Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Личность в информационно-инновационном обществе

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.11 Mб
Скачать

Воспроизводство действительной жизни возможно только через преемственность поколений. Ввиду этого человек заимствует формы предметной деятельности. История есть не что иное, как последовательная смена поколений, каждое из которых использует производительные силы, передаваемые ему всеми предшествующими поколениями. Именно этот процесс отражается через историческое сознание, обеспечивая связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания людей в различных сферах жизнедеятельности, для культурного, социально-этнического определения народа, для осознания себя как самостоятельной общности.

Вэтом процессе велика роль воспитания.

Висторическом сознании есть необходимость выделить воспи-

тание как самостоятельную функцию, так как личный жизненный опыт каждого поколения передается следующему поколению лишь через воспитание. Однако опыт, передаваемый следующему поколению, становится уже не только личным, но и общественноисторическим достоянием. Поэтому историческое сознание существует не только как продукт личного жизненного опыта, но и как общезначимое знание, доступное и понятное всем членам данной общности. В процессе воспитания историческое сознание выполняет функцию накопления, сохранения и передачи исторического опыта. Через передачу опыта историческое сознание выполняет функцию самосохранения этнической целостности, культурной общности. Здесь очень велика роль культуры. Историческое сознание не функционирует вне культуры. Необходимость усвоения культуры – потребность исторического сознания.

Историческое сознание, выступающее как «память» человечества, дает множество образцов социально значимого поведения. Поступки людей, различные исторические ситуации, становясь эталонами, дают обоснование норм поведения, санкционированных общественным поведением, служат укреплению конкретного общественного строя. Усвоить прошлое должен каждый человек. Идет этот процесс главным образом через социализацию, хотя здесь большую роль играет и индивидуализация.

131

Регулятивная функция исторического сознания касается сферы взаимоотношения в прошлом народов, государств, наций, социальных групп. Государственно-правовое регулирование внутренних и внешних конфликтов нуждается в особой аргументации, опирающейся на исторические сведения. Обращение к прошлому в поисках исторических доказательств является обычной процедурой политической и юридической практики в настоящем.

В современных условиях обращение к прошлому нашей страны связано с тем, чтобы извлечь определенные уроки, опыт из прошлого, так как информация, знание о прошлом является одной из основ организационно-управленческой деятельности в настоящем. Без регулятивной роли исторического сознания общество вообще не могло бы существовать, на основе исторического прошлого формируются нормы общественного поведения, общественное и индивидуальное сознание.

Аксиологическая функция исторического сознания позволя-

ет охарактеризовать его как систему взглядов определенного общества в отношении ценностей прошлого. В научном сознании развитие осознается не как процесс движения из прошлого в настоящее, а из настоящего в будущее. Здесь ориентация на будущее преобладает над ориентацией на прошлое и настоящее, исходя из чего определяется отношение к ценностям прошлого, их месту и роли в общественном развитии. В обыденном сознании развитие и прогресс не осознаются как процесс движения из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее. И здесь ориентация на прошлое преобладает над ориентацией на будущее.

В этом сознании ценности прошлого доминируют над ценностями будущего.

Опираясь на историческое познание, знание, историческое сознание выполняет познавательную функцию. Оно является самопознанием прошлого общества, личности, индивида. Зная материальные, духовные отношения той или иной прошлой эпохи, цивилизации, можно судить о степени их познания и о степени свободы людей в них. Историческое сознание дает целостную картину по-

132

знания и освоения мира при помощи всех форм общественного сознания.

Историческое сознание выполняет функцию предвидения. Историческое знание, познание, сознание является единственным основанием для предвидения будущего. Для того чтобы историческое прошлое могло служить основанием для предвидения будущего, необходимо располагать определенным логическим механизмом, позволяющим переносить информацию о прошлом на будущее. Таким основным социальным механизмом могут служить только законы общественного развития. Через их осознание осуществляется предвидение, прогнозирование будущего. Поэтому историческое созна-

ние имеет прогностическую функцию122.

