Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

199

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
355.93 Кб
Скачать

маемых решений. Это связано с использованием технологических разработок передового в техническом плане западного мира, а также с тем, что цифровые процессы в Российской Федерации неизбежно интегрируются в мировое цифровое пространство, где у нашей страны имеет место очень серьезное отставание. Поэтому технологии удаленного управления и цифровизации государства должны внедряться с учетом обеспечения информационной безопасности РФ. Информационная или цифровая безопасность в силу развития и проникновения цифровых технологий во все сферы общественной жизни постепенно становится важнейшим структурным элементом национальной безопасности Российской Федерации.

Еще одним важным вопросом, требующем скорейшего разрешения, является правовое регулирование разработки, использования и внедрения в определенные сферы общественной жизни робототехнических систем и комплексов. В этом отношении в странах Евросоюза уже сделаны определенные шаги: для сложных робототехнических систем предложено использовать термин «электронное лицо». Однако существуют и другие предложения, например, признание за роботами статуса юридического лица. В некоторых странах законодательно ограничивают сферы применения робототехники по различным причинам, как моральным, так и из соображений безопасности, в том числе и социальной безопасности.

Быстрое развитие робототехники, особенно с использованием элементов искусственного интеллекта, приводит к технологической безработице: увольняются и банковские (офисные) сотрудники, и представители более простых (примитивных) видов трудовой деятельности. Вопросы заключения, изменения и прекращения трудовых договоров в электронной форме, дистанционной трудовой деятельности, электронных подписей работников и работодателей, электронных трудовых книжек также требуют дальнейшего правового обеспечения для развития цифровой экономики. Важно также установить и пределы контроля работодателя за сотрудниками с помощью цифровых электронных средств с целью защиты личной жизни.

51

Не менее важным аспектом представляется вектор правовой политики по противодействию цифровой преступности. Очевидно, что с развитием информационных технологий, прежде всего, организованная преступность осваивает новые цифровые приемы и средства для осуществления общественно опасных деяний. Например, с помощью сетевых коммуникаций осуществляется не только вербовка, распространение преступной идеологии, но и сбор важной для преступных сообществ информации, контроль над своими территориями и теневым бизнесом и многое другое. При этом особенно усиливаются позиции транснациональной преступности, организация и координация которой выходит на значительно более эффективный уровень, а сами центры формирования организованной преступности становятся недосягаемы для национальной правоохранительной системы. Возникает фундаментальное противоречие между одним из ключевых принципов информационного взаимодействия в рамках инфор- мационно-коммуникационной сети «Интернет» – анонимности пользователей как гарантии их личной безопасности и объективной необходимостью их идентификации, сбора данных об их сетевой активности в целях обеспечения национальной безопасности. Все более важным в этой связи становится развитие международной правоохранительной системы и механизмов ее взаимодействия с национальными правоохранительными порядками, выработки юридических механизмов легализации трансграничной правоохранительной деятельности национальных органов правоохраны.

Так, например, в 2016 году Верховный суд США признал обоснованными законодательные новеллы, позволяющие судьям США давать санкции на доступ к информационным системам и компьютерам, расположенным в любой точке земного шара, если это угрожает национальным интересам США [5].

Сегодня неподъемным массивом правонарушений стало использование цифровых технологий, основанных на сборе персональных данных человека, прежде всего, в целях экономической и политической манипуляции потребителя. Предоставление неполной, недостоверной информации о товарах, работах, услугах,

52

исторической, идеологической, научной информации, навязывания гражданам не только конкретных наименований товаров, работ, услуг, но и моделей потребления, социального, политического поведения, имеющего признаки деструктивного воздействия на личность, общество и государственность. Как следствие этих явлений формулируется социальный и политический запрос на выработку адаптированных к новым вызовам и угрозам механизмов правового регулирования, правовых средств по противодействию таковым.

