Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_iol.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
269.31 Кб
Скачать

8. Тема революции и гражданской войны в повести а. Серафимовича «Железный поток».

9. Творчество м. Цветаевой после Октября. Поэтика цикла «Лебединый стан».

«Лебединый стан» - цикл стихотворений, написанных со 2 марта 1917 по 31 декабря 1920 года. 2 марта произошло отречение Николая II от престола – и по мнению Цветаевой, это было началом трагедии, катастрофы в российской истории, начало национальной и государственной гибели. Основная тема – гражданская война: Белая гвардия – «журавлиный, голубиный, лебединый её стан» – гибнет под наступлением «черноты и красноты», хотя всего лишь сражается за свою родину-мать, за её национальное, духовное, культурное достояние, за её основу – единство церкви, царя и народа.

Поэтика (художественно-эстетические и стилистические качества):

1. христианские мотивы («За Отрока - за Голубя - за Сына, За царевича младого Алексия

Помолись, церковная Россия!»; «Бог – прав…»; «Семь мечен пронзили сердце Богородицы над Сыном»; «Цари земные свергаются. – Царствие! – Будь!»)

2. фольклорные мотивы («Плач Ярославны», обращение к Дону)

3. историзм («Москве», «Петру»)

4. контрастность

5. триединство Уварова («Это просто как кровь и пот: Царь – народу, царю – народ. Это ясно, как тайна двух: Двое рядом, а третий Дух…»)

6. образы:

- Дон

- мать

- Москва

- Россия (Россия-мать, Россия-мученица)

- Бог

- Белая гвардия

- Царь (провинившийся перед Богом и потому наказываемый им, но всё же нужный народу как помазанник Божий)

7. выразительные средства:

- антитеза («- Свобода! – Прекрасная Дама маркизов и русских князей… - Свобода! – Гулящая девка на шалой солдатской груди»; «был твой лик среди этих, тёмных, до сиянья, до блеска – бел»; «кто уцелел – умрёт, кто мёртв – воспрянет»; «Белизна – угроза Черноте»; «- Где лебеди? – А лебеди ушли. – А вороны? – А вороны остались»)

- гипербола («Летит молодой диктатор, как жаркий вихрь… И дышит, зажав рукою, вселенский лоб»)

- анафора («Коли в землю солдаты всадили – штык, Коли красною тряпкой тряпкой затмили – Лик», «Белогвардейцы! Белые звёзды! С неба не выскрести! Белогвардейцы! Чёрные гвозди! В рёбра Антихристу!»)

- олицетворение («скажет мне Дон: - не видал я таких загорелых! Скажет мне море: - Всех слёз моих плакать не хватит!»; «Спешит, сбегается Мышиной стаей На звон колокольный Москва подпольная»)

- параллелизм («Рёв солдат. – Рёв волн»; «Верность как якорем нас держала: Верность величью – вине – беде, Верность великой вине венчанной!»)

10. А.М. Горький – публицист и общественный деятель. Заметки о революции и культуре «Несвоевременные мысли».

А.М. Горький – публицист и общественный деятель. Заметки о революции и культуре «Несвоевременные мысли».

Февральскую рев. 1917 Горький встретил восторженно. Много занимался культурно-просветительской деятельностью: выступал за охрану памятников искусства, пропагандировал необходимость обучения народа демократии. Горький считал необходимым дать народу систематические знания, поэтому стал инициатором "Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук", куда вошли ученые и писатели. Горький полагал, что социалистическая рев. преждевременна, и за неделю до Октября через газ. "Новая жизнь" призвал большевиков отказаться от захвата власти.

В 1917-1918 годах Горький, публицист и редактор "Новой жизни", вступил в страстную полемику с революционным правительством, решительно разойдясь с ним в оценке происходящего в стране. Это выразилось в его публицистических выступлениях на страницах журнала "Летопись" и газеты "Новая жизнь" (1917-1918), собранных потом в книги "Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре" (Пг., 1918) и "Революция и культура. Статьи за 1917 г." (Берлин, 1918). Деятельность Горького вызвала резкую критику сов. властей. Впоследствии Горький признал свою позицию 1917 - 1918 ошибочной.

Расценивая "междуклассовую борьбу" как неизбежный, "хотя и трагический момент данного периода истории", М. Горький в то же время призывал народ и правительство "отказаться от грубейших насилий над человеком". Вопрос о насилии стал важнейшим в его расхождении с правительством большевиков в 1917-1918 годах. С гневом писатель выступает против насильственных - "нечаевско-бакунинских", как он их характеризует, методов борьбы, против пагубного для России идейного максимализма, против арестов правительством "всех несогласно-мыслящих", в защиту интеллигенции, "мозга страны". Предостерегая об опасности иллюзий - "грез" о всемирной революции, об угрозе догматизма вождей, тех, для которых "догма выше человека", и подстрекаемой "гг. комиссарами" вражды между разными слоями населения страны, М. Горький расценивает Октябрь как преждевременный и опасный для России эксперимент, жестокий опыт. Изо дня в день, последовательно он выступает с позиций защитника демократии и культуры.