Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия. Учебное пособие - Лазарев Ф. В. Трифонова М. К

..pdf
Скачиваний:
287
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
6.12 Mб
Скачать

.

 

Теория познания

 

 

 

звено: объект дан человеку в формах его предметно-чувствен­ ной деятельности, т. е. как "предмет". Второе звено: предмет и посредник. От предмета идет информационный поток, пред­ ставляющий собой изоморфную (в определенном интервале аб­ стракции) предмету структуру. Способы "снятия" с предмета нужной информации формируются через практику. Третье зве­ но: внутренняя часть информационной цепи. Внешние сигна­ лы восприняты, обработаны и перекодированы в нервные им­ пульсы органами чувств. Четвертое звено: появление идеаль­ ного образа. На основе матриц субъект расшифровывает, ос­ мысливает поступающие в центральные отделы головного моз­ га нервные импульсы. Адекватность возникшего образа обус­ ловливается тем, что идущий от объекта к субъекту поток сиг­ налов является по своему характеру объективным процессом, между начальным и конечным звеном которого постоянно со­ храняется информационная эквивалентность.

Рациональ- Человек получает информацию двояким путем: ная ступень посредством естественных сигналов, идущих от познания объектов, и посредством искусственных сигна­ лов, передаваемых от субъекта к субъекту и фун­ кционирующих в системе челвоеческого языка. (И. П. Павлов назвал это первой и второй сигнальными системами). Разви­ тие и совершенствование языка тесно связано с развитием ра­ циональной ступени познания. Язык, речь — важнейший ин­ формационный посредник между субъектом и обществом, во многих случаях иначе как через язык человек не может пере­ дать другому свои знания, мысли, образы. Без языка было бы

невозможно и само оперирование готовыми знаниями.

Абстрактное (рациональное) мышление — это функцио­ нирование знаний, существующих в языке, связанных с реаль­ ностью через посредство чувственных образов и способных отражать то, что недоступно органам чувств. Элементарными формами рационального мышления являются суждение, поня-

221

Основной курс

тие, умозаключение. Во всех этих формах выделяются и фик­ сируются в знаках языка предметные признаки вещей. Сужде­ ние фиксирует любые признаки предмета: "роза красная", "ме­ таллы — хорошие проводники электричества" и т. д. Понятие отражает существенные признаки вещей, т. е. такие, которые необходимы и достаточны для их отличия в определенном от­ ношении. В понятии как бы концентрируются, подытожива­ ются наши знания (вспомните понятия материи, сознания и др.). Умозаключение представляет собой такое связывание сужде­ ний, на основе которого получается новое знание без обраще­ ния к показаниям органов чувств. Например, уже в древности был сделан вывод о том, что Земля имеет форму шара, с помо­ щью следующего умозаключения: только шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля во время лунных зат­ мений отбрасывает тень в форме диска. Следовательно, Земля имеет форму шара.

Человеческое познание в целом есть единство чувствен­ ного и рационального. Чувственное познание, совершенно не­ зависимое от логического, существует только на ранних ступе­ нях становления человечества и у ребенка, еще не овладевшего языком. Как правило, люди ставят задачи познания и истолко­ вывают его результаты на уровне рационального мышления, а получают необходимую информацию с помощью органов чувств и приборов. Ученый не просто смотрит в микроскоп, он проверяет какое-то предположение (гипотезу), выполняет логически обоснованную программу исследования, истолковы­ вает увиденное в свете определенных понятий и теорий.

Связь чувственного и рационального проявляется также в том, что, проникнув на такие уровни реальности, которые не­ доступны органам чувств, абстрактное мышление должно снова обеспечить переход к практике, т. е. создать такие образы-про­ екты, которые могут быть реализованы в практической деятель­ ности.

222

Теория познания

§ 5. Понятие истины

Истина и заблуждение являются основными противопо­ ложными характеристиками отношения познавательного обра­ за, человеческих знаний к объекту. Истинным является образ, соответствующий, адекватный отражаемому объекту. Об­ раз, не соответствующий своему объекту, характеризуется как заблуждение. Эти по видимости простые определения порождают сложные проблемы, как только мы зададимся воп­ росом, что такое "соответствие" и каков механизм установле­ ния такого соответствия.

