Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700345.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
3.24 Mб
Скачать

3. Специфика реализации информационных операций и атак в социотехнических системах

3.1. Формализация описания информационных конфликтов социотехнических систем

Информационная операция – это последовательность действий по применению информационного оружия для решения задач, поставленных атакующей или защищающейся стороной информационного конфликта.

Информационное оружие является средствами, направленными на активизацию или блокирование, вброс или выброс информационных потоков в той или иной СТС, в которых заинтересована СТС, применяющая оружие.

Информационная атака – наиболее решительный момент наступательных действий по применению информационного оружия для решения поставленных задач.

В современных условиях информационные операции и атаки всегда устремлены на нарушение информационной безопасности враждебной СТС, поэтому организационно-правовая компонента предиката в информационных потоках ориентирована на устойчивое деструктивное воздействие.

Информационная операция может быть элементом в рамках разработанной тактики и стратегии ведения информационной войны. Война в соответствии с используемыми в большинстве стран мира определениями предполагает наличие вооруженной борьбы между государствами.

Таким образом, информационная война – это борьба между государственными (национальными), межгосударственными (межнациональными) СТС с использованием исключительно информационного оружия в сферах ИПП и ИКП. Процессы и явления информационных войн можно называть информационным противоборством [56,49].

Пусть в противоборстве информационного характера существует (рис.3.1) система ST, которая входит в некоторую надсистему S с общей целью W и надсистемой S0. В процессе достижения этой цели системы взаимодействуют с учетом своих локальных целей WT, W0. При этом запись означает отсутствие в окружении S подсистемы ST, а - означает отсутствие S в окружении ST.

Допустим, что цели W, WT, W0 измеримы на множестве S и существуют вещественные функции (функции эффективности) Э(S), ЭT(S), Э0(S) такие, что, если ST >W S0 (>W - лучше в смысле W), то Э(ST) > Э(S0). Соответственно – SТ >WT S , если ЭТ(SТ), >ЭТ(S) и SТ >W0 S, если Э0(SТ) > Э0(S0).

Рис. 3.1. Структурная схема многоиерархического конфликта

Целью ИОА является снижение эффективности атакуемой системы в смысле достижения ее цели.

Рассмотрим информационное пространство СТС как некую топологическую систему S, объединяющую по некоторому закону (предикату)  множества информационных ресурсов R и коммуникаций К, т.е.

S(R, K, ),

где инциденция компонентов определяется совокупностью трехместных предикатов

.

Именно этот инцидентор определяет топологию информационных потоков (инфраструктуру) исследуемого пространства S.

Пусть в противоборстве СТС существуют подсистемы:

Sy (Rу, Kу, у) – атакуемая система;

Sт (Rт, Kт, т) – атакующая система,

где Sy, Sт  S, Rу, Rт  R и Kу, Kт  K, а у и т индуцированы . Каждая из данных подсистем имеет собственную цель

Wу (Rу, Kу; R/Rу, K/Kу) и Wт (Rт, Kт; R/Rт, K/Kт),

сформированную, исходя из собственных возможностей (Rу, Kу и Rт, Kт) и параметров окружающей среды (R/Rу,K/Kу и R/Rт,K/Kт).

Цели развития данных противоборствующих систем обозначим как

Wу (Rу, Kу) и Wт (Rт, Kт),

где Rу  Rу, Kу  Kу и Rт  Rт, Kт  Kт.

В противоборстве нередко цель развития одной из сторон будет диаметрально противоположной цели развития другой стороны

Wу∩Wт=,

тогда следствием процесса достижения одной из сторон своих целевых установок является конфликт антагонистического характера.

Особый теоретический и практический интерес представляет в данном случае информационный конфликт, который, к сожалению, нередко становится реальной фазой острого противоборства Sy и Sт в информационном пространстве S. Характерной особенностью данного антагонистического конфликта является стремительная динамика параметров его фигурантов.

Индикатором конфликта может служить динамика эффективности Sy и Sт, которую для последних уместно характеризовать расстояниями до целевых значений основных компонентов противостоящих сторон. Полагая в этой связи, что

Wу (Rуц, Kуц) и Wт (Rтц, Kтц),

имеем эффективности рассматриваемых подсистем во времени t

Эу(t) = Эу{ρ[Rу(t),Rуц], ρ[Kу(t),Kуц]}

и

Эт(t) = Эт{ρ[Rт(t),Rтц], ρ[Kт(t),Kтц]},

где оператор ρ вычисляет удаленность параметров состояния в системе множеств информационных ресурсов и коммуникаций (Rу,Rт и Kу,Kт) от их целевых значений (Rуц,Rтц и Kуц,Kтц).

Эу(t) и Эт(t) постоянно имеют противоречивую динамику, т.е.

Эу(t) ↑→ Эт(t) ↓ или Эу(t) ↑→ Эт(t) ↓,

что свидетельствует о наличии антагонистического конфликта между Sy и Sт, проявляющийся в снижении эффективности одной системы с ростом эффективности другой.

Зачастую он протекает в двух плоскостях. Действия одной стороны приводят к снижению либо препятствует росту информационного ресурса или коммуникационных возможностей другой стороны. Иными словами, борьба, осуществляется во множествах R и K посредством реализации соответствующих ИОА. Это является признаком конфликтной ситуации.

Возможно противоборство в пространстве целей W, когда стороны стремится навязать противной стороне удобную для себя цель (ложную, ошибочную, отвлекающую и т.п.). Это реализуется в помощью активных ИОА так называемого рефлексивного управления противником. Подобный сценарий развития событий также является одним из признаков наличия информационного конфликта.

В контексте конфликта ИОА обычно приводят к ухудшению (в смысле цели) состояния составляющих атакуемой системы, т.е.

Rу(t2)Wу<Rу(t1), Ку(t2)Wуу(t1),

где t2 и t1 моменты времени после и до реализации ИОА соответственно.

При этом стратегия и тактика реализации ИОА настраиваются фактически на достижение именно этого эффекта в расчете на последующее улучшение (в смысле своей цели) составляющих атакующей системы.