Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дополнительный материал Остеохондропатии.doc
Скачиваний:
264
Добавлен:
17.10.2014
Размер:
955.39 Кб
Скачать

5. Раковая костоеда

Раковая опухоль может вызвать разрушение костной ткани и путем непосредственного перехода и распространения на нее лежащей по соседству первичной инфильтративно растущей опухоли или специфически измененных лимфатических узлов. Такое раковое поражение кости, отличающееся по своему существу от метастатического процесса на отдалении, носит название раковой костоеды (caries carcinomatosa).

Рентгенологу приходится сравнительно часто сталкиваться с картинами этого типа разрушения костей, когда они вовлекаются в патологический процесс по продолжению. Особенности этого разрушения заключаются в том, что оно направлено не из глубины кости наружу, как при метастазах, а, наоборот, с поверхности вглубь. Дефект имеет вначале поверхностное, краевое расположение, он ограничивается корковым компактным веществом, и обычно инфильтративный рост соседней раковой опухоли происходит больше вширь, нежели вглубь. В дальнейшем могут исчезнуть большие участки костной ткани. Реактивные надкостничные и склеротические явления развиваются, как правило, в слабой степени. Лишь в редких случаях, когда прорастание кости осуществляется не сплошным блоком с полным замещением костного вещества опухолевыми массами, а с относительным частичным сохранением костной ткани, могут развиваться, преимущественно по краям, некоторый склероз и надкостничные разрастания.

Наиболее обширные раковые разрушения этого типа наблюдаются при рентгенологическом исследовании таза по поводу гинекологического рака - при опухолях яичников, а также при значительных плотных тазовых инфильтратах, исходящих из рака матки и его рецидивов. Гине-.кологическому раку не свойственно давать истинные метастазы в соседние кости таза, а он их посылает достаточно редко в отдаленные участки скелета, например, в грудной отдел позвоночника. Чаще метастазы рака в тазу у женщин обусловливаются раком молочной железы. Поэтому не следует допускать неточности и называть эту местную костоеду тазовых костей при раке женской половой сферы метастазами. Эти костные разрушения, подчас весьма обширные, могут медленно прогрессировать и даже не вызывать особенно сильных болей, так что их рентгенологическое выявление и определение большого объема поражения иногда являются неожиданными для клинициста.

В еще большей степени сказанное относится к злокачественным опухолям мужских половых органов. При первичных новообразованиях яичка отдаленные костные метастазы, несомненно, редки, но это не означает, что костный скелет вообще остается в стороне от патологического процесса. Наоборот, при поражениях таза наблюдаются обширные разрушения лонных и седалищных костей, главным образом в области запирательного отверстия. Это касается рака предстательной железы, семиномы, рака и тератомы яичка, распространяющихся вдоль семенного канатика. Запущенные формы инфильтрирующего рака мочевого пузыря могут вызвать значительное рассасывание костей в районе лонного сочленения.

Типичным местом для раковой костоеды являются также кости, участвующие в образовании верхнего грудного отверстия. При особой форме легочного (бронхиального) рака, а именно верхушечной, и при всей группе опухолей, объединенных наименованием "опухоли Пэнкоста" (Pancoast), патологический процесс может рано распространиться через плевру преимущественно на задние отрезки II и III ребер и вызвать разрушение, сопровождающееся мучительными болями. Это так называемая невралгическая болезненная форма верхушечного легочного рака. Поэтому исследование скелета и выявление костных изменений способно внести диагностическую ясность в крайне сложных для распознавания случаях заболевания.

Значительно реже наблюдаются разрушения позвоночника этого типа при том же раке бронхов, а также при раке пищевода. Возможны также костные осложнения при инфильтрирующих и крайне болезненных формах рака поджелудочной железы и почек. Наблюдаются сравнительно редкие разрушения ребер при прорастании раком молочной железы грудной стенки.

Раковая костоеда играет также известную роль как фактор, осложняющий и без того весьма тяжелые формы злокачественных опухолей черепа, особенно раков лицевого черепа: рака нижней и верхней челюсти, рака гайморовой полости и других придаточных полостей носа, рака губы, языка, слизистой оболочки ротовой полости в области альвеолярных отростков челюстей, особенно же рака кожи носа, щек и т. д. Хорошо изучены костные разрушения, которые вызываются опухолями гипофиза, а также области основания черепа.

Рак кожи может осложниться костоедой и в области голени, стопы и в других местах, где этому способствует топографическая близость костной подстилки к кожным покровам.

Наконец, необходимо указать на возможность вторичной костоеды,, аналогичной раковой, вызываемой саркоматозными опухолями.

Наиболее ярким примером саркоматозной костоеды может Служить поражение костной ткани, например, диафиза бедренной кости, обусловленное прямым переходом соседней фасциальной фибросаркомы.

Под влиянием успешной рентгенотерапии вторичные опухолевые дефекты костей могут исчезнуть, и костная структура вновь приобретает более или менее нормальный вид, впрочем, никогда не восстанавливаясь до полной нормы.

Отличительное распознавание раковой костоеды из-за ясности клинической картины несложно. Лишь после интенсивной рентгене- и кюритерашш могут возникнуть. уже описанные выше (стр. 407) лучевые повреждения костей.

В этой связи следует указать на необходимость отличительного распознавания-между раковой костоедой лонных костей в области их симфиза и еще мало известной болезненной формой - так называемым оститом лонных костей (osti-tis pubis).

Остит лонных костей - весьма характерное заболевание, развивающееся в качестве осложнения в послеоперационном периоде преимущественно у пожилых урологических больных, главным образом после вмешательств на мочевом пузыре и на предстательной железе, например, после простатэктомии. Через 2-3-7 недель после оперативного вмешательства над симфизом появляются сильнейшие боли, которые делают больного совершенно неподвижным, приковывают его к постели на многие месяцы. Рентгенологически приблизительно через 3-4 недели после клинического начала заболевания обнаруживается симметрично с обеих сторон симфиза ограниченный местный прогрессирующий остеопороз лонных костей и в более тяжелых случаях - почти полное рассасывание и исчезновение костной ткани. Симфиз разъединяется. На поверхности костей имеются надкостничные разрастания. Секвестров никогда не бывает.

Нередко возникают сомнения относительно злокачественного новообразования и допускаются лечебные ошибки. Но постепенно тяжелое* течение заболевания смягчается, начинается медленное выздоровление. Предсказание всегда благоприятное. Костная ткань восстанавливается, развивается исход в обезображивающий остеоартроз-симфиза, а в некоторых случаях - полный костный анкилоз лонных костей.

Причина этого заболевания считается неясной, и в зарубежной литературе приводится множество самых различных объяснений. Между тем нет никакого сомнения1 в нервнотрофической природе этого так называемого остита лонных костей. Это типичная клинико-рентгенологическая картина остеолиза и костной перестройки, развивающаяся, повидимому, в результате повреждения нервных элементов во время хирургической операции.