Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1shemyakinskiy_v_m_filosofiya_i_nauka / Шемякинский В.М. Философия и наука.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.14 Mб
Скачать

§ 2. Герберт Спенсер

В основных своих работах («Начала психологии», «Основные начала», «Начала биологии» и «Начала социологии») английский философ Г. Спенсер (1820―1903) развивает всеобщую концепцию эволюции, опираясь на феноменологическую установку позитивизма. Его учение о всеобщей эволюции основано на механической интерпретации материального мира. В эволюции Спенсер различает, во-первых, переход от простого к сложному (интеграция), во-вторых, переход от однородного к разнородному (дифференциация) и, наконец, переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Его формулировка основного закона эволюции сводится к следующему: «Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной, связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение»1.

В эволюции нет скачков, она непрерывна, перманентна, кумулятивна. Биологические и социальные явления ― разновидности механического равновесия соединения и рассеивания частиц. Законом развития организма является переход от гомогенного к гетерогенному состоянию, переход от оплодотворенной яйцеклетки в живой организм, переход от элемента жизни к крайне сложной целостности, к организму.

Спенсер известен как автор органической теории общества, дающей начало современной социобиологии. Его социологическая концепция уподобляет общество живому организму, рассматривает общество как организм, возникающий и развивающийся естественным путем. Социальные катаклизмы, мутации, революции рассматриваются им как болезни социального организма.

Спенсеру принадлежит психологическое обоснование принципа сохранения как фундаментального принципа науки. Он показывает, что далеко не все люди верят в этот принцип: «Я знал одну леди, которая доказывала, что плотно сложенное платье весит больше, чем сложенное свободно, и которая, находясь под влиянием этой веры, пользовалась большими чемоданами, чтобы снизить плату за перевозку!». Иначе говоря, напрямую, из обыденного здравого смысла принцип сохранения не вытекает. Теология также противоречит этому принципу, так как ее учение о начале и конце мира основывается на вере в возможность того, что из ничего нечто возникает и нечто превращается в ничто.

Спенсер считал, что посредством самонаблюдения мы можем получить более надежное основание веры в принцип сохранения. Иначе, этот принцип дан сознанию непосредственно, а не окольным путем или через опыт или рассуждения: «Внимательный анализ показывает, что оно (понятие о неуничтожимости материи) ― данное сознанию. Представьте себе мысленно, что пространство перед вами очищено от всех тел, кроме одного. Вообразите себе теперь, что это тело не удаляется с места, а превращается в ничто, оставаясь на этом месте. Вы не можете представить себе этого. Вы не можете представить себе, что пространство, бывшее занятым, становится пустым, иначе как воображая, что то, чем оно было занято, передвинулось»1. Действительно, мы не можем представить аудиторию, занятую студентами, пустой, не представляя, что они ее покинули и находятся в другом месте. Следовательно, по Спенсеру, невозможно представить, что материя превратилась в ничто, а то, что можно представить, ― это всегда изменение расстояния между частицами.

«Мы можем только представить себе части материи сблизившимися, но не можем представить себе уменьшившимся количество ее. Представить себе это значило бы представить себе некоторые из составных частей ее сжавшимися в ничто; а это так же невозможно нам, как и представить себе все целое сжавшимся в ничто… Уничтожение материи немыслимо по той же самой причине, по которой немыслимо создание материи»1.

Аргументация Спенсера основывается на смешении чувственного представления и понятия, что свойственно эмпиризму вообще и позитивизму в частности. Ведь из невозможности представления бесконечного пространства и времени, бесконечной делимости вещества он делает вывод о невозможности мыслить, что такое понятие бесконечности.

Теория позитивизма Спенсера эмпирична и психологична. Он выделяет два вида представлений. Одни ― яркие и живые «впечатления», другие ― более слабые «идеи». Оправданием идей является их связь с яркими «впечатлениями». Если наука, по Спенсеру, является лишь отчасти объединенным знанием, то философия дает высший теоретический синтез. Она формулирует и решает свои проблемы в терминах пространства, времени, вещества, движения, которые выражают бледные идеи по сравнению с непосредственными данными, с которыми имеют дело частные науки. Знание конкретных наук более ясно, тогда как знание философии смутно, туманно, неопределенно. Нельзя представить себе бесконечное пространство или бесконечное время, о котором говорит философ. Следовательно, их нельзя и мыслить, как и бесконечную делимость вещества. Таким образом, материя «в своей конечной природе также абсолютно непонятна, как пространство и время»2.

Положительное в позитивизме Спенсера:

  1. Идея эволюции Спенсера носит универсальный характер. Он ее распространяет не только на область неживой природы, но и области биологии,

  2. Идея философии Спенсера о переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию, трансформации оплодотворенной гомогенной яйцеклетки в сложный гетерогенный живой организм ― это принцип запрета на теорию преформации, исключающую подобные процессы и сводящую всякое изменение к чисто количественным уменьшениям или увеличениям. Тем самым подобная концепция эволюции свободна от ссылок на Бога как творца порядка, без чего теория преформации обойтись не может. Поэтому Спенсеру принадлежит достойное место в формировании и развитии эволюционистской философии, биологии, психологии, социологии и этики.

Ограниченность позитивизма Спенсера:

  1. Аналогия общества с биологическим организмом затемняет специфику общества и его законов, отдавая примат биологическим законам. Этот коренной порок разделяет концепция социальной эволюции Спенсера с современным социодарвинизмом.

  2. Теория познания Спенсера эмпирична, так как смешивает чувственные представления и понятия. Он считал, что леди в его примере можно было переубедить, если показать, что эффект большого чемодана невообразим, а следовательно, и невозможен. Но современная наука доказала, что наивная леди не так уж и не права. Современная физика доказала, что при плотной упаковке двух нейтронов водорода получается ядро гелия, масса которого меньше, чем сумма составляющих его масс. Так что на самом деле имеет место «эффект упаковки», и эта потеря веса связана с изобретением водородной бомбы. Современная наука отвергает как наивное понимание Спенсером проблемы представления. Связь понятий с чувственными представлениями необходима в сфере естествознания, но она является более тонкой, сложной и окольной, чем это трактует позитивизм Спенсера. В этом отношении наука ХХ века ближе к Канту, чем к Спенсеру.

  3. Позитивизм Спенсера метафизичен и механистичен. Он объясняет эволюцию на языке пространства, времени, материи, движения и силы, то есть основных понятий классической механики. Хотя он и признает, что этот язык основывается на смутных идеях, но исключает возможность иного языка, выражающего более тонкое понимание эволюции. Оставаясь пленником этого языка, он неизбежно приходит к теории круговорота материи, утверждая, что эволюция «имеет предел за который переступить она не может»1. Такое метафизическое понимание предела не учитывает учение Канта о разуме, регулятивные идеи которого освобождают от такого метафизического ограничения, так как согласно критической философии человек не Бог и поэтому задается негарантированными целями, которые гарантируют бесконечность познания, гарантируют зазор между знанием о мире и самим миром, исключая тем самым представление об абсолютном пределе.