Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Yasaveev_I_G_Konstruirovanie_sotsialnykh_proble...docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.36 Mб
Скачать
  1. Эмоциональное выгорание российской общественности и перспективы конструирования социальных проблем

Изучение усталости сострадать или эмоционального выгорания российской общественности в результате представления социальных проблем средствами массовой коммуникации является одним из наиболее важных и перспективных направлений исследований на стыке социологии социальных проблем и социологии массовой коммуникации. До сих пор нет ни одной работы на эту тему в российской социологии.

Между тем, можно предположить, что в российском обществе такое эмоциональное состояние является широко Распространенным, если принять во внимание интенсивность потока сообщений о преступлениях, террористических актах, замерзающих городах, войне на Северном Кавказе.

*Там же. С. 192.

Там же. С.208-212.

Слова Энтони Даунса, о том, что «жалкий образ вымазанной нефтью чайки или мертвого солдата бледнеет после того, как видишь это дюжину раз»231, вероятно, полностью применимы к состоянию российских зрителей, привыкших почти ежедневно видеть на экранах своих телевизоров окровавленных людей, пострадавших в результате террористических актов, дорожно- транспортных происшествий и насильственных преступлений. В ходе исследования представления преступности местными телевизионными новостями, основные результаты которого описываются в пятой главе, было выявлено, что в течение четырех недель, с 24 октября по 20 ноября 2003 г, в 24 выпусках программы “Перехват” телекомпании “Эфир” не менее 14 раз демонстрировались мертвые, окровавленные тела жертв преступлений и несчастных случаев. В ряде случаев использовался крупный план. В это число мы не включили почти ежедневные случаи показа тел людей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

В какой степени существование такого явления, как “усталость сострадать” аудитории, осознается журналистами, занимающимися подготовкой и сообщением новостей о преступности и других социальных проблемах, заведующими отделов новостей, редакторами газет, радиостанций и телекомпаний?

Нельзя сказать, что в журналистском сообществе в целом отсутствует осознание “анестезирующих” последствий показа насилия, крови, мертвых тел. В этических рекомендациях для сотрудников Би-би-си указывается: «Следует находить баланс между задачей говорить правду и опасностью снизить порог чувствительности аудитории. Без достаточно веских оснований не следует показывать трупы... Равным образом не следует без оснований концентрировать внимание на кровавых последствиях несчастного случая»232. В «Правилах профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции», разработанных Союзом журналистов России, указывается: «Журналист должен... воздерживаться от неподобающей сенсационности и натурализма при показе жестокости и насилия, уважая нравственные и религиозные чувства представителей аудитории СМИ и прежде всего проявляя должное уважение к страданиям жертв терроризма и чувствам их близких, дабы не усугублять их бестактным освещением событий»17.

Между тем, данные исследовательского проекта, осуществленного Д.Федоровой под руководством И.Ясавеева, свидетельствуют о том, что такого рода последствия вообще не осознаются частью журналистов. Из интервью журналисты казанских и республиканских телекомпаний и газет:

«Шеф говорит: больше вставлять трупы, чтобы люди их каждый день видели, будто шоковая терапия».

«Я пишу о том, что интересно мне: ведь я такой же человек, а все люди стереотипны, у всех одна и та же шкала ценностей, инстинкты. Все любят почитать экзотику, всем интересен маленький мальчик, задохнувшийся в канализации».

«Утром мы отбираем самое интересное. По картинке смотрим, где больше крови. Это цинично, но так приходится делать».

«Специфика нашей программы - слезы, кровь, трагедии, но мы знаем, что зрителю это нравится, люди смакуют сюжеты».

«В зависимости от настроения я задумываюсь о том, как люди реагируют на мои сюжеты, но по большому счету мне по барабану. Цель я часто преследую только одну, - чтобы кого- нибудь наказали. А вообще, все намного проще - вся моя аудитория - это литературный редактор, а я здесь сижу, чтобы деньги зарабатывать».

Часть опрошенных журналистов, в основном работающих на Уровне редакторов, согласны с тем, что аудитория теряет чувствительность:

«.Когда слишком часто показываешь кровь, - народ к ней привыкает, а этого быть не должно. Поэтому должны быть