Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В краю мастеров.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.02 Mб
Скачать

2.7. Изделия из дерева

Дерево как художественный материал издавна привлекало к себе внимание мастеров народного искусства. Оно вошло в обиход человека не только как строительный материал, но и как материал из которого делали различные бытовые предметы: орудия труда, мебель, посуду. Народные мастера придавали каждому предмету быта удобную и целесообразную форму, украшали его, в результате чего в изделиях воплощалась гармония прекрасного и полезного. В руках талантливого мастера дерево представляло собой материал неисчерпаемый по разнообразию художественных возможностей и позволяющий раскрыть разные стороны творческой личности творца.

Резьба по дереву существовала на Руси целые столетия, и из поколения в поколение передавали мастера потомкам свое умение украшать дома. По карнизу домов, крылечек тянулись ажурные кружева узоров. На окнах были резные наличники, подзоры, причелины. На Тамбовщине с севера от Смольной Вершины до юга в районе Нижнеспасского и на западе, вокруг Заречного Заворонежского было немало славных резчиков. Они украшали резьбой или росписью бытовую утварь. Даже такие далекие от искусства предметы, как вальки и рубели, предназначенные для выбивания и выкатывания белья, делались резными в технике трехгранно-выемчатой геометрической резьбы. А что говорить о прялках, которые находились практически в каждом доме?! они были разнообразны по форме и декоративному оформлению. Для тамбовских прялок была характерна массивность и объемность сильно вытянутой доски донца, а характерными узорами являлись композиции из кругов, розетов и декоративных желобков.

Много труда и выдумки вкладывали мастера и в изготовление посуды. Ковши, солонки, миски, туеса и ложки соединяли в себе три неотъемлемых качества народного искусства - красоту, целесообразность и долговечность.

Большое распространение наряду с трехгранно-выемчатой резьбой, плоскорельефной имела объемная или скульптурная резьба, в технике которой вырезали ковши, ложки с фигурами птиц или зверей. Многие предметы быта делали из лыка (лапти), бересты (кузова, лапти), луба (корыта, лукошки), ивовых прутьев (корзины, мебель, посуда). Из дерева делали игрушки ручным и токарным способом.

Особым явлением в развитии народных ремесел является деревянная скульптура. Деревянная культовая скульптура - искусство народное и самобытное. Его творцами чаще всего были безвестные резчики по дереву, которыми исстари славились многие места России, богатые лесами. Религиозная по содержанию древняя скульптура всегда обладала глубокой реалистической основой и в известной мере в ней нашли отражение идеология народных масс и житейская мудрость.

Тяжелое, бесправное положение крестьянина, вынужденного из-за постоянной нужды заниматься в свободное от сельскохозяйственных работ время кустарничеством, оказывало влияние на выбор определенных тем для деревянной скульптуры. Если для хозяйственных нужд резчики использовали традиционные фигуры, уходящие корнями в языческое прошлое, то тематика культовой скульптуры диктовалась системой украшения иконостаса. Деревянные улья в конце XIX века тамбовские мастера делали в виде “мужичков-лесовичков”, рот у которых служил летком для пчел, или в форме фигуры медведя. Резные ульи были сделаны в виде скульптуры и несмотря на их утилитарное назначение по сей день являются носителями красоты, рождаемой из потребности творчества.

Культовая скульптура несмотря на религиозное содержание тяготела к тем немногочисленным сюжетам, которые отражали трудную жизнь крестьянина, обремененного заботами и подневольным трудом крепостного. Отсюда и образы пригорюнившегося, как русский мужик, Христа, и скорбящей Богоматери, и печальных Иоанна Крестителя, и евангелистов, и грозного заступника Николы.

В настоящее время исследователями народного искусства обнаружено несколько очагов существования художественного промысла по изготовлению деревянной скульптуры для иконостасов православных храмов. К немногочисленным музеям, имеющим в фондах собрание деревянной скульптуры, можно отнести и краеведческий музей г. Моршанска. В его фондах хранится прекрасная коллекция культовой скульптуры, вывезенной после революции из сел Моршанского уезда, а также сел уездов, ранее входивших в состав Тамбовской губернии, а ныне находящихся на территории Рязанской области и Мордовской республики. Более семидесяти произведений скульптуры были сохранены в 20-е годы XX века, когда на борьбу с церковью и верующими были брошены все силы репрессивных органов и активистов из числа “безбожников” - устроителей новой культуры. Рушились храмы, полыхали костры из икон и деревянных скульптур, резных деревянных украшений иконостасов.

Чудом сохранившиеся деревянные скульптуры являются разрозненными частями ансамблей церковных иконостасов и относятся к XVII-XVIII векам - тому периоду, когда в церковной архитектуре получил распространение стиль “барокко”

Занятие резьбой по дереву, как правило, характерно для уездов, расположенных в лесных массивах. Локальными очагами традиционной для Тамбовского края резьбы по дереву были и северные села (Кулеватово, Пичаево, Старо-Томниково, Алгасово), и южные (Нижне-Спасское), и западные (Заречное, Заворонежье). В этих лесных краях дерево было самым доступным и легко поддающимся обработке материалом для изготовления необходимых для жизни предметов домашнего обихода. Из дерева здесь строили хозяйственные постройки, храмы, для которых в свою очередь делали царские врата, иконостасы, клиросы, иконы, круглую и рельефную скульптуры.

