Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КЛ Римское право 030900.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.07 Mб
Скачать

2 Вопрос. Наследование по завещанию

Понятие завещания

Завещание являлось личным, формальным, торжественным волеизъявлением наследодателя о том, кому достанется и как рас­пределится его имущество в случае смерти. Это был односто­ронний акт наследодателя.

Завещание в Риме было известно еще со времени Законов XII таблиц, и завещательное наследование как правило предпочиталось наследованию по закону. Действовало правило, что наследство одного и того же наследодателя не может быть в одно и тоже время наследуемо на основании закона и на основании заве­щания; приоритет имели завещательные наследники, а законные оставались без наследства.

В своем завещании завещатель вправе как назначить субъекта (freres), который сделается его преемником, так и установить специальные распоряжения: легаты, манумиссии, назначение опекунов, фидеикомиссы и т. д. Долгое время все эти распоряжения рассматривались как завися­щие от назначения наследника и подчиненные этому акту, так что они считались состоятельными только в том случае, если завещание содержало назначение наследника, имеющее законную силу.

Наследственная правоспособность (testamenti factio)

Активная

Активная testamenti factio представляет собой способность составлять завещание, и была одной из наи­более значительных прерогатив cives.

Требование наличия гражданства предполагает уже имеющийся свободный статус лица.

Кроме него нужен был и надлежащий status familiae: лица alieni iuris не обладают testamenti factio, а в древности ее не признавали и за женщинами.

testamenti factio лишены: подопечный, даже если ему помогает опекун; furiosus; расточитель; глухонемой. Последняя недеес­пособность, возникавшая в связи с устной формой завещания в клас­сическую эпоху, была упразднена в юстиниановском праве, посколь­ку имелась и письменная форма.

Что касается женщины sui iuris, то с выходом архаических форм из употребления юриспруденция предложила обходные способы, делав­шие ее способной составлять завещание. Это правило было упразднено Адрианом, который уполномочил женщину составлять завещание с auctoritas опекуна, хотя она и оставалась в агнатской семье и под первоначальной опекой.

Для действительности завещания недостаточно того, чтобы testamenti factio существовала в тот момент, когда совершается акт, — требуется, чтобы завещатель непрерывно ее сохранял вплоть до смерти.

Пассивная наследственная правоспособность

Изначально это способность быть в завещании назначенным на­следником, однако с расширением содержания данного понятия она сделалась правом быть упомянутым в завещании на каком угодно осно­вании (легатарий, опекун и т. д.).

Для того чтобы быть назначенным наследником, не требуется libertatis: если завещатель назначит наследником чужого раба, тот мо­жет принять завещанное, однако только при наличии повеле­ния, своего хозяина, который через раба и приобретет наследство. Если завещатель назначит наследником собственного раба, он должен в том же самом акте и отпустить его, в противном случае назначение будет ничтожным.

Что же касается status civitatis, то вплоть до знаменитого постанов­ления Каракаллы неправоспособны были peregrini.

К этим основаниям отсутствия завещательной правоспособности, связанным с ограничениями правоспособности общего характера, до­бавлялись еще другие, особые. Не обладали пассивной testamenti factio:

а) те, относительно личности которых заве­щатель не дал точных указаний («первый, кто придет на мои похоро­ны»);

б) лица, родившиеся после смерти завещателя.

Относительно пассивной testamenti factio «юридических лиц» следует сказать следующее:

а) что ею не обладает государство (populus Romanus), которое так­ же и в области отказов mortis causa находится в сфере действия публичного права, а не наследственных норм права частного;

б) что ее не имеют также и municipia;

в) относительно фондов (piae causae) юстиниановским законода­тельством был продиктован ряд благоприятствующих нововведений, которые имели целью обойти «неопределенность» адресатов (бедные, заключенные и т. д.), принимая во внимание благочестие цели.

Пассивная testamenti factio была необходима во всех трех ситуациях: составления завещания, смерти завещателя и принятия наследства.

Недостойность образует третью форму неправоспособности полу­чать по завещанию. Недостойный обладает пассивной testamenti factio, а значит, может быть предусмотрен в завещании; он может приобретать наследство или завещатель­ный отказ; однако он не в состоянии «удержать» сделанное приобрете­ние, которое поэтому оказывается ereptum, выхваченным (eripere, auferre, «уносить») фиском.

