Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

m0940

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.68 Mб
Скачать

Таким образом, под внешними рисками холдинга «РЖД» понимают риски, которые возникают во внешней к холдингу среде. Под внутренними рисками – риски, связанные с деятельностью персонала холдинга «РЖД» и возникающими внутри него.

Наличие многоуровневой системы управления холдингом «РЖД» и отличия в масштабах и сложности задач, которые реализуются на каждом уровне управления, делают необходимым проведение классификации рисков по уровням управления холдингом «РЖД».

Степень влияния рисков на функционирование холдинга «РЖД» различна в различные временные периоды. Поэтому необходима классификация по временному критерию, в соответствии с которой выделяют риски текущей деятельности (краткосрочные), среднесрочные риски и долгосрочные.

Классификация рисков по данному критерию предусматривает регулярный пересмотр и обновление существующих рисков. Пересмотр и оценка каждой группы рисков проводиться в соответствии с утвержденными холдингом «РЖД» методиками и регламентами.

Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ встроена в Стратегию социально-экономического развития страны и в ней железнодорожный транспорт рассматривается как важнейший фактор этого развития. Однако в классификации рисков холдинга «РЖД» не обозначены в качестве основных такие социальные риски как: отток высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики вследствие низкой конкурентоспособности заработной платы на железнодорожном транспорте, неспрогнозированное ухудшение демографической ситуации, дефицит трудовых ресурсов для реализации инфраструктурных проектов в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Классификация рисков холдинга «РЖД» не рассматривает так же и операционные риски, которые связаны со снижением конкурентоспособности, недостаточным объемом инновационных разработок, существенными структурными дисбалансами и повышением экологической опасности.

Литература

1.Downes J., Goodman J.E. Dictionaryof finance and investment terms.4thed. –

N.Y.: Barron’s, 1995.

2.Generally accepted risk principles.-United Kingdom: Coopers&Lybrand,

1996.

3.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 года № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года».

21

4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 года № 877-р «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

5.Распоряжение ОАО «РЖД» от 26.07.2012 г. № 1494р «Функциональная стратегия управления рисками в холдинге «РЖД».

О.А. Волынская (СГУПС)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ: БУХГАЛТЕРСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ ПОДХОД

Долгое время в качестве основной цели финансового менеджмента рассматривалась максимизации прибыли. В настоящее время в качестве главной цели в финансовом менеджменте рассматривается максимизация благосостояния собственников предприятия, которая предполагает, что в качестве основного критерия эффективности деятельности предприятия и целесообразности принятия решений следует рассматривать рост благосостояния акционеров, который, в свою очередь, должен достигаться не только посредством получения текущих доходов в виде дивидендов, но и посредством максимизации акционерного капитала, отражающейся в росте рыночной стоимости акций.

На рис. 1 проведено сравнение основных целей компании, в качестве критериев рассмотрены максимизация прибыли (бухгалтерский подход) и благосостояние собственников (акционеров).

Рис. 1. Критерии максимизации прибыли и максимизации благосостояния акционеров

22

Максимизация благосостояние собственников оценивается по показателю рыночной стоимости компании.

Всовременных условиях эффективность управления компанией оценивает скорость прироста ее рыночной стоимости.

Стоимость компании отражает экономические выгоды, получаемые собственником от вложения капитала в действующее предприятие, и является обобщающим показателей эффективности бизнеса.

Оценка эффективности деятельности предприятия с точки зрения максимизации прибыли осуществляется в ходе расчёта традиционных бухгалтерских показателей экономической эффективности – относительных показателей, рассчитанных по прибыли, т.е. система показателей рентабельности, а так же показателя чистой прибыли на акцию.

Бухгалтерской прибыли как показателю оценки эффективности присущи следующие недостатки:

– бухгалтерская прибыль не равна денежному потоку;

– бухгалтерская прибыль не отражает рисков её получения (в отчётной прибыли нет информации о рисках, присущих деятельности компании);

– бухгалтерские данные не включают в себя альтернативной стоимости собственного капитала, связанной с инвестициями владельцев в компанию;

– методы ведения бухгалтерского учёта в разных компаниях могут отличаться (существует влияние метода ведения бухгалтерского учёта на отчётную прибыль компании);

– бухгалтерские показатели не учитывают временной стоимости денег (фактора времени).

