Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

548

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
648.05 Кб
Скачать

имеют перед собой общую цель, работают в команде, группе, используют тактические знания и технические приемы, выступают как единый целостный организм [1].

Отличительные признаки взаимодействия играют существенную роль при изучении данного вопроса, поэтому необходимо детально рассмотреть некоторые из них.

Отметим, что важнейшим звеном в системе взаимодействия выступает субъект. Так, к субъектам относятся как должностные лица, так и компетентные органы. Одним из них является следователь ОВД.

Стоит уточнить, что следователь – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством [2].

Следователи органов внутренних дел в соответствии со ст. 151 УПК РФ расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; преступлениях в сфере экономики; о незаконном обороте наркотиков, о бандитизме и иные преступления [3].

Другая сторона субъектов взаимодействия выражена компетентными органами и должностными лицами иностранных государств.

Такая формулировка, данная законодателем, не случайна. Использование понятий «соответствующий компетентный орган иностранного государства», «соответствующее должностное лицо иностранного государства» объясняется различием в правовых системах разных государств, а также комплексов полномочий, возложенных на субъекты иностранных государств. Например, в Германии субъектом взаимодействия может выступать судья, в США структуры, на которые возложены различные функции, а не только правоохранительная [4].

Так же особенностью термина является собирательность, так как различие в наименованиях и компетенциях, направле-

141

ниях деятельности, а также их соединений, органов, расследующих преступления от лица иностранных государств, не позволяет ограничиваться термином «правоохранительные органы и должностные лица», в отличие от стороны, действующей от имени Российской Федерации.

Передача компетенций тех или иных субъектов взаимодействия сводится к тождественности правомочий в полном или частичном объеме. Таким образом, инициирующее взаимодействие лицо, обладающее специальным правовым статусом, должно иметь данную компетенцию для инициирования, а другое лицо должно иметь идентичные полномочия, позволяющие ему действовать нужным для запрашивающей стороны образом, или даже применить законодательство запрашивающей стороны.

В структуре международного взаимодействия можно выделить несколько уровней:

1)глобальный уровень взаимодействия;

2)региональный уровень взаимодействия;

3)субрегиональный уровень взаимодействия;

4)международно-ситуационный уровень взаимодействия;

5)групповой уровень взаимодействия;

6)двусторонний уровень взаимодействия.

Выделение первых трех уровней базируется на геополитическом подходе и определяется территориальными факторами. Три последующих уровня могут быть выделены и на глобальном, и на региональном, и на субрегиональном уровнях международных отношений.

Каналы связи представляют собой совокупность технических средств и среду распространения сигналов для передачи данных от отправителя к получателю [1]. Они могут подразделяться на формальные и неформальные. Формальность означает, что обмен информацией осуществляется либо письменно, либо через специальных лиц, не участвующих в расследовании непосредственно.

142

Неформальные каналы сводятся к личному общению задействованных во взаимодействии субъектов. Сущность такого канала заключается в сотрудничестве, совместном обобщении опыта, создании оптимизированной совместной деятельности и доверительных отношений с респондентами. Примером может служить сотрудничество научно-педагогических кадров в рамках конференций, круглых столов.

При этом, взаимодействие может происходить и в ходе расследования преступлений по неформальным каналам. Так, проблема безразличия и отстраненность различных субъектов может быть преодолена. Поэтому необходимо предусматривать возможность должностного лица правоохранительного органа в ходе организации и планирования взаимодействия и расследования использования неформального канала, который является официальным, то есть разрешенным законодательством РФ и согласованным с руководителем подразделения или иными уполномоченными лицами. Стоит отметить, что информация, передаваемая по таким каналам, должна быть точной, емкой, отражающей все стороны правового запроса, его цели и мотивы, а также достигнутый результат за время расследования общественно опасного деяния.

Таким образом, вопросы взаимодействия следователей органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран складываются из множества элементов, каждый из которых обладает характерными особенностями. Возникающие при взаимодействии сложности вызваны прежде всего разными правовыми системами государств, а также различием в уго- ловно-процессуальных законодательствах. По-нашему мнению, минимизировать сложности возможно с помощью изучения тактико-организационного опыта зарубежных правоохранительных органов, а также улучшению механизмов взаимодействия на всех уровнях.

143

Литература

1.Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 2016.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. (часть I). Ст. 4921.

3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. (часть I). Ст. 4921.

4.Уголовный процесс европейских государств: монография / под ред. В. И. Самарина, В. В. Луцика. М., 2018.

А.А. Филатов, Г. М. Овсепян,

Д.В. Кузьменко

КВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОПРОСАМИ МИГРАЦИИ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства в Российской Федерации является неотъемлемой задачей правоохранительной системы нашего государства, обеспечивающей нормальное функционирование общества в данной сфере.

