Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебник по топке

.pdf
Скачиваний:
282
Добавлен:
02.03.2021
Размер:
9.62 Mб
Скачать

1411

Оперативные вмешательства, проводимые спустя значительные сроки после травмы нерва, имеют и отрицательные моменты. В некоторых случаях на месте бывшего повреждения возникают рубцовые изменения тканей, значительно затрудняющие наложение шва на нерв и отрицательно влияющие на регенерацию нерва.

Показания к наложению вторичного шва:

отсутствие признаков восстановления функции повреждённого нерва в течение 3 недели и более после травмы;

выраженный болевой синдром в различные сроки после повреждения нерва,

не поддающийся консервативным методам лечения.

Отсроченный шов нерва накладывают также при отсутствии признаков регенерации после выполнения первичного шва в условиях общих хирургических отделений. Такие повторные операции предпринимаются, как правило, спустя длительные сроки после первой, так как врачи, наблюдавшие больных после выписки из хирургических отделений, учитывая указания о проведённом сшивании нерва, долго ждут появления признаков регенерации. Необходимо иметь в виду, что острые инородные тела, не удалённые при первичной хирургической обработке раны, могут перемещаться по тканям конечности и внедряться в нервный ствол. В

таких случаях они являются причиной нарушения проводимости нерва и болевого синдрома.

При отсроченных операциях для доступа к повреждённому нерву применяют проекционные, внепроекционные доступы или нервный ствол обнажают с помощью эллипсовидного разреза, при котором удаляют весь рубцовый конгломерат (кожу,

апоневроз и часть мышцы) до нервного ствола.

Нервный ствол выделяют сначала со стороны здоровых участков в пределах неизменённых тканей выше и ниже уровня повреждения.

Затем ткани разделяют в зоне повреждённого участка нерва.

Выделенный нерв берут на резиновые держалки.

Если мобилизовать нерв в необходимых пределах без повреждения сосудов невозможно, то такие сосуды рекомендуют выделить, перевязать и пересечь не

1412

вплотную к нерву, а в окружающей клетчатке на некотором расстоянии от него,

выше деления артерий нерва на их восходящие и нисходящие ветви.

Такую же технику применяют и при операциях на венах, которые образуются из восходящих и нисходящих ветвей.

Пределы необходимой мобилизации нерва вверх и вниз определяются в основном размерами предполагаемой резекции.

Мобилизацию нерва проводят после определения границ резекции.

Последние устанавливаются по границам изменений нервных пучков, которые при отсроченных операциях видны сравнительно четко.

Не рекомендуют введение обезболивающего раствора в толщу нерва между пучками на участке повреждения.

Вводимая под давлением жидкость в таких случаях разрушает волокна нервного ствола. Раствор новокаина вводят в нерв тонкой иглой под эпиневрий под небольшим давлением и в пределах здоровых участков.

Нервный ствол после выделения при-крывают влажными марлевыми салфетками.

При полном анатомическом перерыве и разобщении концов нерва с наличием регенерационной невромы на центральном конце необходимо установить границы резекции и степень необходимой мобилизации концов для устранения диастаза.

Операция заключается только в выделении нерва из окружающих рубцов

(внешний невролиз), если при:

раздражении центрального отрезка наблюдают сокращение мышц,

иннервируемых ветвями нерва, отходящими ниже уровня повреждения;

• раздражении периферического отрезка будут получены не только движения, но и соответствующие проекционные ощущения.

Внутриствольные рубцовые изменения служат показанием для резекции и шва нерва. Иссечение грубых рубцов в толще нервного ствола после вскрытия эпиневрия (внутренний невролиз) сопровождается повреждением соседних, ранее не повреждённых пучков. В результате реакции внутриствольной соединительной ткани на новую травму развиваются ещё более грубые рубцы.

1413

Повреждённые концы нерва отсекают с минимальной травмой в строго поперечном направлении. При необратимых внутриствольных изменениях и необходимости резецировать повреждённый нерв такие разрезы проводят выше и ниже изменённого участка. Удобным приёмом при резекции нерва является пересечение его на подведённом пальце, защищенном марлевым шариком. Пучки нерва на поперечном срезе должны иметь зернистый вид и своеобразный блеск,

сосуды эпи- и периневрия — хорошо кровоточить. О достаточном иссечении концов нерва свидетельствует также отсутствие внутриствольных уплотнений.

При отсроченных операциях, выполняемых спустя несколько месяцев после травмы, периферический отрезок нерва может быть тоньше центрального за счёт вторичного перерождения и атрофии. Такое несоответствие отражается на точности сопоставления освежённых поверхностей. В этих случаях между концами нерва допускается диастаз не более 1 мм. С целью уменьшения разницы в размерах центрального и периферического концов нерва применяют следующий приём.

