Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Права- 2000.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
357.89 Кб
Скачать

5.7 Право на экологическую безопасность

Из всех экологических проблем наиболее значимыми для Челябинской области являются: радиоактивное заражение части территории, твердые и газообразные выбросы промышленных предприятий и выхлопы автомобильного транспорта.

В земле Челябинской области по объему радионуклидов содержится 40 Чернобылей. Примерно половина – в озере Карачай, в которое химкомбинат «Маяк» продолжает сбрасывать радиоактивные отходы. От облучения в общей сложности пострадало более 400 тыс. человек. Сегодня на зараженной территории проживает около 40 тыс. человек. Властные структуры не выполняют свои обязанности по обеспечению безопасности в этих районах. Приходится общественным организациям выполнять эту работу ха них.

Профессор Хиросимского университета Д. Такада выявил повышенный радиационный фон на улицах им. Тукая, Мира, Ленина в поселке Башакуль. В доме №19 по улице Тукая опасно жить: радиационный фон в нем – 150 мкр/час, а на чердаке – 450 мкр/час. (замеры Радиационное загрязнение в селе – пятнами. Старожилы помнят, что в этих местах мылись машины, приехавшие их района аварии Кыштым-57. «Исследование радиационной обстановки в домах, где проживают онкологические больные, практически во всех случаях показало превышение (местами, как в Башакуле, - в десятки раз) радиационного фона либо в самом доме, либо во дворе усадьбы, либо в огороде, на котором люди выращивают продукты питания134.

Еще в конце 1991 г. в газете «Восход» группой ученых была опубликована статья о результатах деятельности химкомбината «Маяк». В ней говорилось о том, что подземная водяная линза озера Карачай распространяется по направлению к реке Мышеляк, притоку реки Теча. Однако руководитель областной санэпидстанции Э. М. Кравцова не приняла должных мер для обследования водных источников северных районов Аргаяшского района. В результате общественными силами, с помощью фонда «Экология» выявлено несколько артезианских скважин, вода которых заражена радионуклидами. Относительно большинства источников питьевой воды неизвестно, опасны ли они для здоровья. Об этом говорят председатель земельного комитета С. Апонасенко, главный санитарный врач по Аргаяшскому району В. Серебряков135. Озабоченность этих районных руководителей настолько остра, что они, несмотря на субординацию обвиняют Э. Кравцову в халатном выполнении своих обязанностей136.

Несмотря на многочисленные заявления руководителей «Маяка» о радиоактивной безопасности, которую они гарантируют стопроцентно, продолжается утечка радиоактивных материалов с химкомбината. Среди металлолома «Челябвтормета» в апреле 2000 г. были обнаружены нержавеющие чушки, на поверхности которых находились микрочастицы цезия – 134, цезия – 137, кобальта-60,америция-241 и другие радионуклиды искусственного происхождения. Мощность излучения составляла от 1000 до 1500 микрорентген в час. Чушки были вывезены с «Маяка» частным предпринимателем и сданы на «Челябвтормет» в качестве утильсырья137.

С весны 1958 г. (через полгода после атомного взрыва в хранилище радиоактивных материалов ПО «Маяк» всех школьников деревни Татарская Караболка направляли на посадки сосен вокруг выселенной из-за радиоактивного заражения деревни Русская Караболка. Дети работали бесплатно без специальных средств защиты. В результате многие из них заболели и не дожили до наших дней. Всем участникам этих посадок был предоставлен статус ликвидаторов решением Каслинского городского суда. Областной суд утвердил это решение. Однако после протеста со стороны Челябинского областного управления социальной защиты, областной суд пересмотрел это решение138. Управление соцзащиты мотивировало свой протест тем, что не существуют документы, подтверждающие факт использования труда детей при посадках леса. На самом деле все указания, как вспоминает тогдашний директор школы Н. Г. Нигматуллин, представители «сороковки»139 давали устно, а лесничество оплачивало труд детей дровами140. Сегодня лесничество не дает определенного ответа о том, кто сажал этот лес еще и потому, что по документам он не числится, хотя на практике – стоит141. Вся эта история со стороны чиновников приобретает вид фарса в связи с тем, что Татарская Караболка стоит в нескольких километрах от Русской Караболки, выселенной в связи с серьезным радиоактивным загрязнением и в газете приводится копия справки НИИРГ заместителю председателя Челябинского облисполкома Е. Н. Мамонтову о высокой плотности загрязнения района населенного пункта Татарской Караболки, а также заболеваемости и необходимости немедленного отселения населения этого седа142.

