены полиномами

третьей степени. Согласно теореме Тэйлора пол­

 

 

ный полином третьей степени может аппрокси­

 

 

мировать истинное

распределение

перемещений

 

 

с ошибкой порядка /4, где l = L/N — характерис­

 

 

тический размер элемента. Таким образом, пер­

 

 

вые

производные

обобщенных

перемещений,

 

 

которые входят в функционал энергии деформа­

 

 

ции, представляются с ошибкой порядка I3. Та­

 

 

ким образом, если используется элемент Т-8, то

 

 

погрешность энергии деформации (1.5) будет

 

 

иметь порядок /б, а погрешность кинетической

 

 

энергии (1.12) —

порядок

/8. Покажем, что по­

 

 

грешность частот колебаний, полученных как

 

 

собственные значения уравнения (3.1), также

 

 

будет иметь порядок /6. В самом деле, собствен­

 

 

ные

значения уравнения

(1.5)

могут

быть вы­

 

 

числены из соотношения Рэлея

[6]

 

 

Рис. 2.

Относительная

 

2

 

6ГК6

 

 

/Q оч

погрешность конечноэле­

 

 

 

п

ментных

решений для

 

©mm —п

и

 

(3.2)

 

 

 

 

 

 

 

собственных частот.

Элемент Т-4 рассмотрен также в работе [4].

для первой частоты и

o)p2 = min

6ГК6

( 3 .3 )

6ТМ8

при ограничениях

61ГМ6= 0; 62ТМ6 = 0,

6p_iM6 = 0

(3.4)

для р-й собственной частоты. Уравнения (3.4) являются дополнитель­ ными условиями ортогональности собственных векторов. В числителе отношения квадратичных форм (3.2) и (3.3) — энергия деформации балки, в знаменателе — ее максимальная кинетическая энергия. Таким образом, погрешность функции в числителе соотношений (3.2) и (3.3) будет иметь порядок /6, а погрешность функции в знаменателе соотно­ шений (3.2) и (3.3) — порядок /8. Следовательно, погрешность собст­ венных значений уравнения (3.1) будет иметь порядок /6. Так же можно установить, что для элемента Т-5 погрешность собственных частот будет иметь порядок /4, т. е. данная погрешность будет асимптотически пропорциональна N~4. Строгие оценки погрешности элемента Т-4 нельзя получить, так как этот элемент несогласованный. Тем не менее для него при уменьшении его размеров практическая асимптотическая по­ грешность имеет порядок N~2, что согласуется с теоретически пред­ сказанным результатом.

 

 

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

 

 

 

1. Галимов

К.3. Основы нелинейной теории тонких оболочек. Казань,

1975.

326 с.

2. Cowper

G.R. The

shear coefficient in Timoshenko’s

beam theory.

— J.

Appl.

Mech., 1966, vol. 33, June,

p. 335—340.

 

 

 

3. Murty A.

V.K. Vibrations of short beams. — AIAA J.,

1969, vol. 7, N

1, p. 34—38.

4.Постное В.А.,Хархурим И. Я. Метод конечных элементов в расчетах судовых конструкций. Л., 1974. 342 с.

5.Арчер. Формулировка матриц для анализа конструкций с использованием ме­

тода конечных элементов. — Ракетная техника и космонавтика, 1965, т. 3, № 10,

с.155— 166.

6.Гантмахер Ф. Р. Теория матриц. 3-е изд. М., 1967. 575 с.

Институт механики полимеров

Поступило в редакцию 21.01.80

АН Латвийской ССР, Рига

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]