Между тем, развитие информационных технологий открывает широкие возможности по обеспечению принципиально новых уровней эффективности охранительной и регулятивной функций права. В частности, появились возможности использования ресурса общественного контроля по выявлению правонарушений, организации процессов взаимодействия субъектов права в удаленных цифровых форматах не позволяющих выходить за пределы правовых ограничений. При этом, возникают возможности ухода от юридических санкций как основного механизма гарантии правомерного поведения субъектов правоотношений. Например, организация удаленного взаимодействия должностных лиц органов исполнительной власти с гражданами резко сокращает коррупционные риски, в связи с прозрачностью такой коммуникации, устранения необоснованных бюрократических барьеров. В гражданском праве повсеместное применение систем автоматизированного контроля авторского права значительно снизило соответствующие правонарушения.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос об обеспечении информационной траспаретности судебных процессов как ключевой гарантии правосудности выносимых судебных решений. Если сегодня в Концепции развития информатизации судов до 2020 г. [6], Приказе Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 46-П [7], а также в Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 № 252 [8], утверждены порядки электронного документооборота (электронные иски, возражения, ходатайства), то в перспективе просматривается переход на полное виртуальное взаимодействия участников процесса, что позволяет

53

значительно снизить временные финансовые издержки, обеспечить централизованный государственный, а также широкий общественный контроль за эффективностью судебной работы.

Тем не менее, обобщая сказанное, следует отметить, что повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий задает несколько векторов изменения национальной системы права и государственного управления, в которых просматриваются не только инструментарные формы цифровой трансформации права, но и такие явления, как попытки сущностного изменения права посредством его алгоритмизации, что исключает эмпативную сущность права, лишая ее социальной направленности. Между тем, в правоприменительной практики существует множество примеров, когда благодаря исключительно алгоритмичному применению права (его бюрократизации) теряется истинная цель правовой нормы, которая подменяется механистическим, буквальным ее толкованием.

Очевидно, что жесткая правовая алгоритмика не позволяет правоприменителю сгладить ошибки юридической техники, нивелировать последствия коррупционного лобби, сущностных законотворческих ошибок. То, что сегодня, благодаря гибкости права, опирающейся на механизмы человеческой эмпатии, национального правопонимания адаптирует законодательства к реальной жизни, завтра может быть замещено железной цифровой логикой искусственного интеллекта и формальными правовыми алгоритмами в исполняемом коде. Отсюда следует вывод о необходимости, прежде всего, доктринальной глубинной проработки вопросов трансформации национальной системы права, проводимой под воздействием информационно-коммуникационных технологий.

Литература

1. Вайпан В. А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 1.

54

2.Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утратил силу). URL: https://base.garant.ru/71734878.

3.Борщев В. Г. Становление и развитие предпринимательской деятельности в интернет-экономике: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2004.

4.Лазарев Я. Цифровая среда – новое поле для гражданского права // ЭЖ-Юрист. 2016. № 19. URL: http://отрасли-права.рф/ article/19805.

5.Киберпреступность и киберконфликты: США. URL: http:// www.tadviser.ru/index.php/Статья:Киберпреступность_и_киберконфликты_:_США.

6.Концепция развития информатизации судов до 2020 года, утв. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 439. URL: http://base.garant. ru/71062432.

7.Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 46-П). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_207948.

8.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 № 252 (ред. от 20.02.2018) «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209951.

С.В. Михайлов, Н. В. Пономарева

ОСОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ

ВОПРОСЫ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В 90-е годы в России произошли кардинальные перемены – изменился социально-политический курс, произошло зарождение и развитие рыночных отношений, активное развитие полу-

чила внешнеэкономическая деятельность, все это привило к тому,

55

что уже к середине 90-х годов происходит формирование российского рынка, который нуждается в развитии. Развитие торговли невозможно без продвижения товаров, без рекламы. Реклама проникает во все сферы информационного общества – газеты, радио, телевидение, литературу, почтовые отправления, дорожные указатели, транспорт и др. Повсеместное появление рекламы, ее откровенно провокационный характер, имевший крайне негативные последствия для потребителей, приводит к необходимости вмешательства государства в сферу рекламной деятельности.

