Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник научных трудов 1.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
1.87 Mб
Скачать

Список литературы

1. http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/ONBP_2011-2013.doc

2. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. М.: ИНФРА-М., 2010. 383 c.

3. Голоскоков Л.В. Теория сетевого права / Под науч. ред. А.В. Малько. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 191 с.

4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

К вопросу о концепциях правового регулирования электронных денег как разновидности сетевой платежной инновации Колодкина м.В.,

ведущий специалист отдела об обязательствах Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, г. Москва,

соискатель.

Электронный адрес: kolodkina-mv@mail.ru

Контактный телефон: +7 9037234475

В условиях модернизации банковского сектора, информационных технологий, а также их международного позиционирования с учетом перспективы формирования в России международного финансового центра в современной экономике произошли значимые изменения, одним из которых стало появление нового платежного инструмента – «электронных денег». Поскольку российское государство уже начало преобразовываться в «сетевое» государство1, а Интернет является глобальным межсетевым компьютерным пространством, априори не имеющим каких-либо границ,2 «электронные деньги» сегодня выделились в крупный и перспективный сегмент предоплаченных платежных инструментов3. Сегодня экономика любого современного государства, в том числе и России, невозможна без высокого уровня развития эффективной системы денежного обращения и использования современного платежного механизма и, в свою очередь, без современного комплексного, сбалансированного правового регулирования. В действующем законодательстве Российской Федерации не сформировано единой системной правовой базы, регламентирующей отношения в сфере регулирования расчетов с использованием «электронных денег». Несомненно, в современных реалиях важное значение имеет правовое обеспечение «электронных денег» как разновидности платежной инновации, появление которой вызвано развитием технологических процессов в обществе. В этой связи необходимо адекватное отражение в нормах действующего законодательства механизмов, учитывающих все особенности системы регулирования подобных расчетов.

Ввиду того, что действующее российское законодательство не содержит упоминаний об «электронных деньгах», и легальное определение этого понятия, а также специальные нормы, регулирующие «эмиссию» и обращение «электронных денег» на территории Российской Федерации отсутствуют, предлагаем следующие концептуальные подходы к интерпретации правовой природы и определению правового направления развития «электронных денег».

Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации в целом достаточно противоречиво: содержащиеся в законе положения о законных средствах платежа дают основания для различного толкования, нормы подзаконных актов весьма слабо согласуются с положениями закона и друг с другом1.

В действующем законодательстве положения о законном средстве платежа содержатся в статье 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)2 и статье 29 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»3 (далее – Закон о Центральном банке РФ).

В соответствии со статьей 140 ГК РФ законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль.

Закон о Центральном банке РФ устанавливает, что единственным законным платежным средством наличного платежа на территории Российской Федерации являются банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Основы правового регулирования денежного обращения закреплены в статье 75 Конституции Российской Федерации1 (далее – Конституция РФ), которая устанавливает, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия, то есть выпуск денег в обращение, осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег не допускаются.

В развитие конституционных положений статья 27 Закона о Центральном банке РФ устанавливает, что введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Таким образом, признание «электронных денег» аналогом или заменителем наличных денег или использование так называемых «договорных» платежных средств, логика функционирования которых построена по образцу наличных денег2, подпадает под прямой запрет закона. В этом, на наш взгляд, заключается первая концепция «электронных денег».

Вторая возможная концепция «электронных денег» вытекает из характера отношений между эмитентом «электронных денег» и их держателем, которые возникают в связи с, так называемым, вводом держателем денежных средств в электронную платежную систему, что, в свою очередь, порождает создание долга на стороне эмитента.

Передача «электронных денег» внутри электронной платежной системы происходит путем списания, так называемых «электронных единиц» с электронного кошелька плательщика и их зачисления на электронный кошелек получателя. Иными словами, происходит уступка прав. После поступления электронных единиц на электронный кошелек получателя у последнего возникает право требования выдачи обслуживающим банком наличных или безналичных денежных средств в обмен на перечисление получателем «электронных денег». Обязательством обслуживающего банка является уплата рублевого покрытия «электронных денег».

После перечисления электронных единиц кредитор не будет иметь права распоряжаться ими в качестве платежного средства, а сможет только получить денежное покрытие у кредитной организации, участвующей в соответствующих отношениях, в качестве погашения долга1.

Таким образом, по своей сути перечисление «электронных денег» подразумевает собой уступку прав и объем уступленного права.

Следует обратить внимание на форму соглашения об уступке прав. В статье 389 ГК РФ перечислены определенные требования к форме перехода прав. Они заключаются в необходимости облечь такой переход в простую письменную или, соответственно, нотариальную форму, если только сделка, на которой основан переход, также должна была совершаться в соответствующей форме2. Однако, в нашем случае, в силу технологических особенностей, простая письменная форма не соблюдается. Поэтому наступает общее последствие несоблюдения простой письменной формы договора – лишение сторон права ссылаться на свидетельские показания (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).

Пределы ответственности держателя «электронных денег» перед получателем «электронных денег» (другими словами – стороны-кредитора перед тем, кто его сменяет) сохраняются по общему правилу: прежний кредитор (держатель «электронных денег») отвечает за недействительность уступленных требований и не отвечает за их неисполнение, кроме случая, когда первоначальный кредитор принял на себя поручительство за должника (статья 309 ГК РФ).

В тоже время, происходящая уступка прав между держателем «электронных денег» и их получателем может рассматриваться в качестве предмета отступного, поскольку, прежде всего, направлена на прекращение обязательства. Кроме того, возможность признания уступленного права в качестве отступного поддерживается и судебной практикой1.

Однако, нельзя не обращать внимания на сферу использования «электронных денег», определяемую той или иной платежной системой. На сегодняшний день «электронные деньги» не могут рассматриваться всеми участниками оборота как универсально средство платежа, передача которого погашает любые денежные обязательства при отсутствии специального соглашения об этом, которые также может вноситься на банковские вклады и счета и без затруднения использоваться для осуществления публичных платежей.

Несмотря на последние тенденции в развитии криптографии, которые постепенно позволяют использовать «электронные деньги» в нескольких системах платежей, сегодня названный платежный инструмент имеет ограниченную сферу использования.

Учитывая изложенное, а также то, что развитие «электронных денег» как сетевого платежного инструмента происходит параллельно процессу развития сетевой экономики1, а также процессу развития законодательства в сфере электронной торговли и электронного документооборота (подтверждением чему является Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», а также Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), нельзя не обращать внимания на необходимость и целесообразность создания правовых основ регулирования системы расчетов с использованием «электронных денег», поскольку наличие закрепленных законом норм, является важным элементом стабильности российской финансовой системы и ее независимости от иностранных организаций.