В логике соответствие означает совпадение признаков образа и объекта: если с каждым из признаков понятия, напри­ мер, соотносится признак объекта, и наоборот, так что несов­ падающих признаков не остается, то понятие соответствует объекту. Мы знаем, что любой объект многокачественен, мно­ гомерен, неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношени­ ях. Любое же знание о нем всегда содержит конечное количе­ ство информации. Здесь мы можем сформулировать основную проблему теории истины: как можно установить соответствие конечного по своему содержанию знания бесконечному объек­ ту! Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть ос­ новные характеристики истины: объективность, относитель­ ность, конкретность и проверяемость практикой.

Объектив­ ность и абсо лютность

Под объективностью истины понимается та­ кое содержание наших знаний, которое не за­ висит от субъекта познания.

Признание объективной истины с необходимо­ стью влечет за собой признание в той или иной форме абсо­ лютной истины (абсолютного момента) в человеческом позна­ нии, и наоборот, отрицание этого абсолютного момента влечет за собой отрицание и самой объективной истины. А это, в свою очередь, ведет к агностицизму, то есть утверждению о непоз­ наваемости мира или его стороны.

223

Основной курс

Абсолютная истина означает полное, исчерпывающее зна­ ние о чем-то. Ясно, что по отношению к объекту познания (бу­ дет ли это отдельная вещь или мир в целом) такое исторически завершенное знание, воспроизводящее реальность во всей ее полноте, может мыслиться лишь как исторический предел, бес­ конечно отдаленный. Тем не менее выводом из истории позна­ ния и практики является признание неуклонного прогресса че­ ловеческого познания в смысле постоянного приближения ко все более полной и глубокой истине о мире. Наши знания в каждую данную историческую эпоху можно представить как момент подобного приближения. Но можно ли это историче­ ски существующее, актуально функционирующее знание рас­ сматривать как достаточно адекватное отображение реаль­ ности?

Восходящая к гносеологическим концепциям прошлого модель, согласно которой процесс познания есть бесконечное и непрерывное приближение к истине, верно схватывая исто­ рическую направленность познания в целом, приводит тем не менее к парадоксальным следствиям, когда мы пытаемся при­ менить ее к конкретным познавательным ситуациям. В самом деле, если приближение к истине только бесконечно и непре­ рывно, это значит, что на каждом конкретном этапе дистанция между субъектом и объектом остается бесконечной, ни на шаг не приближая нас в практическом смысле к цели. А это нахо­ дится в противоречии с практикой науки.

Данный парадокс разрешим, если принять во внимание интервальную диалектику прерывного и непрерывного в по­ знании, выражающуюся, в частности, в квантованной природе научной истины. Процесс согласования мысли с реальностью включает в себя как стадию постепенного сближения, так и нахождение фокуса максимальной адекватности. В связи с этим можно выделить три смысла понятия относительной истины.

224

Теория познания

Относитель- Во-первых, следует иметь в виду историческую ность изменчивость социокультурных и мировоззрен­ ческих оснований познания, расплывчатость, приблизитель­ ность, частичную недостоверность наличного массива знаний

вкаждую данную эпоху. В этом смысле относительная истина означает определенную характеристику того или иного знания

впроцессе "эпистемологической фокусировки" (в частности,

врезультате движения от неточного и недостаточно достовер­ ного знания к точному и более достоверному). Это постепен­ ное приближение прерывается достижением максимальной адекватности в рамках применимости данной теории. Тем самым относительное выявляет в итоге свою абсолютную сто­ рону: "Всякий раз, когда с определенной степнью точности под­ тверждается какой-либо закон... можно утверждать, что этот результат в основном является окончательным и никакие по­ следующие теории его не смогут опровергнуть" (Л. де Бройль. Революция в физике. М., 1965. С. 13).-

Во-вторых, относительной истиной можно назвать то зна­ ние, которое должно быть оценено как в высшей степени адек­ ватное, если рассматривать его изнутри интервала абстракции, но которое обнаруживает свою ограниченность, свою зависи­ мость от конкретных условий, как только мы выходим за гра­ ницу интервала. Иными словами, речь идет об относительно­ сти к условиям познания. На примере истории физики видно, что в то время, как метрическая точность (точность измере­ ний), с которой проверяется теория, всегда конечна, а логикоматематическая точность теории — бесконечна, гносеологи­ ческая точность знания оказывается абсолютной внутри интер­ вала и относительной — при переходе к обобщенной теории, к другой парадигме или интеллектуальной перспективе.