Развитие рекламного рынка, поиски оптимизации временных и денежных затрат привели к тому, что реклама, распространяемая в России посредством сети Интернет, начала набирать популярность. На сегодняшний день сеть Интернет стала эффективным средством рекламы, маркетинга, сбыта продукции и послепродажного обслуживания клиентов. Глобальные сети с успехом заменяют телефон, факс, экспресс-почту и прочие средства коммуникации.

Дальнейший рост информатизации общества, переход от персональных компьютеров к более удобным и мобильным устройствам будет способствовать развитию Интернет-рекламы как в количественном, так и в качественном отношении, что несомненно заслуживает внимания при рассмотрении вопросов, касающихся правового регулирования существующих и постоянно усложняющихся видов Интернет-рекламы.

Главным требованием, предъявляемым к рекламе, в том числе к рекламе, распространяемой в сети Интернет, является требование о ее добросовестности и достоверности. Законодатель указывает, что недобросовестной реклама признается в случае если:

реклама содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром конкурента;

реклама содержит информацию, порочащую честь и достоинство конкурента;

реклама товара производится способом, который запрещен

вотношении данного товара в конкретном месте и в конкретное время;

56

реклама нарушает антимонопольное законодательство в части конкуренции, то есть является актом недобросовестной конкуренции.

Реклама признается недостоверной в следующих случаях:

если в рекламе заявляется о преимуществе рекламируемого товара перед аналогичными товарами другого производителя, что по факту не соответствует действительности;

если любые характеристики рекламируемого товара не соответствуют действительности, например, информация об изготовителе товара или о его свойствах и составе;

если в рекламе указаны недостоверные сведения об ассортименте или о комплектации товара;

если реклама содержит недостоверную информацию об условиях приобретения товаров – о его цене, месте продажи, скидках и др.;

если содержит неточную информацию о доставке, ремонте

иобслуживании товара;

если в рекламе указаны недостоверные сведения о гарантии производителя или продавца товара;

если в рекламе содержатся недостоверные сведения о правах на интеллектуальную деятельность и т. д.;

если в рекламе содержится недостоверная информация об использовании государственных символов – флагов, гербов, гимнов, а также символов международных организаций;

если содержится недостоверная информация о полученных товаром наградах;

если в рекламе содержится недостоверная информация об одобрении товара со стороны физических либо юридических лиц;

если в ней искажаются сведения о результатах исследований и испытаний;

если в ней искажены сведения о преимуществах, которые получит потребитель в случае приобретения товара;

если завышены или занижены показатели спроса на рекламируемый товар;

если не соответствуют действительности показатели про-

изводства рекламируемого товара;

57

если в ней искажаются сведения о правилах и сроках проведения конкурсов, игры или иных мероприятий, о сроках окончания приема заявок на участие в конкурсе, о количестве призов или о количестве выигрышей по результатам конкурса, сроках, месте и порядке получения призов, а также об источнике информации о таком мероприятии.

Реклама также не должна вводить потребителей в заблуждение путем искажения существенной информации об объекте рекламы либо ее утаиванием. Под существенной информацией о рекламируемом товаре понимается информация об условиях приобретения и использования.

При рекламе товаров должна быть указана информация о стоимостных показателях рекламируемого товара, причем такая информация указывается в российских рублях, закон также допускает дополнительно указывать стоимостные характеристики рекламируемого товара в иностранной валюте.

Закон «О рекламе» устанавливает, что реклама не может содержать информацию, которая может противоречить правилам использования, хранения, транспортировки или регламентам применения, которые утверждены в отношении рекламируемых товаров.

