Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лукашук - Современное право международных догов...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
2.37 Mб
Скачать

1. Практика государств

Практика государств относительно депозитария далеко не однозначна, в том числе и после принятия Венской конвенции о праве договоров. В качестве примера наиболее четкой формулировки можно указать на ст. 319 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Статья озаглавлена "Депозитарий". В ней установлено, что депозитарием Конвенции является Генеральный секретарь ООН. А вслед за этим сказано, что помимо своих функций он осуществляет указанные далее функции, которые вытекают из характера Конвенции.

Есть конвенции, депозитарием которых является высшее должностное лицо иной международной организации, кроме ООН. В Договоре о безъядерной зоне Южной части Тихого океана 1985 г. отмечается, что ратификационные грамоты сдаются на хранение директору Бюро экономического сотрудничества в Южной части Тихого океана, "который, таким образом, назначается депозитарием настоящего Договора и Протокола к нему" (ст. 12.2).

Есть конвенции, в которых ничего не говорится об определении депозитария. В них просто указывается орган, который будет осуществлять соответствующие функции. Примером может служить Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий 1985 г. В ней не указан депозитарий. Вместе с тем говорится, что соответствующие функции будет выполнять Генеральный секретарь Совета Европы.

Примером договора, устанавливающего нескольких депозитариев, может быть Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. В Договоре указывается, что ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам СССР, Великобритании и США, которые "настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев" (ст. 10).

При этом в таких договорах более или менее обстоятельно регулируются функции депозитария. В Договоре по открытому небу 1992 г. говорится: "Настоящий Договор подлежит ратификации каждым государством-участником в соответствии с его конституционными процедурами. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительству Канады или правительству Венгерской Республики, или им обоим, которые настоящим назначаются в качестве депозитариев. Настоящий Договор регистрируется депозитариями согласно Статье 102 Устава Организации Объединенных Наций" (ст. XVII) *(917). Еще более обстоятельно положения о депозитарии изложены в Уставе Международного атомного агентства *(918).

Упомянутая выше статья подчеркивает, что документы могут быть сданы одному или обоим депозитариям, что не влияет на их юридическую силу. Все зависит от взаимного дипломатического признания соответствующих участников.

В практике России порой встречаются не совсем четкие положения относительно депозитария. Так, в Конвенции о статусе корреспондента, представляющего средство массовой информации государства - участника СНГ в других государствах Содружества, 2004 г. в одной статье речь идет о сдаче депозитарию документов о присоединении, в другой - о необходимости письменного уведомления депозитария о выходе из Конвенции. Однако кто является депозитарием, в Конвенции не указано. Определенные функции депозитария отведены Исполнительному комитету СНГ, который хранит подлинный экземпляр Конвенции и направляет каждому государству, подписавшему Конвенцию, ее заверенную копию *(919).

В своей практике СССР не раз отстаивал беспристрастность выполнения депозитарием своих функций. Так, в мае 1963 г. МИД СССР обратил внимание на неправомерность действий правительства Франции как депозитария Конвенции, учреждающей Международную организацию по законодательной метрологии. Франция не разослала извещения о дате присоединения ГДР к указанной Конвенции, что является серьезным нарушением постановлений Конвенции. Правительство Франции должно действовать беспристрастно и рассылать все поступающие к нему, как депозитарию, обращения о присоединении и другие заявления всем участникам Конвенции *(920).

Вместе с тем это положение иной раз нарушалось в советской практике. Так, в ноябре 1964 г. МИД СССР заявил послу ФРГ, что поскольку в ратификационной грамоте ФРГ относительно Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой содержится положение о распространении правительством ФРГ действия договора на Западный Берлин, такая ратификационная грамота не может быть принята на хранение советской стороной как депозитарием договора ввиду того, что она составлена в нарушение общепризнанных норм международного права *(921).