Распространение деревянной скульптуры в уезде было связано с введением новой конструкции иконостаса и использованием в его украшении ордерных форм, объемных изображений растительного орнамента, так называемой белорусской рези. Основную часть скульптур Моршанского музея составляют иконостасные фигуры. Архивные материалы свидетельствуют о том, что в оформлении тамбовских храмов принимали участие наряду с местными мастерами иконописцы и резчики по дереву из Москвы и Поволжья. Все скульптуры по стилистическому, художественному и техническому приему выполнения могут быть объединены в несколько групп, свидетельствующих о единстве этих признаков и их принадлежности к определенной школе резчиков. Например, сильное влияние московских мастеров видно на скульптурах, находящихся в храмах близ с. Канищево Моршанского уезда. Канищевский ансамбль скульптур исследователи датируют первой половиной XVIII века. Несмотря на то, что комплекс скульптурного декора дошел до нас во фрагментарном виде, можно отметить цельность стилистического решения фигур и выразительность образов святых. Скульптура “Савоар” из с. Липки Канищевского ансамбля отличается великолепной техникой резьбы и выразительностью жеста. Если в древнерусской деревянной скульптуре главными чертами были суровая простота, серьезность, скупая моделировка с обобщением и упрощением форм тела, то в XVIII веке видно стремление к реализму, правильной передаче пропорций человеческой фигуры.

В моршанском музее имеются интересные скульптурные изображения Христа, получившие название “Спас полунощный”. Сюжет является довольно редким в деревянной скульптуре других регионов России, и это тем более необходимо отметить, что музей имеет несколько образцов этого сюжета.

Моршанская деревянная скульптура не представляет собой чисто локальное явление, она развивалась под влиянием различных местных школ резчиков по дереву. Наряду с влиянием московских мастеров деревянной скульптуры вне поля зрения исследователей оказалась мордовская скульптура.

Возникшая на стыке нескольких культур деревянная скульптура соединила в себе представление о боге как человеке, но веками складывающиеся художественные и идейно-символические образы позволяют говорить о том, что древние традиции проявлялись по-разному у разных народов. Потому-то и на моршанской скульптуре лежит печать заимствований и влияния, но при соблюдении индивидуальной манеры мастера в обработке материала. Языческое отношение к дереву сохранилось при работе над скульптурами христианских святых. “Мордовские боги” резались из мягкой и легко поддающейся обработке липы и более похожи на реальных земных людей, чаще всего “мужицкой внешности”. В то же время резчики стремились уйти от бытовых черт и придать образам святых некое тотемическое начало. Техника обработки скульптур свидетельствует об умении резчика импровизировать при бережном сохранении передаваемых от поколения к поколению традиций работы с деревом. Тамбовские мастера стремились взять от мордовских резчиков не только приемы работы по дереву, но и наполняли создаваемые ими образы святых новым содержанием.

Моршанские мастера деревянной скульптуры в своем творчестве копировали сюжеты и приемы работы с деревом, но опирались на местные традиции и профессиональный опыт резчиков и плотников. Они творчески подходили к различным веяниям извне, и самобытный характер их произведений является тому подтверждением. Созданные ими образы полны чувства действительности, которую благодаря свое здоровой натуре и суровой житейской опытности верно и глубоко понимал каждый мастер. Некоторые образы порой настолько наивны, что создается впечатление неопытности мастера, но даже и эти скульптуры реалистичны и воплощают народное понимание религиозных сюжетов. В ликах святых нет одинаковости, а есть нескрываемая самобытная фантазия каждого резчика. Некоторые говорят о большой одаренности умельцев-резчиков, остро чувствующих пластичность форм и красоту материала, умеющих передать свое представление о прекрасном.

Несмотря на стилистическую разнородность моршанских деревянных церковных скульптур, необходимо отметить, что сохранившиеся произведения имеют высокую художественную значимость. В переплетении различных художественных традиций и приемов культовая скульптура XVIII века представляет интереснейшее явление народного искусства, уходящее своими корнями в глубь веков. Памятники деревянной скульптуры выражают муки и чаяния русского народа, его духовные идеалы, стремления к творческому осмыслению жизни. В ней источник вдохновения и творчества современных мастеров народного искусства и профессиональных художников.

К сожалению, прекрасные образцы культовой деревянной скульптуры, находящиеся в собрании Моршанского историко-художественного музея лежат в запасниках, так же как и образцы монастырского бронзового литья.

Как ни парадоксально, но в экспозициях краеведческих музеев Тамбовщины культовое искусство не заняло должное место до сих пор, несмотря на огромную нравственно-эстетическую и воспитательную роль этого пласта художественной культуры. Все это вызывает потребность создания музея культового искусства в Тамбове, тем более, что необходимыми площадями располагают и Казанский и Вознесенские монастыри.