Некоторые источники упоминают о тягчайших проступках, совер­шенных недостойным в отношении de cuius, — таких, как убийство (или покушение на жизнь) оставляющего наследство, невозбуждение юридического преследования лиц, повинных в его смерти, создание препятствий применению пыток к рабам, которое предписывалось с целью обнаружить среди них убийцу, тяжкие обви­нения, выдвинутые против de cuius или с целью опорочить его память, применение к нему принуждения, нарушившего его завещательную свободу, и т. д.

Формы завещания

Формы завещания в древнее время

а) Древнейшей формой завещания являлось завещание перед comitia calata под председательством pontif ex maximus. Она состояла из взрослых римских граждан и проводилась только два дня в году, один в марте и один в мае. Комиция выносила решение, по которому кто-либо предлагался в наследники наследодателя после его смерти.

б) Testamentum in procintu являлся чрезвычайным завещани­ем, которое имели право составлять воины во время войны, и пред­ставлял собой волеизъявление наследодателя перед строем отправляющихся в битву воинов.

в) Testamentum per aes et libram (посредством меди и весов) осуществлялся в форме per aes et libram в присутствии пяти свидетелей и familiae emptor. Вначале familiae emptor становился универсальным наследником наследодателя после исполнения манципации и после смер­ти наследодателя.

Формы завещания в классическом праве

Для классического права характерно завещание mancipatio familiae dicis gracia, но при этом формальности, характерные для древнего права, не применялись. Обряд сводился к подписанию се­мью свидетелями (пятью прежними свидетелями, либрипенсом и familiae emptor-ом, получившими статус свидетелей). Это завеща­ние являлось преторским. Когда преторы обеспечили наследников защитой, согласно преторскому праву, наиболее распространенным завещанием являлось завещание с подписями семи свидетелей — tabulae septem signis testium signatae.

Воины могли составлять завещание без каких-либо формаль­ностей простым волеизъявлением.

Формы завещания в постклассическом праве

В постклассическом праве правомочное завещание могло со­ставляться различными способами.

а) Нормальные частные завещания строго придерживались всех формальностей. В их заключении государственные органы не участвовали.

В эту группу завещаний входили: устное (нункупативное) за­вещание — testamentum nuncupativum, которое излагалось перед семью взрослыми римскими гражданами, призванными специально с этой целью, и письменное завещание, которое могло быть написа­но самим наследователем или под его диктовку другим лицом. Пись­менное завещание должно было быть подписано и подтверждено печатями семи свидетелей. Письменное завещание не обязательно содержало данные об именах наследников, это могло быть сделано в специальном тайном распоряжении, в то время как завещание содержало данные лишь по его исполнению (testamentum mysticum).

б) Среди нормальных публичных завещаний были такие завещания, в которых формальности строго соблюдались, а в их состав­лении участвовали государственные органы.

Такими завещаниями являлись завещание, заявляемое в письменной форме перед соответствующим органом (судом или государственным органом), и завещание, хранящееся императором.

в) Специальные завещания составлялись в чрезвычайных об­стоятельствах и для них не предусматривались особые формы. Та­кими завещаниями являлись завещание, составленное во время чумы; завещание, составленное в деревне, и завещание, по которому наследниками ста­новились дети наследодателя. Для этих видов завещания не было необходимо присутствие определенного числа свидетелей. Для спе­циальных завещаний воинов не требовалось никаких формально­стей.

Специальные завещания слепых и глухонемых изобиловали формальностями. Завещание слепых подписывало определенное лицо (tabularius), а завещание глухонемых обладало законной силой лишь при наличии подписи самого наследодателя.

Открытие завещания

Вначале открытие завещания проис­ходило при свидетелях, позднее при открытии завещания присут­ствовали и представители государственных органов. Обычно пре­тор читал завещание, а потом оно запечатывалось.

Так как время чтения завещания не было точно определено, оно читалось не позднее, чем через один год со дня смерти завеща­теля.