Получение прибыли и даже ее рост являются необходимым, но недостаточным условием роста ценности для акционеров. Главное отличие финансовых показателей от традиционных бухгалтерских заключается в том, что они призваны сигнализировать об изменении ценности для собственников (акционеров).

К факторам, определяющим рыночную ценность фирмы, относятся:

– ожидаемые денежные потоки, генерируемые фирмой;

– время появления денежных потоков;

– риск, связанный с формированием денежных потоков.

Всоответствии со Стандартом управленческого учета «Измерение эффективности предприятия» при оценке эффективности деятельности предприятия используется показатель остаточный доход (остаточная или экономическая прибыль в версии консалтинговой компании McKinsey&Co) под которым понимается бухгалтерская прибыль организации за вычетом затрат на собственный капитал:

23

RI = NI – re × BVe = (ROE – re) × BVe,

(1)

где RI (Residual Income) – остаточный доход, экономическая прибыль

(Economic Profit); NI (Net Income) – чистая прибыль; re (Cost of Equity) –

стоимость собственного капитала; BVe (Book Value) – балансовая стоимость собственного капитала; ROE – рентабельность собственного капитала.

Автором идеи остаточной прибыли считается шотландский экономист Роберт Гамильтон, который в 1777 г. в работе «An Introduction to Merchandize», исследуя взаимоотношения прибыли и задействованного капитала (capital employed), предложил в качестве альтернативы показателю рентабельности капитала (rate of return) вычитать из прибыли затраты на использование капитала, задействованного в ее получении.

Понятие экономической прибыли связано с Альфредом Маршаллом. В 1890 г. он ввёл понятие предпринимательского дохода (earnings of undertaking or management).

В1920 г. концепция Маршалла впервые была внедрена в General Motors, а в 1950 г. в компании General Electric ее назвали остаточной прибылью (residual income). Интерес к показателю сильно возрос после того, как ряд исследователей развивал идею оценивания стоимости компании на основе бухгалтерских данных.

Джеймс Ольсон в первой половине 90-х гг., раскрыл и обосновал связь остаточной прибыли и фундаментальной стоимости компании (связь бухгалтерских показателей с рыночной стоимостью компании).

Для создания добавленной стоимости компании следует генерировать поток положительных остаточных прибылей.

Широкое развитие концепция остаточной прибыли получила в 90-х гг. после того, как американская компания Stern Stewart & Co разработала показатель, названный «экономическая добавленная стоимость» (EVA®).

Внастоящее время основным показателем, который применяется для оценки эффективности деятельности предприятия в рамках финансового (экономического) подхода является экономическая добавленная стоимость.

Концепция управления, основанная на определении экономической добавленной стоимости (EVA), позволяет определить, выгодность инвестирования средств в конкретную компанию по сравнению с доходностью альтернативных инвестиций.

EVA = NOPAT – WACC × IC,

(2)

где EVA (Economic Value Added) – экономическая добавленная стои-

мость; NOPAT (Net Operating Profits After Taxes) – чистая операционная прибыль, после уплаты налогов; WACC (Weight Average Cost of

24

Capital) – средневзвешенная стоимость капитала; IC (Invested Capital) – инвестированный капитал.

EVA = (ROIС – WACC) × IC = Spread × I,

(3)

где ROIС (Return on Invested Capital) – рентабельность инвестированного капитала.

Spread = (ROIС – WACC),

(4)

где Spread – спрэд доходности (разница между рентабельностью вложенного в деятельность компании капитала и средневзвешенной стоимостью капитала).

Экономический смысл экономической добавленной стоимости состоит в том, что прибыльность, вложенного в деятельность компании капитала должна превышать средневзвешенную стоимость долгосрочных источников финансирования, т.е. отдача на капитал компании должна обеспечить ставку доходности, требуемую кредиторами и собственниками (инвесторами) на вложенный капитал. При этом, ставка доходности инвестора на вложенный капитал рассчитывается с учетом риска инвестирования в активы (акции) компании. Если компания не зарабатывает прибыльность на вложенный капитал больше ставки требуемой инвесторами доходности, то у собственников отсутствует мотивация по дальнейшему инвестированию своих средств в акции данной компании.