В настоящее время миграционное законодательство активно совершенствуется в России и в мире. Последствия военных кампаний, обострение политических разногласий во многих государствах, явились детерминантой образования «оживленного» мирового миграционного потока. Многие страны стали

144

участниками такого процесса, в том числе и наше государство, что создало необходимость в законодательном урегулировании, возникших проблемных вопросов, а также во внесении изменений в нормативные правовые акты в сфере миграционного учета, миграционной политики и т. д. Полномочия Федеральной миграционной службы РФ в 2016 году были переданы в ведение Министерства внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем возникла необходимость в совершенствовании и корректировки уже сформированного антикоррупционного законодательства правоохранительной структуры, объединении существующих наработок в исследуемой области, в целях профилактики недопущения противозаконных действий интегрированных сотрудников, занимающихся вопросами миграции. К сожалению, в настоящее время, имеют место быть факты недобросовестного отношения сотрудников к исполнению служебных обязанностей, так, в городе С. сотрудника миграционной службы осудили за совершение 11 преступлений по статье «Злоупотребление должностными полномочиями вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности». Обвиняемый, используя свое служебное положение, умышленно подписывал и ставил штампы в уведомлениях о постановке на миграционный учет 11 иностранных граждан. При этом принимающие стороны не были осведомлены об этом и не ставили подписи в уведомлениях, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов граждан [1].

Несмотря на то, что количество таких фактов относительно не многочисленно, необходимо отметить существование понятия «латентных преступлений», тех преступлений, которые скрыты от официальной статистики. Борьба с корыстной заинтересованностью сотрудников правоохранительных органов важна, ведь от ее эффективности зависит, в том числе и формирование в сознании общества общего «имиджа» сотрудника, как представителя государственной власти. При нарушении прав

145

и законных интересов, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, а также существенном нарушении прав и охраняемых законом интересов общества и государства, дискредитируется деятельность правоохранительных органов, подрывается их авторитет в глазах общества, как государственных институтов, призванных охранять и защищать права и интересы граждан [2].

Формирование антикоррупционного поведения сотрудников, занимающихся вопросами миграции, является частью существующей и функционирующей системы противодействия коррупции в целом, следовательно, меры по формированию антикоррупционного поведения совпадают по-своему содержанию и законодательному урегулированию.

Несмотря на действующие меры по укреплению дисциплины и законности, среди сотрудников, занимающихся вопросами миграции продолжают выявляться факты непринятия мер при поступлении информации о совершаемом правонарушении, имеются случаи волокиты, возникают сложности в организации работы по рассмотрению заявлений о приобретении гражданства РФ [2] и т. д., что в значительной степени препятствует образованию эффективного механизма правового регулирования миграционных отношений в России.

Формирование антикоррупционного поведения сотрудника возможно только при формировании антикоррупционного сознания осуществления профессиональной деятельности, при правовом понимании ее целей и задач. Антикоррупционное сознание должно быть сформировано до того момента, как сотрудник приступит к своим непосредственным служебным обязанностям. Одним из сдерживающих факторов коррупционного поведения является осознание последствий, и угроза наступления ответственности. Это однозначно способствует отказу от противоправных действий со стороны должностного

146

лица. Поэтому, основной мерой профилактики коррупционных деяний, на наш взгляд, является уже давно известное информирование сотрудников о фактах нарушения законодательства и принятых решениях.

Согласимся, что «отечественное антикоррупционное законодательство в последнее время претерпело положительные изменения: повысился уровень ответственности за коррупцию, совершенствуется правоприменительная практика, начала закрепляться модель ее неприемлемости, повысилось адресное ведомственное реагирование на факты коррупционных действий сотрудниками, что является важным звеном в механизме ликвидации условий коррупции. Необходимо продолжать совершенствовать систему государственного управления, организацион- но-правовую работу МВД России, последовательно и системно модернизировать механизм осуществления профилактических мероприятий в данной сфере» [3, с. 135–140.].

Следует еще раз отметить, что формирование антикоррупционного поведения сотрудников, занимающихся вопросами миграции должно рассматриваться в контексте совершенствования антикоррупционного законодательства и мер по борьбе с коррупционными проявлениями в синтезе со всей правоохранительной системой [4, с. 33–39.], в то же время с возможностью корректировки на специфику службы в конкретном подразделении.

Литература

1.URL: http://yugtimes.com/news/43717/ 21.12.2018.

2.URL: https://www.sudact.ru/.

3.Осяк А. Н., Соколов В. А., Корчагина К. А. Формирование антикоррупционной модели поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как один из векторов развития правового государства// Юристъ-Правоведъ. 2018. № 1 (84).