Историческое сознание выполняет функцию восприятия про-

шлого и преобразования настоящего. Эта функция позволяет осу-

ществить взаимосвязь идеального и реального, теории и истории, теории и практики. С ее помощью человек, общество осуществляют на практике свои планы, программы деятельности. Эта функция является одной из основ ориентированности общества, личности, их активности. Между уровнем развития исторического сознания общества, личности и ее активностью существует взаимосвязь: повышение уровня данного сознания является одной из основ повышения их созидательной творческой активности, возрастания роли народных масс, личности в истории. История учит человека активности, личной ответственности каждого за свои поступки, целенаправленности, так как она не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Конечно, при анализе истории принципиальную роль играет проблема соотношения теории и истории. Этапы развития истории и исторической науки не совпадают, но в настоящее время они не разделены. Не исследованной остается проблема, когда же историческое знание стало теорией, наукой, в результате каких научных открытий. Фактически остаются не классифицированными научные ис-

122 Стегний В.Н. Осознание личностью... С. 60–88.

133

торические школы, которые придерживаются разных концепций, парадигм интерпретации исторических событий, фактов, процессов. Та классификация, с которой часто приходится иметь дело в исторической науке, в основном произведена не по научному, а по политическому критерию или идеологическому, религиозному и т.п.

При исследовании истории научные и ненаучные формы познания оказываются взаимосвязанными. Но, к сожалению, чаще всего используются ненаучные методы познания, что и является причиной спора о том, история – это наука или идеология. В нашей стране со сменой политического режима или политического лидера страны начинают переписывать историю, при этом прошлый период оценивается негативно, а настоящий этап только в радужных тонах. В этом случае нуждается в прояснении вопрос о соотношении в исторической науке нравственно-этического подхода, направленного на выявление исторической правды, и научно-теоретического, цель которого – познание исторической истины. Правда в истории – это в конечном счете истинное представление об исторической реальности. Для историка важно выявить истину, которая, во-первых, может выступать как бесконечный процесс углубления в предмет исследования, во-вторых, как процесс застывший. Здесь очень велика роль интеллектуального поля истории123.

Доминанта апологетической функции исторической науки над анализом, синтезом, прогнозом свидетельствует о том, что история чаще всего рассматривается через призму политического интереса какой-либо социальной группы, исследователя. Политический, хронологический, описательный подходы к характеристике истории доминируют над её анализом и синтезом. Обилие исторических фактов, событий дает незначительный эффект. Характеристика объекта исследования за счет расширения его границ чаще всего позволяет построить всего лишь хронологический ряд исторических событий. Движение в глубину объекта исследования дает несколько иной ре-

123 Андреев А.Л. Интеллектуальное поле истории // Высшее образование в России. 2013. № 8–9. С. 133–144.

134

зультат. Он позволяет привести факты в определенную систему, систему исторических знаний.

В настоящее время актуальны проблемы методов исследования истории исторической наукой; предмета преподавания истории и предмета исследования исторической науки. Что преподают в школе или вузе: историю или историческую науку, или и то, и другое, или ни то, ни другое124? Без решения этих вопросов очень сложно формировать историческое сознание.

§ 3. Этническая идентичность и национальное самосознание российского народа

Этническая идентичность – субъективная сторона этнической принадлежности, когда люди сами себя причисляют к какой-либо этнической общности. Наиболее глубоко проблемы групповой и индивидуальной идентичности разработаны в психологии (З. Фрейд),

втеоретической социологии (Д. Мид, Ч. Кули, Р. Тернер, Э. Гофман),

вэтнополитологии (В. Тишков, Ю. Шабаев).

Начиная еще с Э. Дюркгейма, социологами тщательно изучаются механизмы установления связей индивида с определенной общностью под воздействием надиндивидуальных социально-культурных требований.

В теории социальной идентичности Тернера идентичность – это знание человека о себе как о члене группы. Согласно этой теории, люди стремятся к позитивной социальной идентичности, к тем знаниям о себе, которые позволят им думать о себе лучше, чем о людях из других групп. Общественный образ себя, своей группы и окружающего мира должен быть целостным и непротиворечивым.