Целью управления стоимостью компании на основе показателя EVA является создание такой стоимости компании для инвестора, когда операционная прибыль превышает средневзвешенную стоимость использованного капитала в денежном выражении. Другими словами, добавленная стоимость возникает в том случае, если рентабельность инвестированного капитала компании превышает средневзвешенные затраты на капитал.

Согласно концепции EVA, если формируемая прибыль компании превышает затраты по привлечению источников финансирования (собственных и заемных) в виде выплаченных процентов по заемному капиталу и дивидендов – по собственному, то увеличивается рыночная стоимость компании, и наоборот, если прибыли недостаточно для покрытия затрат по формированию капитала, то рыночная стоимость компании снижается.

Показатель EVA соединяет бухгалтерскую отчетность компании и требования стоимостной концепции управления.

Фактически EVA является остаточным доходом, т.е. финансовой оценкой операционной деятельности, рассчитываемой как разность между чистой операционной прибылью после налогообложения и платой за капитал, используемый для получения этой прибыли.

Экономическая добавленная стоимость позволяет осуществить оценку эффективности деятельности компании с позиции его собственников, которые считают, что инвестиции в акции компании дают для

25

них положительный результат, только в случае если удается заработать больше (за счет роста курсовой стоимости акций и получения по ним дивидендов), чем доходность по альтернативным вложениям. Поэтому при расчете показателя EVA из прибыли вычитается не только сумма процентов за пользование заемным капиталом, но затраты по привлечению собственного капитала.

EVA является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная – о ее снижении.

Литература

1.Аверчев И. Как оценить эффективность работы компании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/finances/

2.Волков Д.Л. Показатели результатов деятельности организации в рамках VBM // Российский журнал менеджмента, 2005. Том 3. № 2.

3.Лимитовский М.А. Корпоративный финансовый менеджмент. Учебнопрактическое пособие / М.А. Лимитовский, Е.Н. Лобанова, В.Б. Минасян, В.П.Паламарчук. М.: Юрайт, 2012. 990 с.

4.Мартин Джон, Пети Вильям. VBM-управление, основанное на стоимости: корпоративный ответ революции акционеров. Пер. с англ. Днепропетровск: БалансБизнес Букс, 2006. 272 с.

5.Степанов Д. Value-Based Management и показатели стоимости. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/strategy/

Е.Б. Дуплинская (СГУПС)

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

Понятие «бюджетная политика»является одним из наиболее широко представленных в научном и практическом применении терминов при исследовании направлений деятельности органов государственной власти и государственного управления.

Автор данной статьи под бюджетной политикой понимает системно организованную и научно обоснованную совокупность мер, действий и мероприятий, осуществляемых уполномоченными органами публичного управления на основе законодательства, направленных на формирование и эффективное распределение бюджетных средств в целях повышения уровня развития экономики и качества жизни населения.

На территории РФ действует сложная система публичного управления, включающая множество самостоятельных субъектов управления –

26

органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления. Основные задачи сферы публичного управления – организация комплексного социально–экономического развития админи- стративно-территориальных образований и повышение уровня жизни населения [1].

Анализ позиций российских экономистов по вопросам сущности бюджетной политики позволяет сделать следующие выводы:

бюджетная политика не только главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений, но и один из основных рычагов государственного воздействия на экономику;

бюджетная политика – это индикатор общегосударственной политики, по которому можно судить о фактических целях и задачах, стоящих перед органами публичного управления в сфере реформирования общественных и экономических отношений в стране.

На современном этапе развития общества сформировалась стабильная система, включающая в себя институты и инструменты, позволяющие осуществлять эффективную бюджетную политику, направленную на формирование и распределение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, стоящими перед органами публичного управления. Однако современная бюджетная политика далека от совершенства и требует изменений.

Цель бюджетной политики определяет приоритеты государства в отношении: аккумулирования доходов; предоставления обществу социально значимых услуг и равномерности их распределения; стабилизации (обеспечение равномерного экономического развития).

Современные тенденции реализации государственной бюджетной политики свидетельствуют, с одной стороны, о расширении самостоятельности органов публичного управления на региональном уровне, а с другой стороны, – о необходимости реализации за счет средств региональных бюджетов приоритетных направлений государственной политики, сформулированных в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.

