Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Yasaveev_I_G_Konstruirovanie_sotsialnykh_proble...docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
1.36 Mб
Скачать
  1. Концепция “усталости сострадать”

Важным шагом в развитии исследований незапланированных эффектов массовой коммуникации была разработка концепции “усталости сострадать” тремя американскими социологами - Кэтрин Кинник, Дином Кругманом и Гленом Камероном229.

Идею сострадания как одного из ресурсов, за обладание которым конкурируют социальные проблемы, предложили С.Хилгартнер и Ч.Боск в рамках своей концепции публичных арен. Хилгартнер и Боек пишут о “лишнем сострадании” (“surplus com­passion”), которое члены общества могут найти у себя в отношении того, что находится за пределами их обычных непосредственных забот в рамках их социального статуса. «Отбор людьми социальных условий, причиняющих им беспокойство, определяется их “главным статусом”; неполно занятые чернокожие мужчины, белые мужчины - представители деловых кругов - и принадлежащие к среднему классу и белой расе женщины с маленькими детьми живут в значительно отличающихся одна от другой повседневных “реальностях” и склонны беспокоиться по поводу различных социальных явлений. Когда приоритеты их главного статуса удовлетворены, у них может оставаться крайне небольшое количество “лишнего сострадания”

  • в отношении социальных вопросов, обладающих меньшим личным значением»230.

Понятие “усталость сострадать” (“compassion fatigue”) использовалось прежде для описания эмоционального состояния людей, профессия которых заключается в оказании помощи другим людям, прежде всего состояния медицинского персонала. На русский язык этот термин можно перевести также как “эмоциональное выгорание".

Кинник, Кругман и Камерон попытались применить данное понятие к эмоциональному состоянию аудитории средств массовой коммуникации, возникающему в результате потока сообщений о социальных проблемах и порождаемых этими проблемами бедах и страданиях людей. В середине 1990-х гг. они провели исследование влияния средств массовой коммуникации на отношение жителей г.Атланты и его пригородов к (1) жертвам насильственных преступлений, (2) бездомным, (3) людям со СПИДом и (4) детям, подвергающимся жестокому обращению. В ходе исследования использовался телефонный опрос. Попытки дозвониться по отобранным случайным образом 550 домашним телефонным номерам имели результатом 316 законченных интервью, состоявших из 35 вопросов (среднее время интервью - пятнадцать минут).

Исследователей интересовало: (1) Существует ли обусловленный средствами массовой коммуникации феномен “усталости сострадать”? (2) Если этот феномен существует, то какие переменные позволяют его предсказывать? (3) Если этот феномен существует, то каким образом он проявляется?

Один из ключевых вопросов интервью был сформулирован следующим образом: «Одни могут сказать, что тот объем сообщений средств массовой коммуникации о данных проблемах, который они получают, повышает их чувствительность к ним, тогда как другие сказали бы, что эти сообщения имеют противоположный эффект и ведут к возникновению усталости сострадать в отношении данных проблем. Используя шкалу от 1 до 5, где 5 означает высокую чувствительность, а 1 - усталость сострадать, оцените влияние на Вас сообщений средств массовой коммуникации о бездомности/насильственных преступлениях/жестоком обращении с детьми/СПИДе»10.

Отвечая на этот вопрос, 40,1% респондентов сообщили, что ощущают усталость сострадать или приближаются к этому состоянию в отношении насильственных преступлений, 35% - в отношении СПИДа, 33,1% - в отношении бездомности и 14,7%

  • в отношении жестокого обращения с детьми. Выяснилось, что в большей степени усталость сострадать испытывают белые, мужчины и люди со средним образованием (в прошлом окончившие колледж).

О существовании связи между средствами массовой коммуникации и усталостью сострадать свидетельствуют данные о том, что испытывающие это состояние в отношении той или иной социальной проблемы склонны избегать сообщений телевидения, радио, газет и журналов о данной проблеме. Это принимало такие формы, как «уклонение от информационных программ, сообщавших последние местные новости, переключение каналов, выключение или отключение звука телевизора или радио, откладывание газеты в сторону, мысленное отвлечение от предлагаемого сюжета, беглое просматривание газетных и журнальных статей, большая избирательность в выборе программ, сокращение использования средств массовой коммуникации в целом и контроль за просмотром телепередач детьми»11.