Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
книги2 / 324.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
24.02.2024
Размер:
1.68 Mб
Скачать

120

Глава 4. Система права Евразийского экономического союза

Национальные судебные системы становятся все более восприимчивыми к практике Суда ЕАЭС. Так, в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. № 18 и от 26 ноября 2019 г. № 49 национальным судам предписано учитывать акты Суда ЕАЭС при применении права Союза.

4.5. Соотношение права ЕАЭС и международного права

4.5.1. Общие положения о взаимодействии права ЕАЭС и международного права

КаксубъектмеждународногоправаЕАЭСсвязаниучредительным актом,в котором прописаны фундаментальные основы­ построения­ системы права Союза,и международными обязательствами–между­ народными договорами, международными обычаями. Право Сою­ за, возникшее на основе международного права – соглашения государств, тем не менее обладает определенной самостоятельностью, или автономностью, без которой невозможно развитие и укрепление интеграционного правопорядка.Так,толкование права Союза– прерогатива самого Союза и государств-членов,несмотря на то что при этом учитываются международно-правовые обязательства.Более того,согласно ст.3 Договора о Союзе к основным принципам функционирования Союза­ относят уважение общепризнанных принципов международного­ права, что выстраивает структуру соподчинения правопорядка универсальным принципам.

Вкатегориюмеждународныхдоговоров,помимоДоговораоЕАЭС, входятнетолькомеждународныедоговорыврамкахСоюза­ ,ноимеждународные договоры Союза с третьей стороной. В акте специально обусловливается,что международныедоговоры Союза стретьей сторонойнедолжныпротиворечитьосновнымцелям,принципамиправилам функционирования Союза (п.2 ст.6 Договора о ЕАЭС).

Некоторая нечеткость в отношении того, что понимается под «правилами функционирования Союза», может быть восполнена положениями Венской конвенции 1986 г.,которые дают прямой ответ на этот вопрос: «правила организации» означают, в частности, учредительные акты организации,принятые в соответствии с ними решения и резолюции,атакже установившуюся практику организации (п. «j» ст. 2).

4.5. Соотношение права ЕАЭС и международного права

121

Рассматривая интеграционное право во взаимодействии с между­ народным правом, можно констатировать превалирующий монистический подход, исходя из формулировок ст. 6 Договора о ЕАЭС и включения внешних международных договоров в право Союза. Пункт2 ст.6,который говорит,что «международные договоры стретьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза», не свидетельствует о том, что правила внешних договоров должны быть трансформированы в право Союза через акты вторичного права, т. е. о дуалистичности подхода к соотношению, а скорее является «инструкцией»для разработчиков международных­ договоров стретьей стороной (Комиссии­ ) для исключения противоречий внешних обязательств с актами права Союза.

Отметим,что именно в силу введения внешних международных договоров в право ЕАЭС наделение Союза правом заключать договоры с третьей стороной предполагает их обязательность не только для Союза, но и для государств-членов, даже если они не являются участникамитакого договора сами.Одновременно международные договоры стретьей стороной могутзаключаться и в смешанном формате (ст. 7 Договора).

Международныедоговоры стретьей стороной не упомянуты среди источников права, применяемых Судом ЕАЭС при отправлении правосудия­ ,что,однако,не является препятствием для их применения в качестве вспомогательных источников.

Некоторые вопросы возникли с определением возможности применения международныхдоговоров,участниками которых являются­ государства – члены Союза, но не сам Союз. Этот вопрос неоднократно поднимался в практике Суда ЕАЭС, и Суд выработал критерии для этих целей.

4.5.2. Критерии применения международных договоров Судом ЕАЭС

Впервые Суд ЕАЭС столкнулся с вопросом о применимости международного договора, заключенного государством-членом, в деле ИП Тарасика, в котором истец ссылался на положения Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для ко­ лесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колес-

122

Глава 4. Система права Евразийского экономического союза

ных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных­ утверждений­ , выдаваемых на основе этих предписаний,от20 марта 1958 г.(Женевское соглашение).В решении от28декабря 2015 г. Суд ЕАЭС посчитал это применимым правом, однако не определил его место в праве Союза.Апелляционная палата Суда исключила применение Женевского соглашения, сославшись на то, что оно не было заключено­ в целях формированиядоговорно-право­ вой базы Союза.

В решении по делу ООО «Дженерал Фрейт» вопрос о применении международного договора, участником которого Союз не является, встал принципиально, поскольку истец не только ссылался на него для обоснования своей позиции, но и заявлял о нарушении ст. 3 Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Ссылка на Гармонизированную систему (не на Конвенцию) присутствует в Таможенном кодексе Таможенного союза. Гармонизированная система–основа ТН ВЭД ЕАЭС,поскольку первые 6 из 10 знаков последней в полной мере соответствуютГармонизированной системе. Первые пятьтомов пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС корреспондируют к пояснениям к Гармонизированной системе.Однако указанный международный договор как таковой не относится­ ни к одному из видов источников права,упомянутых в ст.6 Договора, в том числе не является международным договором Союза.

