Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

548

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
648.05 Кб
Скачать

зовых свобод человека мы относим его естественное право на свободу передвижения и выбор места пребывания, с другой стороны, власть, и на законодательном и на правоприменительном уровне, пытается установить тотальный контроль над этим процессом, который иногда проще именовать переселением. Для многих государств, столкнувшихся в последнее десятилетие с проблемой массовой миграции людей, как собственно и для самих мигрантов (вынужденных или добровольных), такая ситуация влечет серьезные риски, к числу которых однозначно можно отнести: политические (например, безопасность государства и общества во всех ее проявлениях), экономические (например, нагрузка на бюджеты), социальные (например, религиозные, расовые, культурные, правовые и иные различия). Рассмотрение миграции сквозь призму национальной безопасности подчеркивается отнесением вопросов миграции к ведению Министерства внутренних дел России, в структуре которого на сегодняшний день создано и действует специализированное Главное управление по вопросам миграции [1].

Используя популярную терминологию можно с определенной долей уверенности говорить о «гибридном оружии» в виде стихийной и массовой (управляемой определенным образом и с определенными разрушительными целями) миграции. Конечно же, нельзя не понимать, что внутренние дела любой страны в условиях глобализации тесно взаимосвязаны с внешними факторами воздействия – продвижение интересов тех или иных государств и мировых теневых корпораций, использующих ультрасовременные технологии влияния на государственность, к числу которых с определенной долей уверенности можно отнести бесконтрольное миграционное течение (или более масштабное переселение народов).

Тем не менее, к положительным факторам миграции условно можно отнести: а) восполнение (уравновешивание) кадрового потенциала и общего рабочего ресурса страны, испытывающей демографическую депрессию; б) освобождение ниши низкоквалифицированного или неквалифицированного труда, который не популярен у «коренного» населения и «оккупация» подобных

91

сфер трудовой деятельности мигрантами, для которых именно рабочее место становится своеобразным якорем при определении места жительства со всеми вытекающими последствиями; в) разнообразие и мультикультурность общественной жизни «аборигенов» за счет изучения и частичного восприятия традиций и обычаев переселенцев, имеющих положительную окраску, формирование толерантности к положительному религиозному и в целом культурно-этническому образу представителей других рас и национальностей.

В тоже время положительный эффект от миграционных процессов может быть нивелирован ее стихийным характером. К отрицательным чертам мигрирования масс населения можно отнести: а) анархичный характер современной миграции создает серьезные проблемы для заинтересованных стран, которые экономически не готовы увеличить свое население, их бюджеты не рассчитаны на дополнительную социальную нагрузку, что создает условия для вынужденного кредитования экономики; б) нелегальная миграция провоцирует развитие скрытой (теневой) экономики или отдельных ее секторов с масштабным денежным оборотом и криминальными рисками; в) нежелательные переселенцы создают конкуренцию местному населению ввиду минимальных запросов по оплате труда и полного отсутствия таковых в отношении социальных гарантий. Однако следует отметить, что такая ситуация складывается только на начальных этапах миграции, так как затем следует расширение сферы влияния и реализации интересов мигрантов.

Следует отметить, что механизм и процесс управления переселением смогут показать свою продуктивность и высокий коэффициент полезного действия при условии учета таких стрессоров как: внушительность миграционных потоков; разбалансированность психологической обстановки ввиду разницы между ожиданиями и реальными условиями, в которые попадает мигрант; провокация появления и разрастания межнациональных, межрелигиозных, межэтнических, да и в целом межкультурных конфликтов, усиливающихся нежеланием идти на компромисс; отторжение «инородного» образа жизни пере-

92

селенцев, которых принимает общество, страх перед ассимиляцией, высокий уровень консервативности в сложившемся жизненном укладе и нежелание его менять; различия в культурных традициях, в восприятии отдельных элементов нравственности и морали создают агрессивную среду общения, которая и формирует условия для повышения криминогенности в обществе; растерянность и неготовность властей принимающего государства мотивирует определенную часть мигрантов к сознательному нарушению сложившихся устоев в обществе, к их критике как изживших себя и неспособных обеспечить дальнейшее выживание данного социума.

