Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В краю мастеров.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.02 Mб
Скачать

2.4. Вязание

Вязаные изделия пользовались широким спросом, особенно в северных губерниях России. Но нигде вязальный промысел не получил такого распространения, как на Тамбовщине. Ввиду выгодности и хорошего сбыта изделий этот легкий и доступный даже для детей труд получил массовый характер в деревнях и селах, расположенных вблизи от суконных фабрик. Изделия вязали из шерсти поярок (первой стрижки овец), а также из готовой пряжи, приобретаемой на базарах у перекупщиков.

Наиболее распространен этот промысел был в Тамбовском уезде. Все жительницы сел Бондари, Рассказово, Хитрово, Верхне-Спасское и Ниже-Спасское и других, начиная с девочек и кончая древними старухами, занимались вязанием чулок, носков, варежек, перчаток, платков и кушаков. Продукция сбывалась в основном в Рассказове через скупщиков, развозивших ее по всей России. В Козьмодемьянской Слободе Лысогорской волости 25 женщин вязали юбки и кушаки. Значительным этот промысел был в Шацком и Борисоглебском уездах, а также в ряде сел Козловского и Кирсановского уездов. В Лебедяни вязанием шерстяных изделий было занято более двухсот монашек Селезневского монастыря.

Конечно, изделия тамбовских вязальщиц едва ли можно отнести к разряду художественных произведений, но вязаные пуховые платки, шали ручной работы были неотъемлемой частью женской одежды в зимнее время, и многие из них представляют образцы художественного творчества. Вычесанный весной в период линьки козлиный пух белого или серого цвета после прочесывания на специальных гребнях мыли, прокрашивали, сушили, а затем тростили, то есть соединяли в одну нить пуховую пряжу с хлопчатобумажной пряжей или шелковой нитью на сучильном веретене. Вязание платков производили вручную на двух стальных чулочных спицах двухизнаночным переплетением, а кайму платков оформляли ажурной вязкой. Платки тонкие, типа “паутинка”, выполняли целиком ажурными, обвязывая края каймы треугольными зубчиками. Изделия верхнего трикотажа из чистошерстяной, полушерстяной и объемной пряжи вязались различными приемами. Наверное, тамбовским вязальным изделиям далеко до оренбургских, но у каждой мастерицы был и свой узор, и свои приемы вязки, передаваемые из поколения в поколение.

2.5. Ковроделие

Заканчивая обзор женских ремесел, необходимо остановиться на искусстве ручного ковроделия. Выделка ковров всегда производилась женщинами от обработки шерсти и ее прядения до тканья. Тканые ручные ковры выделывались из пряденой шерсти и непряденой - войлока. Разнообразна техника изготовления ковров, но наиболее распространенными являются ворсовые, махровые и безворсовые гладкие, украшенные орнаментом геометрических мотивов, а также изображения цветов, людей, птиц и зверей. Во многом выбор техники, орнамента, колорита зависел от назначения ковров, условий быта и занятий населения.

Ковровый промысел наиболее распространен был в Лебедянском и Шацком уездах. В Лебедяни ковры ткали по рисунку монашки Селезневского девичьего монастыря. Из материала заказчика делали ковры Евдокия Шальнева и Акулина Гриднева из с. Рождество Ищенской волости. В Моршанском уезде более пятидесяти мастериц брали на дом заказы на изготовление ковров у М.Ф.Якунчиковой в с. Соломенки. Среди ковровщиц наиболее известны были Настасия Амплеева, Прасковья Бубенцова, Авдотья Беспалова, Мария Ивашина, Пелагея Теплова, Анна Попова и Федосья Содомова. Об особенностях соломенских ковров уже многое известно, так как изготовлялись они в технике ткачества с использованием вышивки, аппликации и орнаментальных и изобразительных фигур. Почти все материалы соломенского промысла были местного производства. Овечья шерсть, шерстяная материя и сукно, холст покупались у местного населения, из-за границы привозились отделочные материалы. Много товара М.Ф.Якунчикова закупала в Москве. Любопытно, что в работе соломенской мастерской принимал участие один крестьянин, выполнявший работы вышивальщика и копировщика рисунков. “Приходилось удивляться, как его заскорузлые пальцы владеют иглой, а кисть в его руках повинуется причудливым линиям и арабескам рисунка”, - писал автор статьи о соломенском промысле [60. с.18].