Коллегия Суда ЕАЭС пришла к выводу,что Конвенция о Гармонизированной системе подлежит применению наряду с правом Союза ввиду следующих причин. Все государства-члены присоединились к Конвенции.На момент образования ими Союза они были связаны международными обязательствами, вытекающими из данной Конвенции.Согласно­ подп.4 п.1 ст.25 Договора и ст.32 Договора в Сою­ зе осуществляется­ единое таможенное регулирование. Таким образом,данная сфера отнесена к единой политике, которая в силу ст. 2 Договора предполагает­ применение государствами-членами унифицированного правового регулирования,втом числе на основе решений органов Союза в рамках их полномочий.Апелляционная палата поддержала выводы Коллегии и закрепила формулу,которая применима в отношениилюбых международныхдоговоров,своеобразный тест применимости:

Международный договор, не являющийся международным договором в рамках ЕАЭС или международным договором с третьей стороной, подлежит применению в рамках Союза при наличии

4.5. Соотношение права ЕАЭС и международного права

123

двух кумулятивных условий: 1) все государства – члены ЕАЭС явля­ются участниками международного договора; 2) сфера действия между­ народного договора относится к области единой политики в рамках ЕАЭС.

В соответствии с п. 4 ст. 101 Договора о ЕАЭС ст. 51 Таможенного кодекса Таможенного союза в части ведения ТН ВЭД применяется сучетомположенийст.45Договора,согласнокоторойтакиеполномо- чиявсферетаможенно-тарифногорегулирования,какведениеединой ТНВЭДиЕТТСоюза,государствами–членамиЕАЭСпереданыКомис- сии.ВсвязисэтимКонвенцияоГармонизированнойсистемеописания икодированиятоваровнарядусправомСоюзаподлежитприменению для регулированиятаможенно-тарифных отношений в рамках ЕАЭС (абзацы 5,7–9 раздела «Применимое право» решения Коллегии Суда, абзацы 13–15 п.5.1.1 решения Апелляционной палаты Суда).

4.5.3. Соотношение права ЕАЭС и права Всемирной торговой организации

Приложением№31кДоговору,содержащимПротоколофункцио­ нировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы, установлено, что к соответствующим отноше­ниям применяется Договор о функционированиитаможенного союза в рамках многостороннейторговой системы от19 мая 2011 г. (далее – Договор 2011 г.). Такого рода норму можно квалифицировать как отсылку в одной правовой системе к источникам другой системы права, внедряющую нормы другой системы права с целью их применения и реализации. Введение обязательств из права ВТО в правовую систему Союза на основании учредительного акта является общей (генеральной) отсылкой.

В Договоре 2011 г. предусмотрено, что торговые режимы в рамках Таможенного союзатолкуются в контексте Соглашения ВТО (пре­ амбула),а обязательства сторон из права ВТО,взятые в качестве условия присоединения государства–члена ЕАЭС к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых делегированы органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза (ст. 1).

Такимобразом,нормы праваВТОвобъеме,определенном вДоговоре 2011 г.,являются частью правовой системы ЕАЭС и обязательны­

124

Глава 4. Система права Евразийского экономического союза

для выполнения всеми субъектами, функционирующими в рамках правовой системы Союза.

В статье 1 Договора 2011 г. указано, во-первых, на сферы, полномочия по регулированию которых делегированы органам Союза; во-вторых, на правоотношения, урегулированные международными соглашениями,составляющими договорно-правовую базу таможенного союза.На момент заключения Договора 2011 г.договорноправовую­ базу Таможенного союза составляли международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС, и международные договоры, направленные на завершение формирования договорноправовой­ базы Таможенного союза (ст. 1 Протокола от 6 октября 2007 г. «О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним»). Перечень их был очень широким. На данный момент часть из них утратила силу в связи со вступлением в силу Договора о ЕАЭС,часть продолжает действовать.

Таким образом, объем права ВТО, которое действительно входит в правовую систему Союза, подлежит установлению в каждом конкретном случае. Более того, объем таких обязательств в рамках ВТО, которые инкорпорируются в правовую систему Союза автоматически на основании Договора 2011 г., может быть подвижен. В различные периоды он может быть разным в зависимости от делегированных полномочий и действующих в рамках Союза международных соглашений.

