Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект монографии А.И. Лазарева Рабочий фольк....doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
18.12.2018
Размер:
263.68 Кб
Скачать

Глава 4. Песни «работных людей» урала

Песенное творчество горнозаводских рабочих Урала не выражалось только в виде усвоения и переработки традиционной лирики. Старорусская песня могла выразить многие чувства и мысли рабочего, но не могла передать даже со всеми локальными изменениями специфики труда металлурга, горняка, старателя, камнереза и т. п. А специфика труда горнозаводского рабочего ставила его в особые общественные отношения, меняла все привычные крестьянские представления о жизни. Естественно, должны были родиться новые песни, которые конкретнее в историческом и социально-бытовом отношении раскрывали бы душевный мир рабочего.

Песнетворческий процесс в рабочей среде Урала в XVIII — начале ХIХв. был очень сложным. Основными путями создания новых песенных текстов, отражаю их жизнь горнозаводского Урала были:

1. Углубленная локализация традиционных песен.

2. Творческая переработка рабочих песен, возникших в других промышленных районах.

3. Различные виды контаминации (старое со старым; старое с новым — старое дает только формальные атрибуты новому тексту — зачины, припевы, концовки).

4. Переадресовка традиционного сюжета.

5.Возникновение оригинальных песен, из которых одни следуют за фольклорными образцами, другие — за литературными213.

Одна из самых ранних тем в рабочей лирике Урала — тема принудительного труда в горнозаводской промышленности. Так или иначе весь этот пестрый людской поток отрывался от родного дома, от семьи, от привычных условий жизни. Жизненные конфликты, возникавшие при этом, порождали драматические песенные сюжеты. Внешне они близки к традиционным мотивам «чужой сторонушки», но наполняются новым внутренним содержанием.

Отношение к «посылке», к «заводу» в этих песнях весьма определенное. Для выражения его создалась своеобразная поэтическая формула, возникшая из традиционного мотива «чужой сторонушки» (традиционное словосочетание «чужа сторона»):

Чужа-дальня сторона,

Чужа-дальняя сторонка —

Билимбаевскин завод!

Песни о «посылках» передают трагедию крестьянских семей, на долгое время остающихся без кормильца. Правительство, заинтересованное в обеспечении уральских заводов рабочими кадрами, потворствовало заводчикам, которые выбирали для работы в рудниках, у доменных и плавильных печей самых сильных и способных крестьян, отрывали их от семей, не считаясь ни с какими последствиями.

Чаще всего в традиционной крестьянской песне картина труда служит фоном, на котором развертывается лирическая тема (встречи и расставания влюбленных, их любовные объяснения и т. д.). Крестьянская песня говорит, например, что девушка работает на сенокосе, полет просо, прядет, несет на речку полоскать белье и т. д. И всегда вслед за указанием на характер труда идет лирическая тема, всегда картины труда имеют подсобный характер по отношению к главной теме.

Работа на заводе, в шахте, на приисках была связана с целым рядом перемен в жизни крестьянина, она поражала своей необычностью, своей враждебностью человеку, ужасающей душу тяжестью. Песни, как предания и легенды, помогали крестьянину осмыслить и прочувствовать свою жизнь в заводских условиях, а для этого прежде всего необходимо было изобразить самый труд.

Многое зависело от профессии: одно дело — строительство корабля, плотины, домны, другое дело— работа в руднике, в домен-пом цехе, в «запани». Одинаково подневольный, труд этот был все тики разным. Но даже и про рудничную работу трудящийся человек говорил без страха и трепета, иногда даже с вызовом:

Ой, вы, братцы молодцы,

Пятой части молодцы.

Приогрянем в молотки,

Разобьем руду в куски...

Вместе с темой тяжести промышленного труда в лирическую поэзию рабочих сразу же вошла и тема социальной несправедливости. Рабочие поняли, что их обманывают, что их каторжный труд выгоден для хозяев, владельцев приисков и горных заводов.

Социальная несправедливость порождала первые сатирические песни уральских рабочих. Тонкая ирония, при помощи которой рабочие очень часто рисуют свое горькое житье-бытье (в чем нельзя не увидеть силу народного духа), превращается в грозное орудие обличения заводского начальства. Рабочие в этих песнях еще не поднимаются до высот художественного обобщения и исходят из конкретного факта, подавая его в комическом свете. Так, в песне «Прикатил начальник» объектом высмеивания становится пьяница, который под видом «обхода», наведения порядка, занимается обираловкой, беспрерывно пьет и за взятку готов на преступления

Своеобразной формой протеста было бегство работных людей с заводов. Несмотря на возможные тяжелые последствия побега работные люди все же шли на риск, исходя при этом из мысли: хоть день да наш. Не останавливала их даже угроза прогона «сквозь строй»:

Только трудно остается

Нам зеленый сад пройти.

Гарнизон стоит порядком,

Барабанщики по концам;

Спину, плечики начеканят —

В лазарет нас отведут..

В данном отрывке хорошо улавливается связь с крестьянской песенной традицией: работные люди так же, как и солдаты, сравнивают проход сквозь строй с гулянием по саду (еще одно свидетельство силы и мужества народа, который, говоря о своем бедственном положении, не утопает в слезах, а лишь грустно иронизирует над собой.

Идейная направленность этих несен тем более показательна, что она звучит в текстах, записанных в середине XIX в. (кроме волжской песни).

Теперь обратимся к материалам горнозаводского Урала. Здесь песенных сюжетов, связанных с темой пугачевского восстания, записано гораздо больше: десять. Перечислим их все:

1. Пугачев раздумывает над тем, за что ему «достались кандалики» («Звездочка, моя звездочка»).

2. Пугачев созывает «братьев, товарищей» разогнать «черно воронье» («Что ж вы, горы мои, понаделали?»).

3. Емельян Иванович — «солнце красное» — «спокинул» «работничков златоустовских».

4. «Пугачевский клад» и его поиски.

— Я не царь и не царский сынок,

А родом я Емеля Пугач,

Много я вешал господ и князей.

По России вешал неправедных судей.

5. Сказание о Глашеньке, кержацкой дочери.

6. Молодец страдает, что не может пойти в поход вместе «с Емельянушкой» («Из Уралечко пышет пламечко»).

7. Заводские люди рассказывают, как их «стращали» Пугачом («Нас пугали Пугачом» — отрывок).

8. Пугачевцы празднуют освобождение Кунгура («Салават наш воевал»).

9. Девушка стремится попасть к «милому», который для Пугачева «пушки выплавляет» («В стане Пугачева»).

10. Плач о смерти Пугачева (отрывок).

Уральская песня искренне и глубоко оплакивает смерть «родного батюшки» — Пугачева. В этом ее безусловная историко-художественная ценность.