№№506–606.

ВБюджетном послании Президента РФ на 2013–2015 годы одной из первоочередных на ближайшую перспективу определена задача завершения работы по распределению полномочий между публично-правовыми образованиями и созданию действенных стимулов для расширения собственной доходной базы региональных и местных бюджетов.

Вусловиях спада деловой активности и «майскими указами» президента доходов у регионов становится меньше – они зависят от налога

27

на прибыль организаций, его выплаты падают почти по всей стране. А расходов у них теперь больше – почти вся социальная нагрузка лежит на их плечах, за «майские указы» тоже должны платить они [2].

На рис. 1 представлена динамика темпов роста доходов региональных бюджетов Сибирского федерального округа (СФО) за период с 2012 по 2011 годов.

Рис. 1. Динамика темпов роста доходов региональных бюджетов СФО (2012 г. к 2011 г.) [5]

Как видно из представленной диаграммы, в четырех из двенадцати субъектов Федерации наблюдается снижение бюджетных доходов: Республика Алтай – 91 %, Кемеровская область – 93 %, Красноярский край – 98 %, Томская область – 99 %.

Доходы региональных бюджетов представлены налоговыми и неналоговыми доходами, а также безвозмездными поступлениями. В целом по стране провал 2013 г. – сборы налога на прибыль. Их поступление снизилось на 285 млрд р. по сравнению с прошлым годом. Налог на прибыль – самый важный источник наполнения казны регионов: в прошлом году по итогам первого полугодия налог на прибыль обеспечил 29 % доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации. В этом году – меньше 23 % [2].

Анализ структуры налоговых поступлений региональных бюджетов СФО показал, что основными налоговыми источниками являются налог на прибыль организаций и НДФЛ (табл. 1).

28

Наибольшей самостоятельностью в плане формирования доходов своих бюджетов обладают Кемеровская область – доля налоговых и неналоговых поступлений составила 82,41 %, Иркутская область – 82,26 %, Красноярский край – 80,14 % Новосибирская область – 76,69 % и Томская область – 76,69 %.

29

Таблица 1

Налоговые и неналоговые доходы региональных бюджетов СФО за 2012 год, % [2]

Субъект

Налог на прибыль

НДФЛ

Налог на имущество

Акцизы

НДПИ

Прочие налоги

Неналоговые доходы

Всего налоговые и неналоговые доходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемеровская

27,76

24,93

11,35

6,76

4,03

2,91

4,67

82,41

область

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутская

40,30

20,64

10,29

6,96

1,43

1,40

1,23

82,26

область

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярский

33,65

20,62

9,86

6,35

4,14

2,29

3,23

80,14

край

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирская

24,93

21,37

10,33

13,89

0,23

4,22

1,72

76,69

область

 

 

 

 

 

 

 

 

Томская

28,38

21,27

12,10

8,88

0,09

2,87

1,98

75,58

область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омская

19,35

18,53

8,91

17,58

0,01

3,37

1,43

69,18

область

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика

22,63

18,59

10,24

8,37

2,49

3,52

1,75

67,59

Хакасия

 

 

 

 

 

 

 

 

Забайкальский

12,55

21,15

6,44

8,43

1,48

2,51

1,39

53,95

край

 

 

 

 

 

 

 

 

Алтайский

13,36

15,40

7,24

10,52

0,18

1,25

1,30

49,25

край

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика

12,93

13,36

4,68

5,71

1,15

2,57

1,30

41,69

Бурятия

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика

3,95

6,87

1,56

4,67

0,00

0,00

0,94

18,00

Алтай

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика

1,13

7,34

0,63

3,47

0,53

0,63

0,56

14,28

Тыва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетная политика основана на рациональном использовании и устойчивом наращивании экономического потенциала публичноправовых образований. Регулирование взаимоотношений между федеральными, региональнымиs и местнымиs органамиs власти по формированию и распределению бюджетных ресурсов в России проявляется через систему межбюджетныхs отношений. Проведенный анализ (рис. 2) показал, что такие субъекты Федерации СФО как республики Тыва и Алтай, формируют доходную часть собственных бюджетов преимущественно за счет финансовой помощи из федерального бюджета (85,6 % и 82 % соответственно).

30

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]