В-третьих, понятие относительной истины символизиру­ ет ту гносеологическую ситуацию, при которой в процессе по­ ступательного роста знания обнаруживается возможность при-

225

Основной курс

ближения знания к более глубокой и универсальной истине в результате скачкообразного перехода от одного интервала к дру­ гому, более широкому. Примером этому может служить пере­ ход от классической механике к теории относительности, с од­ ной стороны, и к квантовой механике — с другой. Отсюда сле­ дует, что гносеологическая точность знания как мера адекват­ ности интервальна по своему существу: она является хотя и изменяющейся, но тем не менее всякий раз дискретной харак­ теристикой движения человеческого познания, целостной и не­ прерывной внутри интервала и прерывной при переходе к другому интервалу.

То важнейшее обстоятельство, что характеристи­ ка любого образа как абсолютной истины, отно­ сительной истины или заблуждения может быть

дана не "вообще", но только по отношению к определенным условиям познания, к тому или иному "срезу" бесконечного объекта, т. е. справедлива только в определенном объективном интервале, выражается в положении о конкретности истины.

Абсолютная истина есть полное соответствие образа дан­ ному предмету в данном интервале, относительная истина вы­ ражает зависимость всякой истины от тех или иных условий познания, от пределов приближения наших знаний к реально­ сти; заблуждение выражает несоответствие знаний предмету. Предмет, с которым соотносится знание, выделяется в зависи­ мости от а) объективных условий взаимодействия, б) ценност­ ных ориентации субъекта деятельности, в) задачи деятельнос­ ти, г) средств деятельности. Поясним это примерами.

А. Является ли утверждение "1+1=2" абсолютной истиной? Да, если предметы, с которыми мы оперируем мысленно сред­ ствами математики, в реальных условиях могут рассматриваться как "жесткие образования". Нет, если предметы, пока мы их считаем, складываем и т. п., могут рассыпаться, таять, склеи­ ваться и т, п.

226

Теория познания

Б. Является ли истинным утверждение "Бороться за сво­ боду — всегда хорошо"? Например, если речь идет о свободе продажи наркотиков? Или свободе от законов, регулирующих жизнь общества? При оценке истинности того или иного ло­ зунга, стало быть, надо понять, что именно за ним скрывается, какое истинное содержание он имеет.

В. Если нам нужно пронести этот стол в эту дверь, то бу­ дет ли абсолютной истиной результат измерения его ширины

сточностью до миллиметра? Да, по отношению к данной зада­ че предмет выделен адекватно, точность измерения до милли­ микрона здесь не требуется, хотя в принципе уточнение резуль­ тата измерения может быть практически бесконечным. И в теории, и на практике очень важно выделить параметры пред­ мета, адекватные задаче. Оценки типа "это недостаточно глу­ боко", "слишком абстрактно" и т. п. не имеют смысла, если сте­ пень нужной глубины, точности, конкретности не соотносится

сконкретной задачей деятельности.

Г.Суждение типа "на этом участке неба не наблюдается скоплений материи" будет истинным по отношению, допустим,

ктаким средствам наблюдения, как телескоп, и может оказать­ ся ошибочным по отношению к средствам радиоастрономии.

Истинность любого знания оценивается по отношению к предмету, выделяемому определенными средствами в опреде­ ленных объективных условиях.

Каким же образом устанавливается соответствие образа предмету? В конечном счете это осуществляется посредством практической деятельности. Практика — объективный крите­ рий истины. Существует непосредственная и опосредованная практическая проверки истины. Если исследуемый предмет на деле проявляет себя именно так, как предполагалось, то это значит, что наши представления о нам правильны.

227

Основной курс

Практика, однако, сама должна быть понята как истори­ ческая категория, она обладает исторически определенной " силой достоверности" в своей функции критерия истины, по­ скольку подтверждает или опровергает истинность знания не вообще (на на все времена и в любых ситуациях), но относи­ тельно конечного предмета, вязтого в определенных условиях и выделяемого в определенной деятельности. Практика вре­ мен Архимеда не могла, например, проверить утверждения общей теории относительности Эйнштейна. Современная прак­ тика еще не готова вынести окончательный приговор различ­ ным гипотезам о возможности встречи с разумными существа­ ми в космосе.

