Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Uzun-Khadzhi_Saltinskii_774__politicheskii_774_i_religioznyi_774_deyatel_Dagestana_i_Chechni

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
3.47 Mб
Скачать

самого тесного контакта со всеми самоопределившимися народами на территории бывшей Российской империи и прежде всего с Азербайджаном и Грузией.

Союзный Меджлис горских народов добивается международного признания независимой Республики горских народов.

С твердой верой в успех своего дела и благо горских народов и на благо возрождавшегося Кавказа Союзный Меджлис призывает всех горцев Кавказа сплотиться вокруг его знамени и идти твердыми шагами навстречу поставленным Союзным Меджлисом великим целям.

Опубл. в кн.: Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.), Горская республика (1918-1920 гг.). (Документы и материалы). Махачкала, 1994. С. 321-322.

№ 23 Из ноты протеста Союзного Меджлиса (Парламента)

Горской республики в эмиграции Верховному комиссару Антанты на Кавказе американскому полковнику В.Н. Гаскелю1 о злодеяниях деникинцев на территории республики.

г. Тифлис. 10 сентября 1919 г.

В настоящее время проводится новое формирование частей из горцев для Добровольческой армии, не говоря уже о необходимости пополнения находящихся на фронте полков. Меджлис полагает, что эти меры Добрармии среди горских народов есть нечто иное, как проведение благовидным предлогом заранее обдуманного плана физического истребления горских народов.

Инстинктивно чувствуя эти коварные замыслы вождей Добрармии, горские народы стихийно восстают, как это имело место в Ингушетии, Чечне, Дагестане, предпочитая погибнуть лучше под родным небом Кавказа, защищая свои очаги, свободу и независимость, чем где-то в неведомой России, в пожаре гражданской войны. И теперь мы являемся свидетелем полного взрыва восстаний горских народов против Добрармии. Идет восстание в Чечне во главе с шейхом Узун-Хаджи. Чеченцы Веденского округа заняв Ведено, Шатой и Шали2, продвигаются вперед. Войска Узун-Хаджи состоят из чеченцев, дагестанцев, кабардинцев,

51

балкарцев, ингушей и др. Началось вторичное восстание3 в Дагестане во главе с шейх-уль-исламом Республики Али-Хаджи Акушинским. Восставшее население, изгнав администрацию, силою назначенную Добровольческой армией в округа, разоружив добровольческие гарнизоны крепостей, захваченных Добрармией, как-то: Дешлагар4, Маджалис5, Ахты6, Гуниб7, и т.д. теснит Добрармию к Петровску, Темир-Хан-Шуре и Дербенту…

Опубл. в кн.: Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.), Горская республика (1918-1920 гг.). (Документы и материалы). Махачкала, 1994. С. 321-322.

№24 Рапорт исполняющего обязанности начальника Андийского

округа правителю Дагестана генералу М. Халилову.

сел. Карата, 18 сентября 1919 г.

По имеющимся сведениям 17 сентября сего года прибыли в сел. Ботлих русские большевики в числе более 100 человек, скрывающиеся в Чечне со времени взятия Добровольческой армией гор. Грозного.

При этом докладываю Вашему Превосходительству, что цель их пребывания в Ботлихе служит мобилизовать людей для пополнения Узунских банд из неподчиненных ему аулов Каратинского участка и из других аулов Андийского округа.

За начальника Андийского округа. Подпись.

ЦГА РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д. 250. Л. 11. Копия.

№25 Сообщение о боях чеченских повстанцев с частями Добро-

вольческой армии Деникина под слободой Воздвиженкой и селением Шали.

26 сентября 1919 г.

К средним числам сентября [1919 г.] Добровольческая армия стянула к [слободе] Воздвиженке, стоящей у входа в Аргунское ущелье и к [селению] Шали значительные силы, очевидно, в связи с предполагаемыми операциями Узун-Хаджи, имеющего

52

резиденцию в горах и для осуществления давно намеченного плана, «кавалерийского рейда» против Шатоя, расположенного в горах у верховьев реки Аргуна. В Воздвиженке, в старых, полуразрушенных казармах до 600 добровольцев, в Шалях было расквартировано до 2500 вооружённых всеми видами оружия.

Когда стало известно в горах об этих скоплениях сил Добрармии, давно грозившей «разнести» не покорившихся горных чеченцев, ряд горных обществ и части Узун-Хаджи под руководством своих вождей, среди которых был и Асланбек Шерипов1, спустились с гор и расположились невдалеке от Воздвиженки. Было общим желанием, предупреждая замыслы добровольческого командования, разгромить стоявший в Воздвиженке каза- чье-добровольческий отряд и забрать у него все снаряжение, пулеметы и патроны, по возможности прогнать его.

