Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Права- 2000.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
357.89 Кб
Скачать

5.6. Право на бесплатное общее образование

Процесс увеличения платности среднего образования в области в 2000 г. нарастал. Он шел через увеличение платы с родителей за обучение детей и через увеличение количества школ, в которых незаконно взимается плата за обучение, ремонт охрану и т.п. И это при том, что ни одной частной школы в области пока нет. В 2000 г. большее внимание этому вопросу уделила прокуратура. Но за редкими исключениями этот интерес прокуратуры носил чисто информационный характер. Наиболее серьезные факты «вымогательства» денег с родителей вскрыты прокуратурой в лицее № 11. Здесь созданный по инициативе администрации учебного заведения попечительский совет обязывал родителей ежемесячно отчислять на содержание лицея по 70 рублей. Отпрыскам особо несговорчивых родителей грозил перевод из «элитного» лицейского в обычный класс108.

В школе №104 администрация разработала своеобразный договор, к подписанию которого принуждались родители. Согласно ему за просрочивание обязательной платы за обучение своих детей, те должны были вносить штраф в размере 3-х минимальных окладов109.

В школе № 142 г. Челябинска принудительно взыскивали от 170 до 200 рублей с родителей за каждого учащегося на установку охранной сигнализации110. В 77 лицее – тоже добровольно-принудительные взносы на охрану, в 146 школе – «на ремонт» и «компьютеры». В 46-й «на компьютеры» собирают уже с первого класса. В школе № 100 – по 350 рублей в «фонд школы» и в «фонд класса»111. Принудительно собирали деньги с родителей на обучение детей в школах № 51, 77, 85 Ленинского района г. Челябинска. Родителей, которые по своему материальному положению не могли заплатить заставляли не только писать заявления об этом, но и подтверждать невозможность платить документально112. В школе № 76 не выдавали документы ребенка, которого переводили в другую школу до тех пор, пока его родители не внесут задолженность за обучение в школе113. Из всех проверенных Ленинской районной прокуратурой школ только в двух не было нарушений закона об образовании114.

Администрация школы № 93 заставляет родителей подписывать «Заявление – договор (обязательство)», согласно которому родители «обязаны оказывать школе спонсорскую целевую помощь»115. Размеры ее в разных классах различны. Например, для перевода детей из 9 в 10 класс нужно заплатить 5000 рублей116.

В школе № 22 г.Магнитогорска с родителей в 2000 г. было собрано на ремонт 16 тысяч рублей117.

Согласно результатам проверки прокуратурой области деятельности профессиональных училищ и лицеев во многих из них администрацией явочным порядком введено платное обучение. Администрация училища № 111 г. Златоуста требовала с родителей внесения платы за обучение. Малообеспеченные освобождались от нее только при предоставлении справки о материальном положении семьи. Прокуратурой установлены факты, когда невнесение платы за обучение влекло за собой отчисление учащегося 118. В агротехническом лицее № 113 администрация заключала договоры с родителями об оплате так называемых дополнительных услуг119. Во всех училищах Курчатовского района г.Челябинска родителей понуждают «добровольно» оказывать материальную помощь училищу. Плата за прием документов колеблется здесь от 150 до 600 рублей. В педагогическом колледже такой же сбор достигает 1500 рублей. Приказом директора училища № 99 установлен сбор за бензин для учебных поездок. Свою таксу имеют экзамен и переэкзаменовка. Платить приходится за «корочку» билета учащегося и пропуск в общежитие120.

Какова же реакция чиновников на такое почти повсеместное нарушение закона? Ряд из них не видит в этом ничего плохого. Начальник Главного управления профтехобразования и науки администрации области В. В. Садырин заявил: «Что касается денег. Разве в других общеобразовательных учреждениях их не берут? В детских садах на карандаши и краски уже собирают от 200 до 500 рублей с родителей. А в школах и того больше. Мы – единственная система, доступная сегодня любому ребенку. Но как его учить, если вот уже шесть лет на учебные цели не выделяют ни копейки? Как подготовить сварщика, не имея ни одного электрода? И т. д., и т. п. Да, мы тоже порой вынуждены обращаться за помощью к родителям»121.

Другая часть чиновников публично возмущается платностью образования. И.о. председателя комиссии по правам человека при губернаторе области Е. В. Горина публично называет такую практику «вымогательством» и «рэкетом»122.

Заместитель начальника областного управления образования Т. Абрамова на вопрос что делать, говорит: «Откажитесь платить. Мы, родители, сами даем директорам полю поступать вот так. Если бы мы боролись за права детей, то не соглашались бы с кабальными условиями договоров между «дарителем» и «одариваемым». Вот если бы хоть один класс отказался платить – эти злоупотребления бы прекратились, я уверена. Но на моей памяти таких демаршей не было»123. Эта тирада выглядит достаточно лицемерной, поскольку ни один директор школы не был уволен за грубое нарушение Закона об образовании. С другой стороны чиновники, не желая входить в конфликт с областной администрацией, не выступают публично за полное финансирование школ. А ведь именно в этом коренится явочное введение платности образования. Если в начале 90-х годов можно было еще оправдывать эти преступления недостатком бюджетных средств, то в 2000 г. налоговые поступления превысили бюджетные расчеты более чем на половину, а школы, впрочем, как и медицинские учреждения остались недофинансированными.

Ситуация усугубляется еще и тем, что деньги, собранные с родителей идут не только на доплаты учителям, охрану школ и т.п. Часть средств расходуется на личные нужды администрации школ, является питательной средой для коррупции. Мать одного из учеников 77 школы г.Челябинска говорит: «Я охнула, когда зашла в кабинет директора: какая роскошь! Года два назад здесь было так простенько…»124.

А что же представительные органы власти? 18 апреля 2000 г. на заседании Челябинской городской думы было заслушано сообщение прокурора города С. Давыдова по результатам прокурорской проверки в городе и районах Челябинска муниципальных образовательных учреждений по фактам нарушения Закона об образовании. Городская Дума практически ограничилась принятием информации к сведению.