Представленные черты миграционных процессов, показывающие их сложный характер и серьезность влияния на социальную стабильность, говорят о необходимости выявления, обозначения и определения содержания причин миграционного движения населения. Поверхностный эмпирический анализ мотивов к переселению показал, что к числу основных следует отнести: политические мотивы как желание изменить политические условия места проживания, исключить преследование по расовым или иным причинам, с которыми могут быть связаны, например, депортация или военный конфликт международного характера; экономико-социальные, которые находятся в органической взаимосвязи и проявляют себя, например, в потребности улучшить социально-бытовые условия посредством изменения источника и уровня доходов, а также социального статуса; национальные, как потребность объединения с основной этнической массой; демографические, как поиск наиболее благоприятных условий для создания или объединения семьи и реализации ее репродуктивной и коммуникативной функций, а также поиск лучших условий для воспитания и образования детей; климатические мотиваторы как то, что вынуждает искать место с более благоприятной окружающей природной средой, условиями, которые более соответствуют запросам на здоровый образ жизни и питания людей с целью достижения физического, социального и душевного благополучия.

Изучение миграционных потоков в Российскую Федерацию, наблюдавшиеся в последние годы показывает, прежде все-

93

го, их временный трудовой характер. Из чего следует вывод – мы непривлекательны как государство с высокими социальными стандартами и лучшими социальными условиями для переселенцев, что, возможно, и спасает наше государство и общество от проблем массовой миграции, захлестнувшей Европу.

В то же время основной причиной, побуждающей выбрать Россию для миграции, выступает трудовая занятость и, уже через нее, – улучшение качества жизни посредством увеличения дохода по сравнению с теми, которые предоставляют государства происхождения мигрантов. Для таких переселенцев используется специальный и довольно точный термин – экономический мигрант. «Львиную» долю в общей структуре миграции составляют граждане Украины, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Казахстана.

Перечисленные выше в качестве примера направления криминализации общественной жизни с участием незаконных мигрантов, достаточно очевидно показывают слабые места государственного регулирования и контроля, возможности для дестабилизации конкретного общества и даже миропорядка в целом.

Связь незаконной миграции с терроризмом уже ни у кого не вызывает сомнений. Современные мотивы терроризма как деятельности и как идеологии подменяются и комбинируются с элементарными жизненными потребностями людей. Необходимо отметить, что основной рекрутинг для террористической деятельности ведется в среде мигрантов, особенно незаконных. Криминогенный портрет террориста учитывает и его миграционный, чаще всего незаконный, статус. Таких людей легко запугать или мотивировать решением проблем с законностью нахождения на территории данного государства, решением его бытовых проблем, найти благодатную почву для разжигания ненависти и розни ввиду существенной разницы в политическом, социальном, экономическом, культурном благосостоянии страны происхождения мигранта и страны, которая его принимает (или не принимает).

Нельзя не учитывать и такие личные побуждения человека к совершению террористического акта, да любого другого пре-

94

ступления в стране пребывания, как элементарная выгода, ибо затрат на совершение преступления у него гораздо меньше, чем «доход» [2]. Хорошо мотивированный и достаточно агрессивный человек понимает, что при минимуме затрат после совершения преступления он останется в выгодном положении, а его неопределенный миграционный статус может помочь ему избежать ответственности.

Отсюда следует, что именно миграция (массовое переселение) становится потоком, который распространяет идеи терроризма, а причины самой миграции подменяют собой истинные причины терроризма, что требует от современного общества актуализации методик распознавания путей воздействия террористической идеологии на отдельные группы населения, в том числе выступающие группами риска, коими собственно и являются нелегальные мигранты.