§ 6. Научное познание и его особенности

Научное познание связано с функционированием особого социального института, называемого наукой. Наука — это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная про­ изводству знаний. В общем виде она включает в себя суще­ ствование определенных научных сообществ, их труд по со­ зданию новых знаний и сами эти знания. Производство науч­ ных знаний — особый вид познавательной деятельности, свя­ занной с продуцированием научного метода и в соответствии с требованиями научной рациональности. Таким образом, что­ бы понять специфику научного познания, надо разобраться, что из себя представляют научный метод и научная рациональность.

Исторически наука исходит из неспециализированного, по­ вседневного знания. Последнее представлено в культуре в трех формах: 1) рецептивное, техническое знание (частично специ­ ализированное, но донаучное, характерное для искусств, реме­ сел, торговли, мелкого производства); 2) протонаука — подго­ товительный этап становления науки (собрание данных с по­ мощью научных методик, отдельные причинно-следственые констатации при наблюдении за явлением природы и т. п.); 3) псевдонаука — совокупность убеждений и действий, выда-

228

Теория познания

ваемая за науку (при этом общий принцип подхода, методика исследования и признаваемые знания являются чуждыми гос­ подствующей в данную эпоху научной рациональности). Дан­ ный культурный феномен иногда называют паранаукой. Это такие виды специализированного знания, как алхимия и астрология, теология и спекулятивная натурфилософия, пара­ психология. Сегодня для всех очевидно, что данные виды зна­ ния невозможно вычеркнуть из общей духовной культуры людей не только в историческом прошлом, но и в наше время.

Хотя наука так или иначе исходит из различных пластов повседневного знания, в строгом смысле слова она не являет­ ся его логическим, или концептуальным, продолжением. Напри­ мер, понятие "сила" в механике не есть обобщение или уточне­ ние повседневного понятия силы.

В науке даже знакомые с точки зрения обыденного опыта явления часто выглядят в совершенно новом свете, а научные истины нередко представляются неожиданными, нелепыми, пара­ доксальными с точки зрения "очевидностей" здравого смысла.

Например, нечто может существовать одновременно и как волна, и как частица...; сидя спокойно в своем кресле, мы од­ новременно путешествуем вокруг Солнца со скоростью 11,2 км/ сек...; воздух (точнее, кислород, водород, азот и т. д.) может быть не только газообразным, но и жидким...; из одной-един- ственной живой клетки, не оплодотворенной и даже не поло­ вой, можно вырастить растение, а в последнее время — и жи­ вотное... и т. д., и т. д. Примеры можно приводить бесконечно.

Научная рациональность переосмысливает практику, опыт как базу эмпирического естествознания. Преобразование обы-

Основной курс

матически выраженную гипотезу с данными наблюдения, не­ обходимо, чтобы сам опыт был метрически (количественно) организован; 3) опыт не является единственной основой, из которой извлекаются положения теории. Эмпирические дан­ ные, с которыми имеет дело наука, образуются также в резуль­ тате использования теоретических построений и предполагает определенные теоретические идеализации.

Принято считать, что главным критерием научности при­ меняемого естественными науками метода является их экспе­ риментальная база. Однако среди методологов существуют серьезные разногласия в понимании самой природы экспери­ мента и экспериментальных фактов, а также их роли в меха­ низме становления и развития научного знания. Известный за­ падный методолог Т. Кун критерием научности считал наличие парадигмы, т. е. устойчивой системы взаимосвязанных между собой ключевых понятий, в рамках которой это знание выраба­ тывается и транслируется. На основе парадигмы возникает так называемая нормальная наука, успешно решающая эксперимен­ тальные и теоретические головоломки.

Парадигма Т. Кун в интереснейшей книге, ставшей бестсел­ лером, "Структура научных революций" рассмат­ ривает парадигму как интегральную характеристику той или

иной научной дисциплины (например, физики или биологии) в определенную историческую эпоху. Такая характеристика, как правило, связана с существованием определенной научной школы, направления и т. п. В понятии парадигмы можно выде­ лить следующие основные моменты:

1) "символические обобщения" — формальные или легко формализуемые компоненты теории, функционирующие как "законы природы" и определения соответствующих символов;

2) "метафизическая парадигма'''' (или картина ми­ ра) — модельные представления, обобщенные образы исход­ ных объектов науки (например, газ в классической физике рас­ сматривается как совокупность молекул, напоминающих бил­ лиардные шары в хаотическом движении);

230