11 сентября [1919 г.], собравшиеся на заре чеченцы и части шариатского полка Узун-Хаджи, двинулись со всех сторон на Воздвиженку, оставляя открытой только дорогу в Грозный, проходящую мимо Старых Атагов. Встревоженные неожиданностью нападения добровольческие части оказали сопротивление, засев у кладбища и казарм. Перестрелка длилась несколько часов. Но к полудню казачье-добровольческие части под все растущим натиском горцев, будучи стиснуты со всех сторон, в панике начали отступать. Порвав цепь [горцев], добровольцы бросились по дороге к Грозному. Но отступающие были обстреляны цепями, засевших в кукурузе по обеим сторонам дороги. Только немногим удалось уйти, оставляя своих раненных, много снаряжения и патронов. Было захвачено в плен 112 человек, отправленных в Ведено к Узун-Хаджи.

Когда скрылись из виду добровольцы, чеченцам и частям Узун-Хаджи стало известно, что через р. Аргун несколько севернее Старых Атагов переправилось 4 сотни казаков, вышедших из Шали и направляющихся, видимо, за помощью к гарнизону Воздвиженки. Ещё не успевшие остыть от только что закончившегося боя, бросились чеченцы и части Узун-Хаджи на этот отряд. И через несколько минут атаки в конном строю добровольческие сотни бежали к г. Грозному и к ст[анице] Петропавловской.

53

Оставалось самое большое и серьезное – это разбить многочисленный и сильный гарнизон Шали.

По приказу Узун-Хаджи стали стягиваться и шариатские регулярные части и чеченцы в селения и хутора, кольцом облегающие Шали. И в старых Атагах и в Сержень-Юрте были расположены ударные группы для охвата с фронта добровольческих частей. Пока шли эти приготовления стали доходить известия, что в добровольческом гарнизоне Шали началось волнение и паническое состояние брало власть над людьми. Рассказывали, что шалинский гарнизон, удрученный неудачным для добровольцев походом боев под Воздвиженкой и Старыми Атагами, поговаривал о том, что лучше бы вопреки прямому приказу командования сняться и уйти с г. Грозный.

Когда об этих наступлениях добровольцев узнали чеченцы, трудно было держать их на выжидательных позициях. Они стали рваться в бой.

Был назначен день и час наступления на Шали с 3-х сторон с юга, со стороны Сержень-Юрта и со стороны Атагов. Главные задачи выпадали на центральной и правофланговой группы, которые должны были, охватив с фланга, зайти в тыл противнику.

Через 2 дня после последнего боя у Воздвиженки, чеченцы и шариатские части Узун-Хаджи, в согласии с этим планом напали на Шали. Несмотря на паническое состояние, шалинский гарнизон оказал продолжительное сопротивление. Но, наконец, подвергшись обстрелу со всех сторон и понимая, что он в кольце, шалинский гарнизон начал отступать к станице Петропавловской.

При отступлении, некоторые офицеры, замешкавшись, остались в селении и попрятались по домам, некоторых чеченцев. Но ворвавшийся отряд обнаружил это и все скрывшиеся были найдены и направлены к Узун-Хаджи.

По пятам отступающих двинулись главные силы чеченских и шариатских сил, вступая в перестрелку с теми или другими оставшимися силами. У Петропавловской станицы добровольцы остановились и при поддержке артиллерийского и пулеметного огня бронепоезда сдержали натиск. После продолжительного безрезультатного боя чеченские силы и шариатские части Узун-

54

Хаджи сняли фронт и ушли обратно к своим базам, в Шали, Сер- жень-Юрт и другие аулы.

Во время этого боя чеченцами было взято 138 человек [в плен], среди которых полковник Иванов и много апшеронцев2 из мобилизованных иногородних и горожан.

«Вольный горец». 1919. 13 сентября. № 5.

Опубл. в кн.: Борьба за Советскую власть в ЧеченоИнгушетии (1917–1920 гг.). Сб. док. и мат. Грозный, 1958. С. 205207.

№26 Распоряжение Главнокомандующего войсками «Великого

везиря» Кавказского эмирства Дышнинского-Арсанукаева Магомед-Камиль-хана.

19 июля 1919 г.

Министрам, командующим армиями, Военным губернаторам, градоначальнику слободы Ведено и другим должностным лицам Северо-Кавказского эмирства.

Даю Вам знать, что Высочайшим указом Его Величества эмиром Северного Кавказа, как известно, я был назначен Великим Везиром с поручением мне формирования кабинета министров. Кроме того, мне передано Его Величеством верховным вождем в главное командование войсками Северо-Кавказского эмирства.

Кабинет министров формирован следующим образом:

1.Камиль-Хан – министр двора Его Величества, генерал-

майор.

2.Арсанукаев (Дышнинский) Иналук Магомед-Камиль-хан

Министр иностранных дел Военно-юридической академии, ротмистр-князь (фельдмаршал). Он же Министр юстиции, просвещения, вакуфных дел.