Обозначенная связь незаконной миграции с терроризмом спровоцировала возникновение в общественном сознании стереотипа – недоверие коренного населения к мигрантам вне зависимости от причин, которые побудили последних покинуть исторически родные им места. В подобных условиях общество считает необходимым включить в актуальную повестку дня власти такие вопросы как: насколько внимательно органы государственной власти относятся к вопросам профилактики миграционной преступности, насколько качественным является миграционное законодательства в стране (ибо очевидно, что эффективный миграционный учет лиц без гражданства и иностранных граждан напрямую влияет на сокращение преступности).

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что переселение является разновидностью объективных социальных процессов, которые могут и должны находиться в состоянии регулирования и контроля со стороны уполномоченных государственных органов. Только при соблюдении этого условия миграция населения будет иметь положительные характеристики и влияние на все сферы общественной жизни. В настоящее время механизмы регулирования и контроля в сфере миграции требуют правовой ревизии и обоснованного реформирования с

95

тем, чтобы государственная миграционная политика стала эффективным инструментом решения внутренних и внешнеполитических вопросов.

Литература

1.Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 (ред. от 15.02.2018) «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/71420170/.

2.Прудникова Л. Б., Полунина Е. Н. Экономика и цена преступности: содержание и соотношение понятий // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (90).

Н.В. Полякова

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

ИПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ВСОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Вусловиях современной жизни, когда процесс урбанизации становится повсеместным, а глобализация проникает во всех сферы жизни общества, нелегальная миграция в ее незаконных формах приобретает социально значимый и опасный характер не только в Российской Федерации, но и во всем международном сообществе. Возникновение новых межгосударственных отношений, как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты, детерминированные различного рода проблемами, резкий переход к политике «открытых дверей» при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля – вот что сделало территорию Российской Федерации достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных. Однако проблема незаконной миграции связана отнюдь не только с перенаселением, отсутствием четкого регулирования потока мигрантов, но и в большей степени с ростом преступности,

96

конфликтности, криминогенности и другими негативными явлениями общественной жизни на территории страны.

Нормативное закрепление дефиниция «незаконная миграция» в национальном законодательстве получила в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, ныне утратившей силу [1]. Действующая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, (далее – Концепция), утвержденная указом Президента 31 октября 2018 года, такого понятия не закрепляет [2]. Несмотря на это, государство предполагает реализовывать миграционную политику в сфере противодействия незаконной миграции, путем создания системы предупреждения, пресечения правонарушений в сфере миграции, выявления лиц, нарушающих миграционные правила и привлечения их к административной ответственности. Только усилиями всех служб и подразделений органов внутренних дел возможен системный подход к данному явлению. Основу этого должно составлять взаимодействие не только в системе МВД России, но и с другими государственными органами, уполномоченными в миграционной сфере.

Концепция связывает противодействие незаконной миграции путем совершенствования механизмов реализации мер административного принуждения (административного выдворения, депортации, реадмиссии), получением информации о перемещениях иностранных граждан, одновременно делается упор на упрощение административных процедур, ведение разъяснительной, информационной, профилактической работы с участниками миграционных отношений.

На сегодняшний день в сфере миграции сформирована нормативная правовая база, позволяющая в полной мере регулировать миграционные процессы и применять административное принуждение в целях противодействия незаконным формам миграции. Вместе с тем ее совершенствование должно осуществляться на основе анализа практики реализации таких мер.

На данный момент проблемы правоприменения в области противодействия незаконной миграции в Российской Федерации являются актуальными для государственной власти в нашей стра-

97

не. И поиск наилучших путей их решения необходим, главным образом, не только для того, чтобы пресечь и предупредить противоправную деятельность мигрантов на территории России, но и в целях совершенствования таких процедур, как: учет и регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, мониторинг за реализацией ими трудовой деятельности и другие.

Наличие ряда проблем, возникающих в связи с недостаточным административно-правовым регулированием миграционных отношений, показывают и научные исследования, а также правоприменительная деятельность МВД России и других государственных органов в этой сфере.

Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами в нашей стране отмечается на протяжении долгого времени и проявляется на невозможности определения количества незаконных мигрантов, находящихся в Российской Федерации. Причем указываются совершенно разные цифры, которые варьируются от 5 до 10 млн., что обуславливает латентный характер количества незаконных мигрантов. Последние данные ГУВМ МВД России за 2018 год указывают наличие около 2 млн нелегальных мигрантов [3].

Ряд проблем связан с привлечением к административной ответственности за правонарушения в сфере миграции, недостаточной эффективностью механизмов ее реализации. Отметим отдельные из них.

Проблемным вопросом административной ответственности за нарушения миграционного законодательства являются высокие суммы штрафов и низкая платежеспособность населения. Низкая эффективность данного вида административного наказания, обусловленная значительным увеличением сумм штрафов, приводит к снижению их взыскаемости.

Совершенствование механизма реализации административного наказания возможно путем установления приглашающей (принимающей) стороны и возложения на нее обязанности по выплате административного штрафа, закрепление норм в КоАП РФ, устанавливающих возможность уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа, а также применения

98

такой альтернативной меры административной ответственности – как обязательные работы. Установление данной меры и ее реализация в отношении иностранных граждан способствовало бы расширению возможностей по устранению невыполненных обязательств по уплате высоких административных штрафов, которые налагаются в настоящее время.

Проблемным вопросом является и применение уже упоминаемого нами ранее административного наказания в сфере миграции как административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ.

Институт административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации урегулирован различными нормативными актами в указанной сфере. Вопросы его применения должны быть предметом регулирования КоАП РФ. Вызывает вопрос закрепление в ст. 34 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» порядка административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и в ст. 32.10 КоАП РФ, которая порядка исполнения постановления об административном выдворении иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, что, по существу, одно и то же.

Следует отметить, что недостатком указанного административного наказания является неопределенность статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Применение административного выдворения не исключено в отношении всех иностранных граждан, пребывающих и проживающих в Российской Федерации, и КоАП РФ в этой части не учитывает разные статусы иностранных граждан. Последствием применения данной меры является ограничение дальнейшего въезда на 5, а в отдельных случаях – на 10 лет. Думается, что вряд ли целесообразно выдворение иностранного гражданина, временно или постоянно проживающего на территории России, за административное правонарушение. В этих случаях могут быть вполне применены другие меры административной ответственности. Считаем возможным в целях оптимизации регулирования указанной сферы общественных отношений конкрети-

99

зировать ч. 2 и 3 ст. 3.10 КоАП РФ, внеся в них соответствующие дополнения, установив возможность применения данного вида наказания только к временно пребывающим иностранным гражданам.

Данное уточнение круга субъектов, подпадающих под административное выдворение, позволит повысить эффективность разрешения правовых споров с участием таких специальных субъектов, как иностранные граждане и лица без гражданства, особенно постоянно проживающие в России.

Еще одним вопросом, требующим решения, является неупорядоченность в системе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы миграции. На сегодняшний день, данная совокупность общественных отношений регулируется целым комплексом правовых норм, нашедших свое официальное закрепление в законодательных актах различной юридической силы. Однако, данная совокупность актов не является системой: порой нормы, содержащиеся в одном нормативном правовом акте, дублируют аналогичные нормы другого акта, либо порождают рассогласованность при их применении, что создает дополнительные трудности для правоприменителя.

Например, обратим внимание на конкуренцию норм Федеральных законов «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [4] и «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[5], касающихся регулирования вопросов оформления приглашения на въезд иностранного гражданина, определения приглашающей стороны, квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд на территорию нашей страны в целях осуществления трудовой деятельности и других.

Однозначно, не стоит забывать о том, что степень конкретизации в регулировании тех или иных вопросов в указанных актах различна, однако попытки законодателей разделить данные вопросы порой бывают неуспешными и исходят искусственно. Не всегда очевидно то, почему тот или иной вопрос в большей степени регулируется в одном из названных федеральных законов и в меньшей степени – в другом. Например, почему порядок оформления при-

100

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]