Оцениватьданное обстоятельство необходимо при применении той или иной нормы.При этом необходимо равным образом принимать во внимание и иные положения Договора 2011 г., в том числе следующие: «При заключении международных договоров в рамках Таможенного союза, принятии и применении актов Таможенного союза его органами стороны обеспечивают соответствие таких договоров и актов Соглашению ВТО» (п.4 ст.2),«права и обязательства сторон…которые становятся частью правовой системы Таможенного союза,не подлежатотмене или ограничению по решению органов Таможенного союза,включая Суд ЕврАзЭС,или международным договором, заключенным между сторонами» (п. 2 ст. 2).

Есть и иные нормативно установленные исключения из общего правила по распространению правил ВТО в согласованном всту­ пающей стороной объеме. Сторона, не являющаяся членом ВТО,

4.5. Соотношение права ЕАЭС и международного права

125

имеет право отступать от положений применимого по общему правилу права ВТО:

••в части, в которой правовая система Союза и решения его органов требуют корректировки;

••если такие правоотношения автономно регулируются в рамках ее национальной правовой системы (п. 6 ст. 1 Договора 2011 г.).

Если государством используютсятакие отступления,оно должно­ известитьКомиссию о характере и объеметаких отступлений.Комис­ сия публикует эти извещения.После присоединения такой стороны к ВТО любое указанное отступление будет разрешено, только если оно прямо предусмотрено условиями присоединения такой стороны к ВТО.

Частью 1 ст.2 Договора 2011 г.предусмотрено принятие мер «для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО,как это зафиксиро­вано

вПротоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами».

Важно,что приоритетне означаетпрямогодействия нормы,право ВТО не предусматривает права частных лиц непосредственно.

Помимо Российской Федерации членом ВТО после начала действия Договора 2011 г. стал и Казахстан (с 30 ноября 2015 г.).

Пунктами 3 и 4 ст.1 Договора 2011 г.регламентировано,что при последующем присоединении к ВТО другого государства-участника­ его обязательства в аналогичном объеме также становятся частью правовой системы Союза. Договором 2011 г. установлено, что такое государство должно информироватьдругих членов Союза и координироватьс нимидействия в отношении принятия обязательств в качестве условия его присоединения,требующих внесения изменений

вправовую систему Союза.

Вслучае отличий между консолидированными результатами переговоров по ставкам импортных пошлин государств-членов, достигнутыми в процессе присоединения к ВТО,такие государства незамедлительно проведут между собой консультации и в сжатые

126

Глава 4. Система права Евразийского экономического союза

сроки вступятв переговоры с членами ВТО,чьи интересы затро­нуты такими­ расхождениями, в целях гармонизации ставок импортных пошлин. При этом все государства-участники координируют позиции и выражают намерение руководствоваться соответствующими положениями Соглашения ВТО, которые применяются в случае гармонизации­ тарифов.

Расхождения между обязательствами Казахстана в ВТО и правом ЕАЭС в основном относятся к вопросам таможенно-тарифно- го регулирования. В итоге переговоров по присоединению к ВТО значительно­ изменились обязательства Казахстана в рамках ЕАЭС: появился ряд изъятий из ЕТТ ЕАЭС и система прослеживаемости товаров, в отношении которых Казахстан применяет пониженные ставки пошлин. С 1 декабря 2016 г. количество изъятий Казахстана из ЕТТ ЕАЭС составило 1911 десятизначных тарифных подсубпозиций. Различия в сфере регулирования санитарных и фитосанитарных мер сводятся­ к обязательствам Казахстана по согласованию двусторонних ветеринарных сертификатов по запросу членов ВТО. Обращение ввезенных потаким сертификатамтоваровдолжно быть ограничено территорией Казахстана.

К нормативным актам Союза, принятым в связи с присоедине­ нием Казахстана к ВТО, относятся Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории ЕАЭС, решение Высшего совета от 16 октября 2015 г. № 22 «О некоторых вопросах,связанных с присоединением Республики Казахстан к ВТО», решение Совета Комиссии от 14 октября 2015 г. № 59 «О перечне изъятий­ из ЕТТ ЕАЭС».

В целях предотвращения ввозатоваров из перечня в государства– члены ЕАЭС по итогам заседания Высшего совета ЕАЭС 16 октября 2015 г. Республика Казахстан взяла на себя обязательства не допускать вывозтоваров,ввезенных в Казахстан по сниженным импортным пошлинам, на территории других государств – членов ЕАЭС.

С 2020 г.ведется работа по нивелированию такого широкого перечня изъятий и приведению его в соответствие с обязательствами в рамках ЕАЭС.

Интереснаиситуация,имеющаяместовЕАЭС,когдачленомСою­ за становится государство, уже являющееся членом ВТО. В Договоре 2011 г. это не урегулировано, однако регламентировано ad hoc. Кыргызстан­ является членом ВТО, и объем его обязательств по правуВТОустановленПротоколомоприсоединенииКыргызской­ Респуб­

Соседние файлы в папке книги2