3.Магомед Хамхаев – министр торговли и промышленно-

сти.

Дата образования Северо-Кавказского эмирата.В тексте «составления».

55

4.Билал Шамилов – министр земледелия и государственных имуществ.

5.Куси Байгиров – Министр путей сообщения почт и теле-

графа.

6.Шата Истамбулов – Военный министр, генерал-майор.

7.Хабала Бесленеев – Министр Внутренних дел, генерал-

майор.

По главному командованию мною преступлено к реорганизации армии по периметру благоустроенных держав.

О состоявшемся акте правительства, ввиду оставления названного кабинета мною будет дано знать своевременно соседним державам с просьбой о признании Северо-Кавказского эмирства самостоятельной шариатской монархией1 во главе с эмиром Узун-Хаджи-Ханом, но под протекторатом Халифа мусульманского эмира Его Величества Оттоманского императора МагометаВаххида VI-го2.

За сим с Божьей волей я буду добиваться шариатской монархии, ибо в стране мусульманской республики Республика не может существовать на том основании, что признанием Республики мы бы не признали халифа – значит отрицали бы пророка Магомета, а отрицание последнего это есть отрицание Бога.

И так мы не требуем автономии, а хотим самостоятельной шариатской монархии. Всякий пришелец нам гость, которого мы

всилу нашей религии и традиции так любим и уважаем, но всякое вмешательство в первое дело посторонних лиц, ещё не реабилитировавших себя за прошлое перед народом мы не можем принять.

Мы не можем протянуть руки людям, изгнавшим из собственного отечества. Мы не можем подать руки людям, не признающим ничего святого. Мы не можем отступить от шариатской монархии. Мы не можем допустить в нашу семью лиц, не испытанных Его Величеством эмиром нашим Узун-Ханри-Хаджи- Ханом. Мы избегаем повторения эпохи мифической Горской Республики.

Об изложенном объявить народонаселению и подведомственным Вам лицам для немедленного исполнения и сведения.

56

Великий Везирь и главнокомандующий войсками ВоенноЮридической Академии ротмистр Дышнинский

Правитель канцелярии поручик (Асихан) Хасавюртовскому Военному Губернатору С подлинным верно. Нач. штаба (подпись).

Печать.

ЦГА РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д. 248. Л. 40-43. Копия.

№27 Воззвание председателя Совета Министров и Главнокоман-

дующего войсками Северо-Кавказского эмирства князя М.-К. Дышнинского – Арсанукаева к населению о необходимости мирного сожительства всех народов Кавказа.

Не ранее сентября 1919 г.

Всем национальностям Северного Кавказа, русским и дру-

гим!

Мусульмане Северного Кавказа добиваются полного самоопределения. Мусульмане Северного Кавказа не питают никакой вражды ни к Вам, ни к Вашей религии. Многолетнее страдание показало нам, что каждая национальность может жить только путем обособленности. Иго русского царизма сковало русский народ. Теперь скованный и замерзший мусульманский народ ждет свободы не на словах, а на деле. На основании дарованных свобод после ухода русского царя, мусульмане Северного Кавказа добивались, как известно, самоопределения путем Республики1. Эта цель и эти мечты были разбиты варварским вторжением деникинской банды. На мирной конференции в Париже2 вследствие интриг Союзных Великих Держав, так называемой «Горской Республики» не признали и не нашли основания к её признанию. Так как всему цивилизованному миру несправедливо казалось, что «горцам нет места на мировом рынке. Вопреки тенденциозным вожделениям пристрастного корыстного Европейского общественного мнения, на основании исторических данных (см. Французско-официальный историк Берте), мусульмане Северного Кавказа всю свою жизнь поставили на карту и решили

Датировано по дате создания Северо-Кавказского эмирства.

57

добиваться полнового самоуправления, составили свое правительство во главе с эмиром шейхом Узун-Хаджи-Хайир-ханом и пойдут по следам своих предков, которые в течение многих лет проливали кровь за свою свободу (см. История Имама Шамиля)»3.

Русские и другие христианские народы! Как Вам дорога Ваша религия, как дороги Вам Ваши традиции, как любите Вы Вашу партию, Северо-Кавказские мусульмане не менее Вас любят, все это, все свое.

От имени народа и Его Величества эмира Северного Кавказа последний раз обращаюсь к Вам, оставьте мечты о возобновлении царизма, заключим мир Вы на вашей земле, мы – на своей, останемся хозяевами.

Председатель Совета Министров, Великий везирь и Главнокомандующий войсками Северо-Кавказского эмирства князь Дышнинский.

Опубл. в кн.: Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918 гг.), Горская республика (1918-1920 гг.). (Документы и материалы). Махачкала, 1994. С. 337-338.

