Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Kolotov(ed)-Evraz-duga

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
4.49 Mб
Скачать

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

ЛИТЕРАТУРА

1.Гарри М. И. Геополитическое значение Вьетнама в дальневосточной Большой игре и геополитические подходы великих держав к современному вьетнамскому вопросу // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. —

2 (10). — С. 196–206.

2.Колдунова Е. В., Канаев Е. А. Россия и Вьетнам в XXI веке:

реализация всеобъемлющего стратегического партнерства. 26.11.2012 // [URL]: http://asean.mgimo.ru/ru/2012/145-rossiya- i-vetnam-v-xxi-veke-realizatsiya-vseob-emlyushchego- strategicheskogo-partnerstva (дата обращения: 26.11.2012).

3.Ле Ван Ми. Некоторые размышления о восточноазиатской региональной безопасности // Актуальные проблемы региональ- нойбезопасностиВосточнойАзии.—СПб.,2012.—С.52–55.

4.Лекция академика Ю. С. Пивоварова в МГИМО. 19.04.2011 // [URL]: http://www.youtube.com/watch?v=4CIonGaKgb0 (дата обращения: 24.12.2012).

5.Противоборство Китая и США в Азии: выводы для России. Круглый стол // Индекс безопасности. — М., 2012. — Том 18.

2 (101). — С. 96–116.

6.Путин:Малыестранычувствуютсебяуязвимымибезядерного оружия // [URL]: http://globalconflict.ru/geopolitics/33448-putin- malye-strany-chuvstvuyut-sebya-uyazvimymi-bez-yadernogo- oruzhiya (дата обращения: 26.09.2013)

7.Рогожин А. А. Юго-Восточная Азия и интеграция. Восток/ Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / Под ред. А. Д. Воскресен-

ского. — М.: МГИМО, РОССПЭН, 2002. — С. 358–359.

8.Nong H. Interpreting the U-shape Line in the South China Sea // [URL]: http://oseafas.wordpress.com/category/south-china-sea/ page/5 (дата обращения: 30.12.2012).

9.Sumsky V. The Art of the Possible in ASEAN’s Future // Global Asia. — 2008. — Vol. 3. N 1. — P. 90–100.

320

Восточная и Южная Азия

Приложение 1

Действующие и возможные

военные базы США в Юго-Восточной Азии

Приложение 2

Французский Индокитай в конце XIX века

321

Тюнь Г. Т.

Реформирование мусульманского высшего образования Малайзии и проблемы безопасности

Исторически мусульман Южной и Юго-Восточной Азии относят к периферии мусульманского мира, считая, что наиболее «правильный»исламсуществуетнаБлижнемВостоке.

Сопротивление и приспособление к изменяющимся обстоятельствам, как две единственно возможные формы деятельности любой системы, были общей нормой поведения Востока в годы активной колониальной экспансии XVII–XVIII вв. Однако характер и сила сопротивления, равно как адаптационные способности, т. е. умение и желание приспособиться к изменившимся обстоятельствам и извлечь из этого максимальную пользу для себя, были в разных странах Востока очень различными. Это всегда зависело от исторических судеб, от внешних факторов, от уровня развития, но более всего — при прочих сравнительно равных условиях — от религиозно-цивилизационного фундамента, т. е. от тех норм, принципов жизни, ценностных ориентаций и стереотипов поведения,которыеформировалисьнабазеупомянутогофундамента,отливались по его матрицам1.

В последние десятилетия исламский мир готовится ответить на вызов, брошенный ему западной цивилизацией, выражающийся в ускоренных темпах, как экономического, так и социального развития. Разумеется, драматизм проблем внутреннего развития мусульманских стран их власти стремятся разрешить с использованием единой для них религии. Авторитет мусульманского богословия стран Ближнего Востока привлекал внимание всех мусуль- ман-интеллектуалов на протяжении многих десятков и даже сотен лет. Однако драматические перемены в этих странах в последние годы не позволяет оперативно реагировать на все вызовы сразу,

1Васильев Л. С. История Востока. — М., 2004. Т. 2. — С. 20.

322

Восточная и Южная Азия

хотя их стремление преодолеть отставание от Запада очевидно даже в условиях острых внутренних социальных конфликтов. Это касается всех сторон жизни, в том числе и образования.

В странах ислама уже более ста лет идут дискуссии о формировании интегрированной концепции образования, которая отвечала бы требованиям времени, связанным, в частности, с научным и техническим прогрессом. При этом она должна оставаться органически вписанной в исламскую теологическую систему воспитания. Однако, несмотря на столь длительные попытки все же на сегодня нет оснований утверждать, что в этой области было сделано достаточно много практических шагов. В ЮВА различные страны связывают с исламом свои дальнейшие шаги развития образования и модернизации2. Наиболее успешной такой попыткой становится, на наш взгляд, формируемая в последнее время сеть исламских университетов, адаптирующих модернизированные учебные программы к требованиям современности.