Дети, проживавшие в конце 50-годов в селе Большой Куяш (12 км от «Маяка») привлекались к разборке стен, переноске кирпичей зданий, из которых были выселены люди, попавшие под Восточно-уральский радиоактивный след сентября 1957 г. Кирпичи использовались для строительства коровников. Суды в Челябинской области, в том числе Южноуральский городской в отношении Т. А. Терещенко, принимали решения о том, что они являются ликвидаторами и, следовательно, на них распространяются соответствующие льготы. Однако по инициативе Областного управления социальной защиты областной суд отменял эти решения, в том числе и Южноуральского городского. При этом суд пользовался Законом 175-Ф-3 от 26 ноября 1998 г. «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча. Согласно этому закону для получения статуса ликвидатора необходимо иметь выписку из трудовой книжки, командировочное удостоверение, распоряжение и постановление, выдаваемое во время выполнения работ. Т. А. Терещенко была в то время пятиклассницей и не могла всего этого иметь. Взрослые люди, незаконно привлекая к проведению ликвидационных работ детей, не спешили оставлять об этом свидетельства143. Одноклассники Т. А. Терещенко и другие школьники из Большого Куяша, проживающие сейчас в Татарии и Башкирии, статусом ликвидатора пользуются144.

Несмотря на нерешенную проблему с радиоактивным загрязнением части Челябинской области Областное законодательное собрание под давлением атомного лобби приняло областной закон о радиоактивной безопасности, позволяющий в нарушение Конституции РФ при определенных условиях завозить в область радиоактивные отходы. К чести прокурора области следует признать, что он справедливо обратился по этому поводу в суд. Однако Областной суд отклонил обращение прокуратуры области с требованием отменить областной закон о радиационной безопасности или привести его в соответствие с федеральным законодательством. Основанием обращения прокуратуры послужили два обстоятельства: проект закона не прошел предварительную экологическую экспертизу, как того требует Закон и имеет дополнение к пункту о запрете ввоза на территорию области радиоактивных отходов из-за рубежа: «в иных случаях ввоз осуществляется в соответствии с существующими международными договорами»145. Областной суд счел, что «никаких отрицательных последствий» закон за собой не влечет, а поэтому ни в какой государственной экологической экспертизе не нуждается146.

В апреле 2000 г. Законодательной собрание области приняло обращение к президенту и правительству с просьбой разрешить ПО «Маяк в рамках уже подписанных международных соглашений ввозить и перерабатывать отработанное ядерное топливо147.

Больше всего промышленных выбросов в расчете на одного жителя в Челябинской области в городах Карабаш, Магнитогорск, Челябинск.

Единственным в стране городом, которому присвоен статус зоны экологического бедствия является Карабаш. По данным Челябинского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ЗАО "Карабашмедь" ежегодно выбрасывает в атмосферу 89,9 тыс. т. вредных веществ. Из них 87 % составляют особо вредные для человека сера, свинец, цинк, мышьяк, марганец148.

В августе 1999 г. городским комитетом по охране окружающей среды г.Карабаша было проведено исследование которое дало следующие результаты. С тех пор никаких очистных сооружений на комбинате введено не было, система загрязнения осталась прежней.

Таблица 1. Загрязнение овощей выбросами металлов с Карабашского медеплавильного комбината (единица измерений – предельно допустимые концентрации).

наименования исследуемых продуктов

медь

цинк

кадмий

свинец

1

Лук зеленый

26-1000

3-180

15-350

10-440

2

Укроп

11-200

30-440

8-240

40-1000

3

петрушка

40-370

80-320

90-250

100-1180

4

салат, щавель

23-360

100-280

30-400

48-1100

5

петрушка, отобранная в Миассе

1,7

5

5

0

Отобраны овощи с огородов по ул. Освобождения Урала, Химической, Республики, Ватутина. Перед анализом овощи не мыли149.

Концентрация железа в воздухе г.Карабаша – 100 ПДК, свинца – 70 ПДК.

Несколько лет в городе не работал комбинат «Карабашмедь». Но два года назад он был снова запущен, но при попустительстве областных властей без очистных сооружений. И не смотря на колоссальный вред здоровью горожан, по данным Карабашского городского экологического фонда владельцы ЗАО «Карабашмедь» за 1999-2000 годы недоплатили в Федеральный экологический фонд 11,25 млн. рублей, в областной экофонд – 33,75 млн. рублей, в городской экологический фонд – 67,5 млн. рублей150. Эта сумма превышает годовой бюджет города.

По сравнению с 80-ми годами несколько улучшилась экологическая обстановка в г.Челябинске: снизилось в воздухе диоксида серы и бензопирена (его среднегодовая концентрация упала с 7 до 3 ПДК151)152. Если количество вредных выбросов с предприятий несколько уменьшилось, то значительно увеличилось количество вредных выбросов от автотранспорта. Сегодня он превращается в главную экологическую опасность в городе. Загрязнение воздуха в г.Челябинске (по степени воздействия на организм человека): «Мечел» (Челябинский металлургический комбинат) – 42 %, автомобили – 40 %, Челябинский электро-металлургический комбинат – 16 %, мелкие предприятия – 2 %153. Ситуация усугубляется тем, в отличие от Запада с его уровнем экологической культуры, в России пока не существует достаточного контроля за содержанием вредных веществ в автомобильных выбросах.