Перед сшиванием нерва под эпиневрий периферического отрезка тонкой иглой вводят раствор новокаина или изотонический раствор натрия хлорида. Данный приём значительно облегчает тщательное сопоставление эпиневрия. Наложение эпиневральных швов выполняют с применением тех же методических приёмов, что и при первичном шве. При отсроченных операциях подготовка ложа для сшитого нерва заключается в иссечении рубцово-изменённых мышц. Иссечению подле¬жат все рубцы в окружности нерва.

НЕЙРОТОМИЯ

Нейротомия — пересечение нерва.

Впервые нейротомию в России произвёл русский хирург И. В. Буяльский в 1835 г.

Нейротомия заключается в рассечении нерва, обычно с последующим сшиванием его. Операцию производят с целью временного или окончательного перерыва проводимости содержащихся в нём волокон. Нейротомию применяют при каузалгии, контрактурах, спастических параличах (с целью ослабить силу мышц,

вызывающих контрактуру), а также при некоторых формах трофических

1414

расстройств. Операцию производят на участках нерва заведомо здоровых,

расположенных выше очага поражения нерва, так как главный её эффект основан на разрыве связей периферии с центральной нервной системой.

Техника.

По обнажении нерва покрывающий его слой клетчатки и тонкое фасциальное влагалище вскрывают небольшим (1 см) разрезом и высвобождают нерв с помощью маленького изогнутого тупого крючка.

Наметив уровень рассечения нерва, накладывают через эпиневрий по краям будущего разреза провизорные швы из тончайшего шёлка круто изогнутой круглой тонкой иглой.

Два шва, по одному и по другому краю нерва, накладывают так, чтобы линия сечения приходилась между выколом первого и вколом второго хода швов; разрез проводят сразу одним движением бритвенно-острого скальпеля или бритвы.

Нерв при этом поддерживают на весу крючком.

Швы тотчас затягивают одновременно с обеих сторон до тех пор, пока концы нерва не сойдутся почти до полного соприкосновения и между ними не останется промежуток 1 мм.

Очень важно, чтобы при затягивании швов концы нерва не надвинулись один на другой или не произошло поворота их по оси, так как главной целью наложения шва является точное сведение концов перерезанных пучков друг с другом.

По окончании этого момента сшивают поверх нерва фасциальное влагалище и рану закрывают послойно; лучше, если область шва нерва будет закрыта соседней мышцей во избежание образования обширных рубцов.

Если операцию производят на более крупном нерве (например, n. ischiadicus),

то швы не следует затягивать раньше остановки кровотечения, которую осуществляют прижатием тампона к поверхности разреза или наложением тончайшей лигатуры только на сосуд без ущемления нервных пучков.

После затягивания первых двух швов для прочности накладывают добавочные спереди и сзади (лигатуры проводят также только через эпиневрий).

1415

Ввиду того что на месте операции внутри нервного ствола и в его окружности образуются рубцы, часто являющиеся препятствием для правильного прорастания осевых цилиндров, нейротомия не всегда даёт желаемый лечебный эффект, и с ней в настоящее время конкурируют главным образом методы физиотерапевтического лечения и операция Лериша.

Ряд авторов предлагали вызывать временный перерыв проводимости нервных стволов вместо нейротомии другими, менее травматичными приёмами, например инъекцией в нерв 0,5 мл 70—80% алкоголя или замораживанием нерва, но эти приёмы не получили распространения из-за непостоянного лечебного эффекта. Из всех вариантов нейротомии наиболее широко применяется френикотомия.

ПЛАСТИКА НЕРВНЫХ СТВОЛОВ Пластикой нерва называют восстановление нерва на уровне дефекта

свободным или несвободным трансплантатом с помощью микрохирургической техники. Впервые пластику нервных стволов консервированным отрезком нерва,

взятого у недавно умершего человека, предложил в 1916 г. Нажотт.

Требования, предъявляемые к пластике нервов

1.Пластику нерва выполняют при минимальной величине дефекта 2—3

см, когда мобилизация нерва нецелесообразна или вредна, а изменение положения в

суставе не может компенсировать дефект.

2.Благоприятный исход пластики нерва бывает при величине дефекта до 5

см, при более обширных повреждениях результаты, как правило,

неудовлетворительные.

3.Использование для пластики цельного ствола нерва нежелательно ввиду возможного некроза центрально расположенных волокон из-за их недостаточного кровоснабжения.

4.Пластика алло- и гетеротрансплантатом неэффективна.

