Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vneshneekonomicheskikh_svyazey_ekonomiki[1].doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
178.18 Кб
Скачать

Вариант 2

Некий вавилонянин по имени Забаб-иддин был женат на вавилонянке Гигикум и имел от неё сына Итти-мардук-балата, дочь Куннабату. Когда жена тяжело заболела и не могла более рожать детей, Забаб-иддин по её совету взял рабыню-наложницу. От рабыни родился сын Набу-уцур, которого отец признал как законного. Куннабату стала жрицей (зикрум) в храме Мардука Вавилонского, получив при вступлении в сан жрицы от отца подарок в виде небольшого дома с финиковым садом и с документом на право владения этим имуществом.

После смерти отца между Итти-мардук-балатом и Набу-уцуром возник спор о разделе наследства, причем Идти-мардук-балат желал получить наибольшую долю наследства по причине того, что он рожден от свободной женщины. Оба брата также требовали, чтобы Куннабату вернула отцовский подарок для общего передела всей наследственной массы. Не достигнув согласия, все трое обратились в суд для разрешения спора.

Методические указания и вопросы

После краткой характеристики законов Хаммурапи сделайте оценку строя вавилонской семьи и состояния брачного права. Что доказывает патриархальный характер семьи? Каков правовой статус рабыни-наложницы и её детей, рожденных от рабовладельца? Правомерны ли притязания Итти-мардук-балата на получение наибольшей части наследства? Если нет, то почему? Каков правовой статус Куннабату в части наследственных прав, а также и статус её имущества, полученного от отца? Кем она является - собственницей или владелицей дома и сада? Должна ли она возвращать отцовский подарок для окончательного передела наследства?

Источники

Законы Хаммурапи (извлечения)

Ст. 170. Если человеку его супруга родила ему детей и его рабыня родила ему детей, и отец при жизни сказал своим детям, которых ему родила рабыня: «мои дети», и он их причислил к детям супруги, то после того как отец умрет, дети супруги и дети рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать свою долю и взять.

Ст. 171. А если отец при своей жизни не сказал детям, которых ему родила рабыня: «мои дети», то после того, как отец умрет, дети рабыни не должны делить имущество, что в доме их отца, вместе с детьми супруги, но рабыне и её детям должна быть предоставлена свобода, и дети супруги не могут предъявить иска к детям рабыни относительно рабства.

Ст. 178.Если энтум, надитум или зикрум, которой её отец дал приданое и написал документ, но в документе, который он написал, не написал ей, чтобы после её смерти отдавать туда, где для нее приятно, и не дал ей обрести желаемое, то, после того как отец умрет, её поле и её сад могут забрать ее братья и по размеру её доли давать ей выдачи зерном, маслом и шерстью и удовлетворять ее сердце.

Если ее братья не дали ей выдачи зерном, маслом и шерстью по размеру её доли и не удовлегворили ее сердце, то она может отдать свое поле и свой сад землепашцу, который для нее приятен, и ее землепашец будет ее содержать. Полем, садом и всем, что отец ее дал ей, она может пользоваться, пока жива, но она не может продать это за серебро;.. .её наследство принадлежит только ее братьям.

Ст. 179. Если энтум, надитум или зикрум, которой её отец дал приданое и написал ей документ с печатью, в написанном для нее документе записал ей, чтобы после её смерти отдавать, что останется, туда, где для нее приятно, и дал ей обрести желаемое, то, после того как отец умрет, она может отдавать то, что после нее останется, туда, где для нее приятно; её братья не могут подавать против нее иска.

Публикуется по: Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве, Д.Г. Редера. -М., 1963.

Приложение

Узаконенные сыновья наложницы наследуют вместе с законными, но последние пользуются преимуществом; неузаконенные должны довольствоваться получением свободы; дочь наложницы получает от братьев подарок для приданого... Особый закон существовал для посвященной Мардуку: если отец при жизни ей ничего не отказал, она получала треть доли, но не могла сама распоряжаться ею, зато имела право кому угодно завещать её. Мы видим здесь стремление оградить интересы семьи не только от ущерба при переходе имущества в другой род, но и от поглощения частной собственности храмами; характерно, что нигде храм, в который посвящена дочь, не имеет права наследования, и везде имущество посвященной, так или иначе, связано с её семьей.

Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. -М., 1935. - С. 109.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]