Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
349.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
2.73 Mб
Скачать

16.2.2. Теории абсолютного и сравнительного преимуществ

Первым, кто попытался научно объяснить взаимовыгодность внешней торговли, был А. Смит. В своей книге «Богатство народов» (1776) он критиковал боязнь внешней торговли. При этом он сравнивал нации с домашними хозяйствами. Так как каждое семейное хозяйство производит для себя лишь часть необходимого, а остальное покупает за счет продажи излишков, то же самое можно отнести и к странам. Если другая страна может поставлять нашей стране более дешевые товары, чем отечественные, то нет смысла тратить ресурсы на их изготовление. Лучше сосредоточиться на производстве тех товаров, которые мы можем изготовлять дешевле, чем другие страны, и. следовательно, имеем преимущество.

Например, страна А тратит на производство «первого» товара 4 часов, а на производство «второго» товара ‒ 6 часов. Страна В тратит на «первый» товар 16 часов, а на «второй» товар 4 часа. Следовательно, по теории А. Смита, страна А должна экспортировать «первый» товар, импортируя товар «второй», а страна В ‒ экспортировать «второй» товар, импортируя «первый».

Взгляды А. Смита на внешнюю торговлю получили название «теории абсолютных преимуществ». В его теории важное место также отводится принципу невмешательства государства в экономику.

Ответ на этот вопрос дает теория сравнительных преимуществ (сравнительной эффективности), разработанная выдающимся английским экономистом XIX в. Д. Рикардо.

Д. Рикардо обосновал свою теорию в работе «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817). Допустим, в Мексике на единицу затрат можно произвести или 50 т зерна, или 100 м ткани, или любую комбинацию количеств данных товаров в указанных пределах. Но в США на единицу затрат пусть производится теперь 300 т зерна и 150 м ткани и Мексика в этом случае не имеет абсолютных преимуществ в производстве данных товаров. Проиллюстрируем графически границу производственных возможностей США и Мексики. На рис. 16.1 граница производственных возможностей США обозначена линией АВ, а Мексики ‒ CD23.

Д. Рикардо доказал, что торговля между странами выгодна и тогда, когда одна из стран обладает абсолютно большей эффективностью и производстве всех товаров.

Рис.16.1. Иллюстрация теории сравнительных

преимуществ

При первой возможности взаимной торговли предприниматели обратят внимание на разницу цен. Например, в Мексике можно купить 1 м ткани за 0,5 т зерна, отправить ткань в США и обменять там, на 2 т зерна. А в США за 0,5 м ткани можно получить 1 т зерна, отправить зерно в Мексику и купить 2 м ткани. Начнется отток ткани из Мексики и зерна из США. Развитие торговли должно со временем привести к выравниванию относительных цен в обеих странах. Предположим, цены выравниваются на уровне 1 т зерна = 1 м ткани (для упрощения анализа). Если США начнет специализироваться на зерне и продавать его в Мексику, а Мексика ‒ производить ткань и продавать ее в США, обе страны в этом случае получат прирост потребления. Например, США экспортируя 100 т зерна из общего производства в 300 т, могут получить 100 м ткани. Таким образом, США за счет внешней торговли обеспечивают потребление 200 т зерна и 100 м ткани. Если бы США пытались производить только 200 т зерна, а остальные ресурсы направить на производство ткани, то при существующей границе производственных возможностей они могли бы производить только 50 м ткани. Торговля с Мексикой дает США прирост потребления в 50 м ткани (А1—Е1). Рост потребления США показывает граница торговых возможностей страны (пунктирная линия АВ1).

Аналогично Мексика, производя только ткань (100 м) и продавая, например, 50 м ткани в США, может получить 50 т зерна. Таким образом, за счет внешней торговли Мексика может обеспечить потребление 50 м ткани и 50 т зерна одновременно (точка L). Пунктирная линия С1D показывает границу торговых возможностей Мексики. Доказательство взаимовыгодности внешней торговли может быть построено на условиях, когда торговля ведется с помощью денег. Например, в США 1 т зерна стоит 200 долл., а 1 м ткани ‒ 400 долл. В Мексике цена 1 т зерна 4000 песо, а 1 м ткани 2000 песо. Различие внутренних цен позволяет выявить сравнительные преимущества в производстве, не прибегая к абстрактному показателю затрат.

Изданного примера мы видим, что продажа 1 т зерна в США позволяет купить лишь 0,5 м ткани. А в Мексике цена 1 т зерна эквивалентна 2 м ткани, и наоборот. Продажа I м ткани в Мексике позволит купить только 0,5 т зерна. А продажа 1 м этой же ткани в США позволяет приобрести 2 т зерна. Таким образом. США должны специализироваться на производстве зерна и покупать ткань в Мексике. Мексика, соответственно, должна производить только ткань и экспортировать ее в США в обмен на зерно. Взаимная торговля обеспечивает расширение внутреннего рынка в каждой стране, дает прирост внутреннего потребления.

Следует отметить, что принцип сравнительных преимуществ справедлив не только для единиц двух различных товаров и двух стран, но и для любого количества стран и товаров. Конечно, применение принципа и практике внешней торговли модифицируется действием многочисленных факторов, в частности валютными курсами, инфляцией, таможенными барьерами. Но это не отменяет действие закона сравнительных преимуществ. До тех пор пока в соотношении цен внутри страны сохраняются хоть малейшие различия, каждая страна будет иметь сравнительные преимущества во внешней торговле.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]