1416

Виды пластики нерва

Свободная пластика цельным стволом .

Свободная межпучковая пластика несколькими трансплантатами .

Свободная пластика васкуляризированным нейротрансплантатом .

Несвободная пластика по Странгу .

Тубулизация нерва .

Лоскутная пластика .

Пластика дефекта нерва его ветвями. Методы свободной пересадки нерва для замещения дефекта нервного ствола основаны на предположении, что трансплантат за счёт своей структуры служит благоприятной почвой для прорастания молодых аксонов. Суть лоскутной пластики состоит в том, что периферический отрезок нерва расщепляют, а образовавшийся лоскут подшивают к центральному отрезку. Этот лоскут служит протезом для центрального отрезка нерва, прорастающего на периферию. Методы пластики дефекта нерва его ветвями заключаются в использовании ветвей нерва, не имеющих большого значения и отходящих выше дефекта. Метод тубулизации нерва — соединение концов повреждённого нерва при помощи различных трубок (желатиновых, агаровых и т.д.). Наибольшее распространение получил способ тубулизации с иcпользованием отрезков вены.

СТОПА, PES

ТЫЛ СТОПЫ, DORSUM PEDIS

Верхняя граница стопы проходит по верхушкам лодыжек.

Граница между тылом стопы и подошвой проходит снаружи по линии,

проходящей от середины высоты пяточной кости к середине головки V плюсневой кости, изнутри — по линии, идущей от середины высоты пяточной кости к середине головки I плюсневой кости.

Кожа тонкая и подвижная.

1417

Подкожная клетчатка рыхлая, бедна жировой тканью. В ней легко скапливается отечная жидкость.

В подкожной клетчатке дистально находится тыльная венозная дуга, arcus venosus dorsalis pedis, собирающая кровь из вен межплюсневых промежутков. Она связана анастомозами с тыльной венозной сетью стопы, rete venosum dorsale pedis.

Тыльная венозная сеть стопы служит истоком для v. saphena parva, идущей по наружному краю стопы, и для v. saphena magna, которая идет к передней поверхности медиальной лодыжки.

Глубже вен располагаются нервы: медиально — ветви n. saphenus, доходящие до середины внутреннего края стопы; латерально — ветви n. suralis, иннервирующие кожу наружного края стопы и V пальца.

Большую часть кожи тыла стопы иннервируют ветви n. fibularis (peroneus) superficialis, внутреннюю поверхность листальной половины стопы и I пальца — медиальный тыльный кожный нерв, n. cutaneus dorsalis medialis.

Соприкасающиеся поверхности II—III, III—IV пальцев иннервирует промежуточный тыльный кожный нерв, n. cutaneus dorsalis intermedius.

Соприкасающиеся стороны IV и V пальцев иннервирует латеральный тыльный кожный нерв, n. cutaneus dorsalis lateralis из n. suralis .

Ветви n. fibularis (peroneus) profundus иннервируют кожу, соприкасающихся поверхностей , I и II пальцев.

Собственная фасция на тыле стопы является продолжением fascia cruris.

Между поверхностным и глубоким пластинками собственной фасции заключены сухожилия длинных разгибателей и передней большеберцовой мышцы.

По сторонам фасция прикрепляется к I и V плюсневым костям, образуя тыльное подфасциальное пространство или тыльное костно-фиброзное ложе,содержащее сухожилия разгибателей пальцев и сосудисто-нервный пучок тыла стопы.

Глубокой (нижней) стенкой пространства является глубокая пластинка собственной фасция, покрывающая плюсневые кости и тыльные межкостные мышцы.

1418

Сухожилия длинных разгибателей пальцев и передней большеберцовой мышцы окружены синовиальными влагалищами, дистальная граница которых находится на уровне предплюсне-плюсневых суставов.

Проксимальная граница находится на передней поверхности области голеностопного сустава, чуть выше верхнего удерживателя сухожилий.

В нижней трети голени передняя большеберцовая мышца переходит в длинное плоское сухожилие, которое залегает в сухожильном кармане под retinaculum mm. extensorum inferius и направляется сначала к медиальному краю стопы, а затем на подошвенную поверхность. Сухожилие прикрепляется к медиальной клиновидной кости и основанию I плюсневой кости.

Сухожилие длинного разгибателя пальцев стопы проходит кпереди от голеностопного сустава, глубже наружной половины верхнего удерживателя сухожилий мышц разгибателей, затем кзади от ствола нижнего удерживателя, после чего разделяется на четыре сухожилия, идущие к II—V пальцам, пройдя под нижней пластинкой передней кольцевой связки. Поэтому V палец разгибается только за счет действия общего длинного разгибателя.