Понятие идентичности в строгом смысле слова означает основополагающие и устойчивые черты, составляющие своеобразие личности или группы, а также осознание принадлежности к группе,

124 Антипов А.Л. Как и зачем нужно изучать историю в школе и университете // Высшее образование в России. 2013. № 8–9. С. 125–132.

135

основанное на географической, лингвистической, культурной общности.

Идентичность – субъективное переживание человеком своей индивидуальности. Человек, рассмотренный в структуре философских категорий «общее – особенное – единичное», предстает:

а) как человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представителе нашего рода;

б) как определенная общность людей (расовая, этническая, национальная, классовая, конфессиональная, профессиональная, половая, возрастная, характерологическая и пр.) и проявления этой общности в конкретных людях;

в) как отдельный человек в конкретной единственности своего реального существования.

Эта трехуровневая структура представляет собой универсалию бытия и самосознания человека.

В. Тишков и Ю. Шабаев называют три характерных признака этнической идентичности.

«Во-первых, этнические общности представляют собой социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий людей и создаваемых ими институтов, но главным образом государства…

Во-вторых, границы этнических общностей являются подвижными не только во времени, но и в зависимости от конкретных ситуаций. Например, в одной ситуации мордвин назовет себя мордвином (в Москве), в другой – мокшей (в своем селе), в третьей – русским (за пределами России). Равно как личностная идентификация, способна меняться и групповая идентификация…

В-третьих, этническая общность, основанная на индивидуальном выборе и групповой солидарности, цементируется во многом способностью группы консолидированно противостоять внешним угрозам и вызовам, а культурная схожесть членов помогает осуществлять контроль ресурсов и политических институтов, обеспечивать

136

комфортное существование личности в рамках культурно-гомоген- ных сообществ»125.

Государственная идентичность индивида существует в различных формах. Наиболее удачным основанием для ее типологии служит степень отождествления индивида с данной государственностью, тот уровень субъективного самоощущения плотности связей и взаимозависимостей с государством, который присущ конкретному индивиду (или группе). Поэтому можно представить существующую совокупность идентичностей как некий континуум, на одном полюсе которого находится абсолютное неприятие и непризнание какойлибо связи с данным государством, отвержение его и активное нежелание выполнять обязательства в его отношении (например, староверческие скиты), а на другом полюсе – абсолютное растворение индивида в государственности и полное подчинение ей, исключающее право на собственную частную жизнь. Первое можно назвать негативной идентичностью, второе – этатической идентичностью. Все прочие типы или модели идентичности находятся в пространстве между ними. Наиболее же оптимальным является центр данной шкалы, предполагающий сочетание развитой индивидуальности и осознание собственных интересов граждан с их чувством гражданства, субъективно значимой причастности к определенному государству.

Государственность и государственная идентичность, таким образом, тесно связаны и взаимообусловлены126.

Большое значение имеют проблемы сохранения национальной идентичности в условиях растущей глобализации мира. Наряду с влиянием глобальных тенденций усиливается противоположный процесс: упрочение идентичности. Рычагами сохранения идентичности выступает не только государство, но и институты гражданского общества.

125См.: Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М., 2011. С. 59–60.

126См.: Хабибуллин А. Г., Рахимов Р. А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности // Государство и право. 2000. № 5. С. 5–11.

137

Всвязи с этим пристальное внимание вызывают процессы децентрализации и детерриториализации в странах развитых демократий, характеризующихся передачей основных организационных функций публичным общественным институтам региональных и локальных уровней, ибо только на уровне территорий возможно сохранение собственной идентичности.

К сожалению, эти процессы не свободны от известной степени мифологизации культуры и истории новыми субъектами политического действия. Реальность этнических мифов такова, что история каждого народа представляется наиболее древней и богатой среди других, а ареал исторического расселения и влияния – выходящими далеко за пределы их нынешних границ.