Огромное внимание в Законе «О рекламе» уделяется защите детей от информации, распространяемой посредством рекламы, которая может принести вред. Так, согласно Закону «О рекламе» недопустимым считается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях и иной учебной литературе, которая предназначена для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования. Сеть Интернет активно используется для внедрения передовых образовательных технологий, примером которой может выступить условно-бесплатное программное обеспечение Moodle [1]. Moodle является php-скриптом, используемым для организации образовательных курсов, включает в себя теоретическую базу, построение системы учетных записей обучающихся, позволяет создавать контрольные тестовые задания и проводить эффективную оценку знаний. Moodle в основном применяется для организации удаленных учебных курсов и организации

58

всевозможных школьных олимпиад. Как и любой php скрипт с открытым исходным кодом Moodle позволяет внедрить на свои страницы контекстную или баннерную рекламу. Приведенный пример показывает, что образовательные процессы постепенно перемещаются в Интернет, следовательно, число детей, которые будут проводить обучение с применением Интернет-технологий будет увеличиваться. Таким образом, требование о недопустимости распространения рекламы в литературе и учебных пособиях, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам в полной мере применимо и к рекламе, распространяемой посредством сети Интернет. Если реклама может причинить детям определенной возрастной категории вред, распространение такой рекламы допускается только при указании категории информационной продукции.

Важным в Законе «О рекламе» является указание на запрет распространения скрытой рекламы, в Законе «О рекламе» также приводится определение данного понятия, в соответствии с которым под скрытой рекламой понимается реклама, которая оказывает на сознание потребителей воздействие, которое не может быть осознано последними в виде звуковых и видео эффектов [2].

Также необходимо отметить, что Законом «О рекламе» в ст. 18 впервые в российском рекламном законодательстве установлено ограничение на распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Подобное распространение допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом также запрещается использование информационно-телекоммуникационных сетей для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Некоторые законодательные акты Российской Федерации могут сужать сферу действия Закона «О рекламе» путем прямого выделения определенных понятий из сферы действия последнего. Например, в Законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1

«О защите прав потребителей» прямо указано, что если общественными объединениями распространяется информация о

59

результатах исследований качества товаров, такая информация не будет являться рекламой [3]. В законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» не уточняются способы распространения информации, поэтому указанная норма в полной мере применяется и к отношениям, связанным с размещением рекламы в сети Интернет.

Вцелом можно сделать вывод о том, что регулирование правоотношений, возникающих в среде Интернет, в том числе по поводу Интернет-рекламы, носит межотраслевой характер.

Это в первую очередь связано со стремительным динамическим развитием российского информационно-телекоммуникаци- онного бизнеса, а увеличение аудитории, активно использующей ресурсы сети Интернет, приводит к развитию рынка Интернет-ре- кламы, увеличению сетевых рекламных агентств. Все это вызывает необходимость более пристального внимания законодателя к проблемам Интернет-рекламы.

Вэтой связи многие исследователи справедливо настаивают на самостоятельном регулировании ряда аспектов рекламы в сети Интернет в рамках специальных норм Закона «О рекламе»,

вчастности, норм, посвященных особенностям размещения и распространения рекламы, подобно тому, как Закон «О рекламе» содержит нормы, касающиеся особенностей рекламы в радио и телепрограммах, наружной рекламы и т. п.

Всилу ряда специфических особенностей, порожденных технологическими возможностями среды Интернет (отсутствие временных, территориальных ограничений и ограничений по возрасту пользователя), реклама в Интернете представляет собой особый вид рекламы, отличающийся от перечисленных в Законе «О рекламе». На этом основании предлагалось включить в главу II «Общие и специальные требования к рекламе» Федерального закона «О рекламе» статью «Особенности рекламы в Интернете», однако, указанные новшества так и не были включены в новую редакцию Закона «О рекламе».

Торгово-промышленная палата Российской Федерации также отмечает, что «в Федеральном законе о рекламе необходимо установить комплекс мер по регулированию отношений участников виртуального рекламного рынка. Большинство отношений,

60

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]