Ее разгибающее воздействие на пальцы в чистом виде проявляется только тогда, когда ее функция как сгибателя голеностопного сустава уравновешивается трехглавой мышцей голени.

Сухожилие длинного разгибателя первого пальца проходит глубже верхнего удерживателя сухожилий мышц разгибателей и затем пронизывает обе ножки нижнего удерживателя. Оно прикрепляется к тыльной поверхности обеих фаланг большого пальца: по краям тыла первой фаланги и к тыльной поверхности основания дистальной фаланги. Поэтому данная мышца является не только разгибателем большого пальца, но и, что не менее важно, сгибателем голеностопного сустава.

В тыльном подфасциальном пространстве ,кроме того,лежат короткие разгибатели пальцев, mm. extensors halluces brevis et digitorum brevis, а также сосуды и нервы .

1419

Тыльная артерия стопы, a. dorsalis pedis, лежит в одном слое с короткими разгибателями. На уровне ладьевидной кости (определяется по ее бугристости на внутреннем крае стопы) тыльная артерия стопы лежит латерально от сухожилия m. extensoris hallucis longus. Здесь она не покрыта мышцами и сухожилиями, поэтому можно пальпировать ее пульсацию.

На уровне предплюсны от тыльной артерии стопы в медиальную сторону отходит несколько небольших медиальных предплюсневых артерий, а в латеральную — довольно крупная латеральная предплюсневая артерия, a. tarsalis (tarsea) lateralis.

Конечная ветвь a. tarsalis lateralis у латерального края короткого разгибателя анастомозирует с прободающей ветвью малоберцовой артерии и участвует в образовании латеральной лодыжковой сети, rete malleolare laterale. Дистальные ветви анастомозируют с дугообразной артерией на уровне бугристости V плюсневой кости.

Дугообразная артерия, a. arcuata, отходит от a. dorsalis pedis на уровне предплюсне-плюсневых суставов в латеральную сторону. От нее отходят тыльные плюсневые артерии, аа. metatarsales (metatarseae) dorsales, а от них — тыльные пальцевые артерии, аа. digitales dorsales.

Продолжением основного ствола тыльной артерии стопы является первая тыльная плюсневая артерия, a. metatarsalis I, которая идет к первому межпальцевому промежутку.

Вторая концевая ветвь тыльной артерии стопы — глубокая подошвенная артерия, a. (ramus) plantaris profunda, проникает через мышцы первого межплюсневого промежутка на подошву, где анастомозирует с латеральной подошвенной артерией, a. plantaris lateralis (от a. tibialis posterior) .

N. fibularis (peroneus) profundus на тыле стопы располагается кнутри от артерии. На уровне межлодыжковой линии он отдает двигательную ветвь к коротким разгибателям пальцев, идущую вместе с латеральной предплюсневой артерией.

1420

ПОДОШВА, PLANTA

Кожа подошвы малоподвижна, утолщена, особенно на пяточном бугре,

головках плюсневых костей и по латеральному краю стопы. Она прочно связана соединительнотканными перегородками с подошвенным апоневрозом.

Подкожная клетчатка плотная и имеет ячеистое строение. Этот слой особенно развит над пяточной костью и над плюснефаланговыми суставами: его толщина здесь достигает 1,0—1,5 см.

Поверхностной фасции в этой области нет.

Собственная фасция представлена подошвенным апоневрозом, aponeurosis plantaris, расположенным в среднем отделе подошвы . По сторонам от него фасция становится тоньше и прикрепляется к костям предплюсны, а дистальнее — к I и V

плюсневым костям.

Подошвенный апоневроз имеет особенно плотное строение в области предплюсны, где от него начинается часть волокон короткого сгибателя пальцев. В

области плюсны апоневроз расщепляется на 4—5 ножек, прикрывающих сухожилия сгибателей пальцев.

В дистальном отделе эти ножки связаны между собой поперечными пучками, fasciculi transversi, ограничивающими комиссуральные отверстия.

Комиссуральные отверстия заполнены жировой клетчаткой, здесь расположены сухожилия червеобразных мышц и выходят общие пальцевые сосуды и нервы, аа. et nn.digitales plantares communes. Через комиссуральные отверстия подошвенного апоневроза подкожная клетчатка сообщается со средним фасциальным ложем подошвы.

Медиальная и латеральная фасциальные межмышечные перегородки,

отходящие от краев подошвенного апоневроза, разделяют подапоневротическое пространство подошвы на три костнофиброзные ложа:

медиальное ложе для мышц I пальца среднее ложе

латеральное ложе для мышц V пальца.