ВРоссии в 90-е годы XX века наступил кризис идентичности

врезультате распада прежней государственности. Так, по мнению Е.Б. Светлицкой, важнейшим следствием распада СССР стал идентификационный кризис, переживаемый значительной частью населения России, особенно лицами, относящимися к старшим возрастным группам. Ухудшение положения в стране, изменение идеалов, неопределенность ситуации привели к тому, что многие потеряли нравственные, идеологические, материальные и жизненные ориентиры, остро почувствовали свою ненужность государству, маргинальность

своего положения: перестав быть гражданами СССР, они не осознали того, что стали гражданами России127.

С распадом СССР и образованием новых государств люди, пе-

ресматривая прежние представления о самих себе, сталкиваются с сосуществованием старых и новых идентичностей, в том числе национальных. Этот сложный процесс вызвал кризис самосознания и болезненные политические проекции, связанные с отрицанием старого режима и его политической и социокультурной системы.

В различные эпохи национальной жизни выступают на передний план определенные аспекты, отбирается то из прошлого, что со-

127 См.: Светлицкая Е.Б. Новая российская идентичность // Общественные науки и современность.1997. № 1. С. 73.

138

ответствует ее, этой эпохи, духу. Многие ученые России кризис идентичности видят в возвращении к «русской идее».

На Украине возникла проблема этногенеза украинцев и места в нем Киевской Руси, усилилась угроза идентичности русскоязычного населения. Дело дошло до вооруженного конфликта между ЮгоВостоком страны и Киевской центральной властью.

В Молдавии существует запутанность в исторических отношениях основного этноса – молдаван – с Румынией и Россией. В результате вооруженного столкновения возникла Приднестровская Молдавская Республика, жители которой сохранили российскую идентичность.

Армянские исследователи говорят о «карабахизации» своей национальной истории.

Война в Югославии показала, что может произойти в случае ускоренной и одобряемой извне перемены идентичности.

Американский ученый С. Хантингтон изложил новую концепцию идентичности в книге «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности». Автор говорит об угрозе разделения США на две культуры и два народа, говорящих на разных языках. По его мнению, мексиканцы и латиноамериканцы, в отличие от предшествующих групп иммигрантов, не интегрировались в основное ядро культуры США, а образовали по всей стране собственные политиче-

ские и языковые анклавы, не приемлющие англопротестантские ценности128.

Сложные проблемы возникают в мусульманском мире. В зонах расселения мусульман в разных странах мира исламизм распространяется через формирование альтернативной идентичности, то есть самоидентификацию не с тем или иным модернизирующимся секулярным государством, а с исламской уммой (глобальным сообществом верующих), которая на деле подменяется конкретным исламистским центром.

128 См.: Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2008.

139

Следует отметить, что ничто не наносит большего вреда исламу и мусульманам, чем современный исламский экстремизм.

Исламский экстремизм – ваххабизм, названный так по имени его основателя Мухаммада ибн абу аль Ваххаба (1703–1787), составляет идейную основу международного терроризма, призывает к «джихаду» – «священной войне против неверных». Необходимо противодействовать не исламу и людям, его исповедующим, а экстремизму в исламе и его носителям.

Для России проблемы идентичности приобретают сегодня исключительное значение, что связано с усилением процессов глобализации, экономико-технологической и идейно-информационной конкуренцией, обострением военно-политических проблем.

В условиях сложной геополитической обстановки граждане Российского многонационального государства должны чувствовать себя единым народом, знать и любить тысячелетнюю историю своей страны, свои традиции и ценности. В этом смысл национальной идентичности. «Мы должны гордиться своей историей, и нам есть чем гордиться, – подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в сентябре 2013 г. – Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперед»129.

Этническая идентичность формируется в процессе социализации. В этом велика роль семьи, ближайшего окружения, школы, вуза, трудового коллектива, армии.

С этнической идентичностью неразрывно связано национальное самосознание, обладающее сложной структурой. Оно включает в себя сознание этнической принадлежности, которое появилось задолго до образования наций, отношение к другим этносам; приверженность к национальным ценностям – языку, территории, культуре; понимание социально-государственной общности, проявляющееся в патрио-

129 По материалам сайта ahttp//kremlin.ru/news/19243.

140