Кризис традиционных образовательных систем и сильное воздействие, оказанное западными державами на развитие большинства мусульманских стран в колониальный период в сочетании с изменившейся ролью этих государств в мировой экономике, поставили перед мыслителями, а также религиозными и политическими деятелями мусульманского мира вопрос о необходимости проведения реформ в области образования и воспитания. Предлагавшиеся концепции и программы образовательных реформ можно разделить на три основные группы, отвечающие основным направлениям реформаторства.

Сторонники первого, секуляристы, утверждают, что наступило время признать настоятельную необходимость радикального реформирования системы образования. Как они считают, эта система должна быть модернизирована в соответствии с задачами на- учно-технического прогресса и секуляризирована подобно тому, как это произошло в Западной Европе в эпоху Просвещения.3

2Hefner R.W. Civil Islam Muslims and Democratization in Indonesia // [URL]: http/ Boston University/://www.bu.edu/cura/faculty-staff/director/publications/civil- islam-exc/ (дата обращения: 24.07.2013).

3Абазов Р. Ф, Абазова А. Ф.. Исламские университеты и реформирование системы высшего образования в мусульманском мире . — М., 1996 — С. 134.

323

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

Создание учебных заведений по западному образцу, учеба на Западе, расширение преподавания естественнонаучных дисциплин предлагались ими как основные направления реформ. Было предложено полностью вывести высшие учебные заведения изпод контроля алимов, мусульманских теологов.

Сторонники второго направления, традиционалисты, убеждены в том, что величие исламской цивилизации всегда основывалось и основывается на принципах мусульманской веры. На их взгляд,ислам,каксовершеннейшаяимногограннаясистема,предлагает универсальные решения, имеющие непреходящее значение для всего человечества и во все времена. Но, по их мнению, проблема заключается в том, что люди с течением времени отклонились от основных принципов веры и учения ислама. Они считают, что надо не следовать примеру иных народов, а продолжать идти своим путем. Каждая область знаний (в том числе и естественные науки) должна быть оценена с точки зрения исламского учения (акида’). И затем соответствующим образом ее следует переосмыслить и адаптировать к современным условиям4.

Представители третьего течения, исламские модернисты, резко критикуя модели, предложенные секуляристами, как, впрочем,

исекуляризм в целом, исходят из того, что нет принципиальных противоречийирасхождениймеждуисламскимвероучениемисовременными достижениями в области естественных и социальных наук. Поэтому взвешенный баланс между основными ценностями исламской культуры и цивилизации и естественнонаучными знаниями возможно, на их взгляд, гармонично осуществить применительно к любой области человеческих отношений, и это может найти прекрасное воплощение в рамках системы образования. Задача состоит лишь в том, чтобы модернизировать подход к исламу и к программам обучения в соответствии с требованиями веры

иреальности.

Сложно отнести авторов малайзийских реформ к одному из этих перечисленных направлений, хотя основные положения идеи Мохатхира Мохамада по исламу вполне можно рассматривать в рамках исламского модернизма5.

4

5

Там же. — С. 136.

Там же.

324

Восточная и Южная Азия

Однако технологический и информационный взрыв 1980– 1990-х гг. и расширяющаяся глобализация общества радикальным образом изменили «повестку дня» реформаторских движений стран мусульманского Востока. Если раньше вопрос состоял в том, как привнести в мусульманский мир достижения научнотехнической революции, то ныне, когда новые информационные технологии и массовая культура проникают в самые глубины традиционныхсоциальныхсистем,необходимопомочьмолодомупоколениюучитьсяжитьвсовременныхусловиях,нетеряясвязейсо своими культурными, религиозными и национальными корнями.

Иными словами, в отличие от секуляристов, призывающих принять ценности секуляративного мира, и традиционалистов, продолжающих верить в возможность консервации определенных ценностейисоциальныхотношений,исламскиемодернистыпредлагают сделать принципиально новаторский шаг к созданию исламской (религиозной) модели воспитания нового поколения, его подготовки к жизни в условиях постиндустриального общества6.

Ситуация в мире стала активно изменяться в процессе глобализации. Этот процесс был принят в Малайзии, как условие, естественное для развития всей планеты, необходимое для стабильностистранывмировомпространствеинепротиворечащийглавным принципам как внутренней, так и внешней политики. Этой проблеме посвятил свои труды, ставшие основой государственной политики 1980–1990-х гг., Махатхир Мохамад7.

