Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шаблон курсовой работы.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
159.74 Кб
Скачать

2.2. Новаторство в архитектуре.

Гауди часто говорил: «Давайте задумаемся над тем, что значит родиться в Средиземноморье. Это значит, что мы в равной мере удалены от слепящего света тропиков и от призрачного мрака севера. Мы братья итальянцев, и это делает нас способными к пластической работе.…

У каталонцев есть природное чувство пластичности, которое даёт им представление о вещах, как о целом и о связи между собой. Море и свет стран Средиземноморья дают эту удивительную ясность, и поэтому действительность никогда не обманывает средиземноморские народы, она только наставляет их» [9. С. 13].

Стремление к цельности пропорциональности и равновесию пронизывает творчество Антонио Гауди [11. С. 57].

Чтобы изготовить двери, Гауди погружал свои руки в мягкую глину и по их отпечаткам делал форму. Таким же образом была изготовлена мебель и скамейки в парке Гуэля, повторяющие форму изгиба человеческого тела. Эксперименты Гауди на мебели и других изделиях можно отнести к такой инновационной дисциплине, как эргономика. Эта дисциплина изучает объективный характер человеческого организма (антропометрический, биологический, психологический) с целью оптимизации его взаимодействия с изделиями или со средой. Учёт эргономических требований во многом определяется путём натуральных испытаний эргономического анализа изделий – аналогов [4. С. 37]. Кроме того, подобные стремления многих архитекторов, породили мощное направление в архитектуре – «Органическая архитектура».

Разработанная Антонио Гауди стройная архитектурная система как целостное явление занимает важное место в истории архитектуры.

Разделение строительных конструкций на части следует статичным и, вместе с тем, геометрически выверенным принципам, при этом возникающая в результате совокупная форма в её органическом восприятии целостности природы, то есть в архаическом единстве анатомии и геометрии, приводит к выразительному внешнему облику создаваемых зданий. Геометрия обычно ассоциируется с прямыми линиями, углами и абстрактными телами. Однако, в канон формы Гауди входят и кривые: параболы и гиперболы; дуги и спирали, которые у Гауди так же относятся к геометрии. С помощью «природной геометрии» архитектор может отказаться от помощи опор, потому что кривые примут на себя их нагрузку. Как не восхищался Гауди конструктивным принципом готических соборов – системой опор контрфорсов, равновесие их конструкций казалось ему искусственным, так как за всеми этими вспомогательными средствами всё равно обнаруживались подпорки. Гауди считал, что в основе готической архитектуры лежит «индустриальный принцип, поскольку она приводит в равновесие силы механики, и это лишь кажущееся равновесие. То равновесие, которое было предметом его инженерных стремлений, Гауди нашёл в контрапосте классической греческой статуи, вполне обосновано называя свои работы «греческими» [12. С. 201].

Параболические арки, грибовидные капители, хрупкие висячие своды без видимой стороны опоры – отличительные черты архитектуры Гауди – реконструируют органический рост. Он искал в природе растений, животных, минералов начало собственной архитектуры, которая так же, как и природа, имела мало общего с популярными теоретическими положениями; тут приходит на ум стенные скамейки, сделанные из необработанного камня и без раствора, или яйцеобразные своды созданных Гауди зданий. «Вы замечали когда-нибудь, как палка прогибается под тяжестью опирающегося человека? Точно так же и мои колонны - каменные палки, в которых, так легко заметить, объединяется тот же принцип опоры и тяжести». Его мысли о форме соответствуют применению в его работах с самого начала параболической или цепной арке – линейному элементу, больше всего соответствующему кривой давления.

Самым поразительным примером изобретательности Гауди и простоты решения задачи является крипта (часовня) колонии Гуэля. Понифуникулеры для крипты, с помощью которых Гауди распределял нагрузку на основание и на своды, были эстетическим и конструктивным вызовом современной архитектуре. Он обозначил характер этой конструкции, подвесив наполненные дробью парусиновые мешочки, чей вес был пропорционален рассчитанной нагрузке. Натянутые веревки отмечали каркас церкви. В нем прослеживаются все созданные Гауди структурные формы.

Архитектуру Гауди причисляют к архитектуре модерна, но у Гауди он принимает образы национальной романтики, а затем и неоготики. К примеру, использование изображения подсолнечника на изразцах – классический приём модерна. Но Гауди их комбинирует, выкладывает в шахматном порядке и создаётся образ мавританских орнаментов. И даже само по себе использование керамической плитки в таких количествах было новшеством (дом Висенса).

Буйство фантазии Гауди обнаруживает себя в каждом из его творений: например, на крыше - в разнообразии печных труб. Архитектор предельно высоко вознес искусство террас, чему до него вообще не уделялось должного внимания. Создал множество неповторяющихся, что удивительно, даже по своей структуре, башенок. Их можно сравнить с неистовым буйством цветов средиземноморской природы.