Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1shemyakinskiy_v_m_filosofiya_i_nauka / Шемякинский В.М. Философия и наука.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

§ 5. Наука и миф

Миф в переводе с греческого языка означает «предание, сказание». Он является базисным феноменом культуры, с помощью которого человек с древнейших времен моделировал, классифицировал и интерпретировал самого себя, общество, природу. Мифологический образ не «означает» нечто, но «есть» это нечто, так как является содержательной формой, находящейся в органическом единстве со своим содержанием. Специфика мифического представления связана с неразличимостью реального и идеального, вещи и образа, вещи и слова. Как ребенок сначала учится говорить, а лишь затем обращает внимание на то, что слова, им произносимые, имеют смысл и качественно отличны от вещей, которые обозначаются с их помощью, так и первобытное мифологическое представление устанавливает окольную связь с окружающим миром, опираясь на жизненную установку, выраженную в мифах. Мы не поймем первобытное общество, если не учтем миф как посредник во взаимодействии человека и мира. Именно миф освободил человека от биологического отношения к миру, установив более тонкую, сложную и длинную связь с этим миром. Мифологическое мировоззрение выражает чувство жизни, состояние человека, его эмоционально-волевое отношение к миру, к будущему, тогда как логическая сторона его скрыто содержится на бессознательном уровне. Поэтому французский этнолог Леви-Брюль называл мифологическое мышление «дологическим», но не алогическим.

Нельзя считать, что миф ― это наше прошлое. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами, то есть символическими действиями, выражающими связь человека с внешним миром. Отделение от обрядности и десакрализация (освобождение от священного) приводит к превращению мифов в сказки, без которых полноценное воспитание ребенка невозможно. Да и сама наука связана с мифологическим стилем мышления неоднозначно. С одной стороны, в современной математизированной науке обращение к мифам, сказкам становится все более и более модным. Достаточно сослаться на сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», без упоминания которых редко обходится современная теоретическая физика. Именно ее абстрактный характер вынуждает ученых обращаться к мифам и сказкам, позволяющим почувствовать «безумные» идеи современной науки, прежде чем их понять. Возникает новый вид сказок ― «философские сказки», которые, конечно, не иллюстрируют теоретические идеи в чувственно-наглядной форме, но благодаря аналогиям и уподоблениям способствуют их пониманию. Ведь теоретическая реальность науки основана не только на логических выводах, не только на математике, но и на интеллектуальной интуиции и поэтому всегда предполагает какие-либо «умозрительные образы». Так, например, образ кентавра (человеколошадь) является продуктом свободной мифической фантазии. Современная же физика породила новый вид кентавров: элементарные частицы обладают одновременно корпускулярными и волновыми свойствами. Конечно, нельзя буквально понимать физического кентавра ― элементарную частицу как волну, во впадине которой расположился электрон. Здесь мы совершаем ошибку, подобную той, когда представляем, например, электромагнитное поле как возбуждение механической среды. Но аналогия между мифическим кентавром и элементарной частицей позволяет почувствовать саму суть принципа дополнительности Бора.

С другой стороны, миф и наука исключают друг друга. Миф некритичен, наука по своей сути критична. Миф претендует на абсолют, наука всегда имеет дело с относительным, она ограничена рамками опыта, за пределы которого выходить не может. Вместе с тем существует возможность мифологизации науки. Сциентизм, например, рассматривает науку как абсолютную ценность, и только со знаком плюс. Рационализм мифологизирует разум, считая его основой этики, эстетики и религии. Более того, он ведет к объективному идеализму, так как считает, что у всякого порядка есть свой творец. Именно эта вера во всесилие человеческого разума привела К. Маркса к мифической идее о возможности построения рая на Земле, а его учение об исторической миссии пролетариата сродни фашистской идее о превосходстве немецкой нации. Таким образом, критичность науки должна быть распространена и на ее саму, чтобы избежать ее мифологизации.