Содержание завещания

Любое завещание содержало назначение наследников. Наследником могло быть назначено одно лицо (heres ex asse) или несколько лиц (heres ex partibus). В завещание можно было не указывать всего имущества, находящегося в собственности заве­щателя.

В содержание завеща­ния, кроме назначения наследников, входили и специальные рас­поряжения, в которые инкорпорировались условия и указания. Если в завещании содержались аморальные противоправные или невоз­можные условия и указания, считалось, что их в завещании нет. В заве­щании могло содержаться и назначение исполнителя завещания, назначение опекунов и попечителей, освобождение рабов и т. д.

Завещательные субституции

Случалось, что кто-либо из назначенных по завещанию на­следников не мог или не хотел принять наследство, и поэтому заве­щатель (тестатор) прибегал к многократному назначению наслед­ников. Первоименованный наследник назывался institutus. Если он умирал до тестатора или отказывался от наследства, призывался второй наследник, который назывался substitutus.

Завещательная субституция осуществлялась в разных фор­мах.

Вульгарная, или нормальная, субституция применялась тогда, когда институтус отказывался от наследства или умирал до насле­додателя.

Пупилярная субституция являлась таким видом субституции, когда субститутус назначался малолетнему наследнику, который не хотел или не мог стать наследником, и в случаях, когда, став наследником, он не был способен составить завещание.

Отмена, недействительность и ничтожность завещания

Завещание, составленное de cuius, в любое время могло быть отменено. Это можно было осуществить различными способами, например, уничтожением завещания, составлением нового и т. д.

Недействительными являлись завещания, при которых не были выполнены действия, необходимые для правомочности завещания.

Несуществущими являлись завещания, при которых не была соблюдена форма их составления, не был назначен наследник, или лица, составившие завещание, не обладали testamenti factio activa, а лица, назначенные наследниками, не обладали testamenti factio passiva.

Преемство вопреки завещанию, или необходимое преемство

Древнейшее ограничение свободы завещательных распоряжений заключалось в том, что sui heredes, должны были быть или назначены наследниками, или лишены наследства прямым распоряжением наследодателя. Назначение постороннего наследника при умолчании о sui heredes не допускалось. Filius familiae должен был быть исключен определенно. Остальные - дочери, внуки - могли быть исключены и общей фразой - inter ceteros. Если эти требования не были соблюдены, завещание было недействительно, полностью или отчасти.

По преторскому праву прямая exheredatio требовалась для всех liberi, в том числе и эманципированных, причем для всех liberi мужского пола должна была делаться nominatim, для женщин допускалось exheredatio inter ceteros.

Обязательная доля

В конце республики суд стал считать завещания, в которых ближайшие родственники устранялись от наследования, хотя бы и путем формально правильной exheredatio, составленными в не совсем здравом уме и, следовательно, не имеющими силы. Такое завещание признавалось нарушающим естественные родственные обязанности. Вследствие этого иски о наследстве со стороны обойденных наследников удовлетворялись, как если бы не было вовсе наследников, назначенных в завещании.

Для того чтобы завещание не могло быть опорочено, каждому из необходимых наследников должно было быть оставлено не менее 1/4 того, что ему причиталось бы при наследовании по закону. Эта доля, portio debita, могла быть оставлена не только путем назначения наследником в ней, но и путем установления легата.

Если portio debita не была назначена, то обойденный наследник мог требовать выдачи ему не этой portio, а того, что причиталось бы обойденному при наследовании по закону. Юстиниан в новелле 18 повысил размер portio debita до 1/2 доли, которая по закону причиталась бы каждому данному наследнику; если эта доля была меньше 1/4 всего наследства, и до 1/3, если эта доля была больше. Кроме того, было установлено, что только полное устранение необходимого наследника от наследования влекло за собою право предъявить querela inofficiosi testamenti; если же оставленное наследнику имущество было меньше его portio debita, то наследник имел только право требовать дополнения его доли до размеров portio debita, но не уничтожения завещания.

Необходимое наследование в праве Юстиниана

Необходимыми наследниками стали признаваться восходящие и нисходящие; portio debita могла предоставляться этим необходимым наследникам в любой форме, хотя бы, например, и в форме дарения при жизни наследодателя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]