Процессы глобализации неразрывно связаны с понятием интеграции, которая, в свою очередь, невозможна без укрепления международных связей. Глобализация затронула все сферы жизни общества, не обошла она стороной и одну из самых главных опор традиционных обществ — религию, среди которых есть и ислам. В последние десятилетия «ислам», «ваххабизм», «исламизация», «исламизм»и«исламскийрадикализм»являютсяоднимиизсамых частых понятий, распространяемых в СМИ. Особенно актуальными эти понятия стали после Исламской революции в Иране в 1979 г., когда проамериканское правительство, возглавляемое монархом

6Там же.

7Mahathir Mohamad. Achieving true globalisation. — Selangor: Pelanduk Publications, 2004. P. 27–35.

325

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

МохамадомРезойПехлеви,былосвергнуто,иквластипришлоисламское правительство. Одним из важнейших последствий данной революции стало не только окончание существования монархии в Иране, но и массовое движение «исламского возрождения» среди мусульман всего мира. Движение это неоднородно, поскольку одни стремятся возродить утерянные средневековые традиции и законсервировать порядки внутри страны, огородив ее от «вредоносного» европейского влияния, тогда как другие стремятся к модернизации ислама и заявляют о необходимости обновления ислама и пересмотра устаревших законов и порядков.

Впервые Малайзия заявила о себе как об исламской нации еще вовремяправленияТунАбдулРазака(1970–1976),когдаонсталпер- вым председателем Исламской Организации Сотрудничества на срок с 1971–1973 гг.8 В дальнейшем Малайзия активно участвовала в деятельностиорганизации.Стехпорнаблюдаетсяусиленияролиислама, каквовнутренней,такивовнешнейполитикеМалайзии9.

Однако в мире еще принято считать мусульманские страны за пределами Ближнего Востока аутсайдерами развития интеллектуальных отраслей мусульманского богословия, по-прежнему не поспевающими за современными тенденциями трансформации науки и политики мусульманского мира. Хотя думается, что мусульманские страны ЮВА (Индонезия и Малайзия) вполне могут быть отнесены к региональной малайской ветви мусульманской цивилизации с ее собственными особенностями.

«В странах с исконным традиционным исламом произошел большой крен в сторону радикализации. Египет в этом ряду являет как раз живой пример», — сказал глава исполкома Всероссийско- гомуфтиятамуфтийМухаммедгалиХузининтернет-порталу«Ин- терфакс-Религия». Он отметил, что до сих пор по привычке принято считать, что, например, университет «Аль-Азхар» готовит традиционных богословов. «Однако уже много лет весь учебный процесс в этом древнейшем богословском центре контролируется

8Исламская Организация Сотрудничества // [URL]: http://www.oic-oci.org/ page_detail.asp?p_id=38. (дата обращения: 12.07.2013).

9Yousif A. F. Islamic Revivalism in Malaysia:An Islamic Response to Non-Muslim Concerns // The American Journal of Islamic Social Sciences. Vol. 21. No. 4. Herndon: TheAmerican Journal of Islamic Social Sciences, 2004. p. 31.

326

Восточная и Южная Азия

ваххабитами, и практически все иностранные студенты подпадают под их влияние», — сказал муфтий в своем интервью10.

Но вот у лидеров образования среди мусульман появились конкуренты:СаудовскаяАравия,ОАЭ,Катар,Малайзия.Всеэтистраны заняли весьма активные позиции в развитии мусульманского образования, которое отвечает вызовам современности и высоким требованиям профессионализма в различных областях.

Значение рынка образовательных услуг для экономики прекрасно иллюстрирует пример непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра: в 2009 г. бюджет Северного Кипра составлял 1,5 млрд долларов, и почти 40% от этой суммы — 600 млн долларов — было получено благодаря кипрской системе высшего образования (для сравнения: туризм принес в бюджет лишь 400 млн долларов). Сюда, естественно, входит не только плата студентов за обучение, но еще и аренда ими домов и квартир, покупка еды, потребительских товаров, использование инфраструктуры, авиаперелеты до дома и обратно во время каникул. В шести университетах северной части острова получают образование граждане более 60 разных стран. Иорданцы, палестинцы, пакистанцы, азербайджанцы, нигерийцы, а также украинцы, болгары — все они обучаются тут. Всего в университетах Северного Кипра обучается более 40 тыс. студентов (для сравнения: все население республики составляет около 200 тыс. человек).

Обращает на себя внимание и такой примечательный факт. Мировойрейтингкачестваобразования125странмира,составленныйВсемирнымэкономическимфорумом(октябрь2006г.),оценилпотенциал национальных систем образования с точки зрения вклада в формирование «экономики знаний». В результате в «топ-50» вошли 6 стран, относимых исследователями к мусульманскому миру: Малайзия — 10-е место, Тунис — 11-е, Катар — 20-е, Индонезия — 23-е, ОАЭ — 32-е, Иордания — 44-е. (Для сравнения: США занимают 15 место, Россия — 54 место.) Количество мусульманских стран в этом «топ-50» явилось по итогам 2011 г. определенным сюрпризом длястран,считающихсебялидерамивэтойобласти.