147

4. Капранов А. В., Капранова Ю. В. Прокурорский надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства в системе органов внутренних дел // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 1 (68).

А. В. Шпак, Н. В. Пономарева

МИГРАЦИОННЫЙ ЛОКАУТ КАК РЕАКЦИЯ ГОСУДАРСТВ НА МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Миграционные процессы в мире за последнее время претерпевают значительные изменения. Для осознания проблемы миграции на межгосударственном уровне необходимо определение характера, причин и условий, а также особенностей деятельности миграционного процесса на всех этапах социального развития. Как известно, миграция оказывает влияние на экономическую и политическую стороны каждого государства, поэтому именно ее изучение нужно для успешной реализации государственной политики для каждой конкретной страны.

Под миграцией принято понимать территориальное перемещение населения, приводящее «к существенному изменению расселения и заселенности территорий страны, а также демографической структуры населения иных государств» [1, c. 211]. Все это наводит на мысль о том, что миграцию нельзя относить исключительно к внутригосударственным явлениям, так как в миграционном процессе всегда, так или иначе, задействованы как минимум 2 государства. Стоит отметить, что у населения каждого государства нет единого мнения о том, положительное либо отрицательное значение имеют миграционные процессы в их государстве. Так, некоторые приходят к выводу о пользе привлечения миграционного населения в свои страны как дешевой и доступной рабочей силы, другие же стремятся к «строительству заборов», дабы исключить возможность проникновения такой силы в экономику своей страны.

148

События последних лет показывают, что до сих пор нет четкой позиции государств относительно миграции, а случае, когда волна миграция обрушивается на какое-нибудь развитое государство, последнее, как показывает практика, к оказывается к ней не готова.

Все это приводит к тому, что становится очевидна проблема относительно разработки политики, которая бы регламентировала порядок и особенности управления миграционными процессами. Неразрывно связано с управлением миграционными процессами и понятие «миграционный локаут», под которым принято понимать «наличие миграционного блока и разрушения естественных миграционных перемещений в тех случаях, при которых миграция по праву становится явлением политическим» [1, c. 212].

Само понятие «локаут» было заимствовано из трудового права, и в буквальном переводе с английского оно означает «закрыть двери». Данным термином в трудовых правоотношениях называют ситуации вынужденного массового увольнения работников, когда последние в результате конфликта с работодателями осуществляют факты не допуска к своим рабочим местам и умышленного не увольнения, даже не выплате им заработной платы [2].

Отечественное законодательство запрещает использование в России локаута в целях урегулирования конфликтов. Так, в ст. 415 Трудового кодекса Российской Федерации имеются положения о запрете локаута, которым признается «увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке [3].

Приняв во внимание такую трактовку локаута, мы пришли к выводу о том, что под миграционным локаутом целесообразно понимать блокирующий механизм естественных миграционных процессов, порождающий миграционный кризис и коллапс, заключающийся, в частности, в наплыве беженцев в ведущие европейские страны, что, в свою очередь, сказывается и на по-

149

литическом уровне, вызывая миграционный и политический дисбаланс.

Наиболее красочно проявления таких последствий можно наблюдать на примере таких стран, как Объединенные Арабские Эмираты, Германия, Россия и Соединенные штаты Америки. Данные страны значительно отличаются по политическому, территориальному устройству, устоявшемуся менталитету населения, но объединяет их одно – имеющие большое значение проблемы в системе миграционных отношений.

Начнем с Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Данная страна за относительно небольшой промежуток времени (около 40 лет) сумела достичь огромных успехов, как в экономическом, так и в политическом плане, преобразившись из пустыне в одну из самых богатых нефтедобывающих стран мира с самым высоким уровнем жизни. На данный момент ОАЭ находится на 5 месте в рейтинге стран по уровню международных мигрантов, потому как, ступив в Совет сотрудничества стран Персидского залива, она стала одним из популярных направлений для временных трудовых мигрантов [4].

Большую часть мигрантов составляют выходцы из Индии, Бангладеш и Пакистана. Мигранты в ОАЭ составляют около 90 % от всей рабочей силы страны. Многие выбирают данную страну как место заработка ввиду ее экономического благосостояния, относительной политической стабильностью и развитой современной инфраструктуры. Такое большое значение ОАЭ от миграционной рабочей силы привело к тому, что в 1971 году в ОАЭ была введена специальная программа для иностранных граждан и организаций по приему на работу мигрантов для выполнения работ, получившая название «Спонсорская система Кафала».

Однако данная программа породила новые проблемы. Так, население страны стало осуждать программу, ссылаясь на имеющее место злоупотребление правами в сторону трудящихся иммигрантов. Реакцией государства стало введение таких норм, как запрет

150

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]