Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Yasaveev_I_G_Konstruirovanie_sotsialnykh_proble...docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.36 Mб
Скачать
  1. Вич/спид и “повестка дня” российских политиков

Существует ли выход из этого “информационного тупика”? Каким образом возможен перевод ситуации с ВИЧ/СПИДом в разряд приоритетных социальных проблем и “пунктов повестки Дня" с целью мобилизации общества на принятие

профилактических мер и поиск ресурсов для помощи людям с ВИЧ/СПИДом?

Представляется, что важную роль в данном случае могли бы сыграть общественные организации, способные профессионально разработать и провести кампанию по привлечению внимания средств массовой коммуникации и общественности к ситуации с ВИЧ/СПИДом, включая, в частности, “производство новостей” - преднамеренное создание информационных поводов, организацию различного рода медиа­событий. Примером таких событий, организуемых в другой сфере, являются некоторые действия организации “Гринпис”. Очень важно при этом избежать возникновения моральных паник, необоснованных страхов и распространения дискриминационных действий в отношении людей с ВИЧ.

Между тем, интенсивный поток сообщений об эпидемиологической ситуации по каналам массовой коммуникации невозможен без более или менее регулярного потока новостей о реакции официальных структур, включая правительственные, на распространение ВИЧ/СПИДа. Как показывает опыт различного рода коммуникационных волн, например, “волн преступности”, значительную роль в повышении внимания журналистов к тому или иному явлению обычно играют заявления и действия властей217. Вследствие этого кампания по конструированию социальной проблемы ВИЧ/СПИДа, проводимая заинтересованными организациями, должна быть в первую очередь нацелена на привлечение внимания со стороны властных структур. По мнению ряда исследователей, поток информации при конструировании социальных проблем обычно направлен следующим образом: «от обеспокоенности профессиональных и других заинтересованных групп через независимые публикации и внимание со стороны правительства к вниманию со стороны средств массовой коммуникации и общественной озабоченности»218.

Совершенно очевидно, что проблема ВИЧ/СПИДа в настоящее время не является приоритетом для российских политиков. В частности, этот вопрос почти не затрагивается в публичных выступлениях Президента России. В своем Послании Федеральному Собранию в 2003 г., на семнадцатом году эпидемии в России Владимир Путин лишь вскользь коснулся проблемы ВИЧ/ СПИДа: «Усугубляет ситуацию [сокращение численности российского населения] распространение так называемых “новых” эпидемий, включая наркоманию и СПИД»219. Российские власти несоизмеримо больше обеспокоены удвоением ВВП, вступлением России во Всемирную торговую организацию, угрозой со стороны международных террористических организаций и повышением обороноспособности страны, нежели угрозой для жизни нескольких миллионов россиян, какую представляет ВИЧ.

Как отмечает Реми Ленуар, «возведение той или иной ситуации в ранг “социальной проблемы” интересует государственную власть либо в силу того, что с таким определением связаны “решения”, которые государство может осуществить через принятие соответствующих мер, либо потому, что считается возможным ее постичь и измерить с достаточной долей точности, создавая таким образом впечатление возможности удержания ее под контролем, что не может не усилить представление о государстве как о всезнающем, а, стало быть, всемогущим»220. ВИЧ/СПИД изначально не интересен государственной власти ни в том, ни в другом отношении.

Стоит напомнить, что Президент США Рональд Рейган впервые публично произнес слово “СПИД” в 1987 г., на шестом году эпидемии в Соединенных Штатах, когда число смертей от СПИДа стало измеряться уже не тысячами, а десятками тысяч, а в 1990 г. уже в качестве экс-президента он принес извинения американцам за невнимание к проблеме СПИДа в годы своего президентского правления221.

Почему российские власти не артикулируют проблему распространения ВИЧ/СПИДа, несмотря на наличие тревожных статистических данных и экспертных оценок? Наиболее вероятными причинами являются стереотипное восприятие ситуации с ВИЧ как угрозы только для некоторых категорий населения, крайне негативное, репрессивное отношение к людям, употребляющим наркотики, опасение помешать привлечению в страну инвестиций и еще более затруднить поездки россиян по Европе, наконец, нежелание тратить финансовые средства на приобретение или организацию производства противовирусных препаратов для лечения людей с ВИЧ.

В настоящее время существует целый ряд лекарственных средств, подавляющих активность вируса иммунодефицита человека. Первый такой препарат - AZT (ретровир) - был одобрен в некоторых западных странах еще в 1987 г. Уже разработана и используется комплексная противовирусная терапия, не излечивающая окончательно от ВИЧ, но на длительное время отсрочивающая угрозу наступления терминальной стадии. Благодаря такой терапии США и другим западным странам удалось существенно снизить смертность от СПИДа. В первой половине 1990-х гг. в США в год регистрировалось несколько десятков тысяч смертей от СПИДа, но уже с 1997 г. число смертей резко уменьшается36. Однако такая терапия недоступна для большинства людей с ВИЧ за пределами западных обществ, в том числе и в России. В настоящее время стоимость комплексной противовирусной терапии для одного человека составляет в среднем 6 тысяч американских долларов в год. Если умножить это число на число только официально зарегистрированных людей с ВИЧ в России, то мы получим сумму более полутора миллиарда долларов. Выход может быть в организации производства отечественных лекарственных препаратов. Однако для этого проблема ВИЧ/СПИДа должна стать одним из приоритетов для российских политиков и общественности. Следует отметить, что в 1989 г. фирма, производящая AZT, снизила стоимость

препарата на 20%, но произошло это под давлением активистов американской антиСПИДовской общественной организации Экт Ап, действующей под девизом “Молчание - смерть".

Между тем, в настоящее время нет каких-либо признаков движения в этом направлении в России. ВИЧ продолжает быстро распространяться, не являясь важным вопросом для политиков, новостью для средств массовой коммуникации и предметом внимания и обеспокоенности для общественности.