10Исламские вузы Туниса и Египта все больше превращаются в трибуну ваххабитов, считают во Всероссийском муфтияте. Newsru.com/ 7.02.11 // [URL]: http://newsru.ru/religy/07feb2011/tunegyp.html (дата обращения: 12.07.2013).

327

Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности

Кроме того, в ближайшее десятилетие следует ожидать дальнейшего существенного повышения роли высшего образования мусульманских стран на мировом рынке образовательных услуг. Резкое усиление процессов интернационализации университетов Туниса, Марокко, Египта, Ливана, ОАЭ и Малайзии позволит им, несмотря на внутренние проблемы этих стран, а кое-где именно из-за стремления получить образование не в проблемных странах и городах, в ближайшее десятилетие стать важными привлекательными центрами для иностранных студентов11.

В чем причина успехов стран мусульманского мира в столь динамичномосвоенииновогодлянихрынкаобразовательныхуслуг? Чтопозволяетимпреодолеватьдостаточножесткуюконкуренцию в этой среде?

Трудно выявить закономерности этих успехов при столь широком разбросе государств. Весьма вероятно, что в Малайзии в основе этих перемен лежит продуктивная внутренняя политика, благодаря которой в январе 1997 г. был создан Департамент по развитию ислама, JabatanKemajuanIslamMalaysia(мал.),сокращенноJAKIM.

Главой JAKIM традиционно является премьер-министр страны12. Становлению этого департамента предшествовало два десятилетия предварительной подготовки. За период с 1970 по 1980 г. было основано несколько различных институтов по развитию

иисследованию ислама:

1.Исламский институт распространения религии (Да’ват)

ивоспитания;

2.Малайзийский исламский фонд для распространения рели-

гии (Да’ват);

3.Малайзийский колледж исламских учений;

4.Религиозные средние школы в Сараваке;

5.Исламский исследовательский центр;

6.Школы, где изучаются академические дисциплины наряду

сКораном и религией (Махаад Тахриз аль-Куран уа аль-Кират);

11Панкратенко И. Неожиданный конкурент. В чем причина успехов стран мусульманского мира на рынке образовательных услуг? // Islam.ru. Исламский информационный портал. 28.04. 2011 // [URL]: http://www.islam.ru/content/ economica/1391 (дата обращения: 29.06.2013).

12См.: Department of Islamic Development Malaysia // [URL]: http://www.islam. gov.my/en/about-jakim (дата обращения: 12.07.2013).

328

Восточная и Южная Азия

7. Министерство образования и координирования исламского воспитания.

В 1974 г. был изменен статус Секретариата по развитию ислама этого Министерства — Секретариат был переименован в Департамент по вопросам религии под прямым управлением премьерминистра.

Помимо этой управленческой программы, есть еще две тактические схемы, реализуемые на основе частно-государственного партнерства, о необходимости которого так долго говорится среди политиков в России.

1. Открытие собственных университетов, работающих по международным стандартам, приглашение в них преподавателей из ведущих вузов мира, подъем за счет стажировок и технического переоснащения уровня местных преподавательских кадров

иобразовательных учреждений в целом. В итоге иностранным студентам предлагается хороший стандарт качества высшего образования, с дипломом, который признают в большинстве стран.

2.Заключение соглашений с ведущими университетами мира об открытии на своей территории кампусов этих университетов. Например, свои кампусы в Малайзии открыли такие рейтинговые учебные заведения, как австралийские университеты Кюртин

(Curtin University of Technology Sarawak Campus), Монаш (Monash UniversityMalaysia),Суинберн(SwinburneUniversityofTechnology Sarawak Campus), Ноттингемский университет (University of Nottingham Malaysia Campus) и Германо-малайзийский институт

(German-Malaysian Institute).

Вопросами по делам религий в особых федеральных территориях с 1978 г. занимается отдельный департамент федеральных территорий по религиозным делам13.

Помимо этого, практически в каждом университете существует факультетисламоведения,атакжеработаютисламскиеуниверситеты

иисследовательскиецентры,крупнейшиеизкоторыхизвестнысреди мусульман всего мира. Например, Международный исламский университет в Куала-Лумпуре (МИУМ) или Международный институт исламскоймыслиицивилизации,основанныйвэтомжеуниверситете Мухаммадом Нагибом аль-Аттасом в 1987 г. Помимо этого, на тер-

13 Ibid.

329

Соседние файлы в предмете Международные отношения