№28 Письмо командующего турецкими войсками в Дагестане Ка-

зим-бея начальнику Аварского округа Кайтмазу Алиханову и всем сельским обществам округа.

11 октября 1919 г.

Ваше письмо, полученное мною обрадовало [меня]. Я и мои товарищи благодарим Вас и целуем.

Мусульмане!

Мы работаем 750 лет для того, чтобы слиться с Вами в одно

иобязались исполнить это ввиду Вашего желания.

1.Мы вели много войн с европейскими государствами [ради] сохранения ислама и нашего Корана от посягателей, на их уничтожение, хотя нам никто не помогает.

2.Мы турки, пролив свою кровь, добывали вам самостоятельность, но прошло очень мало времени и за это время несколько изменников продали Вас казакам. Казаки пришли и заняли Ваши земли. Почему Вы не воевали с ними, чтобы не допу-

58

стить их до этого? Изменники шариату, сыны шейха Шамиля! Почему Вы допустили, чтобы несколько изменников продали Вас?

3.До меня дошли сведения, что Вы держите сторону казаков, хотите арестовать и выдать турецких офицеров казакам, поэтому я не мог приехать в Вашу страну.

4.Прошло 23 дня как я прибыл в Дагестан, я обнаружил среди Вас, что не согласуется с Кораном и шариатом. Вы пишите, почему я приехал в Гуниб, оставив врагов у себя? Я приехал сю-

да, освободив свою Родину от врагов и чтобы избавить и Вас от ваших врагов. Я на своем пути увидел, что половина населения большевики, ¼ – сторонники казаков и ¼ истинные мусульмане. С этими мусульманами вместе и шел уничтожать и большевиков

исторонников казаков 150 лиц из них казнил, 300 предал суду и в это время я узнал по телефону, что казаки разрушили Гуниб и Урахи1, идут на Леваши. Почему сейчас же выступил против них

иверующие мусульмане после суточного боя, прогнали их с этого места, избавив население от угнетения, дошел до линии железной дороги и взял много вещей, оставленных казаками.

5.На Манасе2 я получил Ваше письмо и, оставив на месте себя другого, прибыл в Леваши, но там нашел присланного Вами делегата.

6.Посылаю Вам, как делегата, капитана Ахмада-Мурур- бея. Он передаст Вам наше стремление и все необходимое.

7.В Андийском округе наши союзники, много большевиков и сторонников казаков. Мы уничтожили и Вы также примкните к нам. Исмаил-Хаки-бей3 сказал мне, что «в Хунзахе много казенного имущества, каковое можно оставить аварцам, если они присоединяться к нам».

8.Вы, имея в своих руках силу, почему не уничтожите врагов шариата? Почему оставляете их среди себя? Андийцы подчинились Корану и Вы прознайте власть Ислама, примкните к нам в таком единении уничтожим наших врагов.

9.В Андийском округе, после прибытия моего туда, спросил я, требовали от нас солдат, хотели занять наши земли и так как большевики тоже враги казаков, мы оставили их среди себя,

В тексте «обеспечив».

59

как помощь в нашей борьбе с казаками. Наш шариат не признает большевиков, не оставим большевиков среди себя, укажем Вам их, а также сторонников казаков…» Указали их мне, кои и были казнены.

10. Вместе с капитаном Ахмадом Мурур-беем пришлите делегатов, я приду к Вам. Сейчас в Манасе идет бой, иду туда Бог Вам поможет.

Командующий войсками Дагестана Казим-бей.

ЦГА РД. Ф. 8-п. Оп. 3. Д. 251. Л. 40, 41. Копия.

№29 Рапорт начальника Каратинского участка1 Андийского окру-

га правителю Дагестана генералу М. Халилову.

сел. Карата, 14 октября 1919 г.

Со времени появления в Андийском округе УзунХаджин[ских] банд, котор[ые] силою отстранили г[осподина] начальн[ика] округа полковника Шамиля и других служащих начали мутить мирное население округа, набирая людей для пополнения своего отряда и отправился в Чечню против наших – Добрармии.

Видя поступок его, зная его намерения, я совместно с всадниками окружкапка , намеренно разошлись по домам, ради спасения родичей, знакомых и односельчан, являясь помощниками Добрармии.

Идя против желания Узун-Хаджи, я уговорил каратинцев и за ними перешли на нашу сторону весь Каратинский уч[асток] и др[угие]. Спустя несколько дней был получен приказ названного Узуна о предоставлении в его распоряжение с каждого аула вооруженных лиц, иначе он вынужден будет силою мобилизовать их. Но население Каратинского участка категорически отказалось подчиниться ему.

Видя резкий поступок их, названный Узун набрал чеченцев и направился в Карату для усмирения их и силою хотел мобилизовать молодежь, но видя непокорность их, после долгих угроз Узунская банда вернулась обратно в Ботлих. Через некоторое

Так в тексте.

60