Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ ГОМЕОПАТИ.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
81.54 Кб
Скачать

Духовенство и гомеопатия

Особенно активную поддержку оказывало гомеопатии духовенство, которое познакомилось с гомеопатическим лечением еще в годы холерных эпидемий 1830—1840-х гг. Высокопоставленное «черное» духовенство активно участвовало в деятельности гомеопатических обществ и призывало «белых» собратьев практиковать этот метод лечения; последние следовали этим рекомендациям и нередко становились убежденными гомеопатами. В гомеопатической периодике того времени очень часто можно видеть публикации сельских священников, которые делились своим опытом успешного лечения прихожан гомеопатическими средствами. Все это имело огромное влияние на распространение учения С. Ганемана в тысячеверстной и многомиллионной российской провинции.

Вятский корреспондент «Журнала Санкт-Петербургского общества врачей-гомеопатов» в 1873 г. сообщал в редакцию, что гомеопатическое лечение в северо-восточном крае особенно распространяется при содействии тамошнего духовенства. «Мы можем насчитать, - говорит он, - многие сотни священников Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, которые с пользой занимаются этим делом и посредством лечебников оказывают спасительное пособие беспомощному сельскому населению».

В Иркутске гомеопатия приняла роль союзницы тамошнего миссионерского общества при обращении «инородцев» в христианство, так как успешно конкурировала с тибетской медициной, практиковавшейся буддийскими монахами - эмчи-ламами. На этом основании Иркутский архиепископ снабдил всех миссионеров гомеопатическими аптечками и лечебниками.

В 1880-х гг. Святейшим Синодом была предложена программа преподавания основ медицины в семинариях, включавшая изучение гомеопатического метода. В 1890 г. ведущее православное периодическое издание «Церковные ведомости», обязательное к подписке в каждой волости, выпустило в качестве специального приложения брошюру «Некоторые краткие сведения относительно гомеопатии», после чего число священников-гомеопатов резко возросло. В 1896 г. из трех гомеопатических аптек Санкт-Петербурга препараты получали 1172 священника.

При открытии гомеопатических аптек и лечебниц они всегда торжественно освящались. При этом священники нередко произносили прочувствованные речи, подчеркивая богоугодность гомеопатической медицины.

Так, например, в 1892 г. на открытии и освящении гомеопатической аптеки и лечебницы в Санкт- Петербурге протоиерей Иоанн Кронштадтский (он, кстати, пожертвовал в 1898 г. на открытие гомеопатической Больницы в память Александра II 300 руб.) сказал: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресения Своего Христос установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения крестного Тела и Крови Своей, соединенных с Божеством. Значит, в самом Богочеловеке имеем пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда Вашим всесильным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества! Пусть же не слабеет энергия деятелей-гомеопатов в разработке и распространении верного метода лечения человеческих недугов. И сейчас смиренно в благодарном сердце помолимся, да пошлет Господь свое благословение на предстоящие труды Первого Всероссийского Съезда Последователей Гомеопатии и успехом да увенчает желания Съезда на пользу страждущего человечества, этой меньшей братии Христовой. Аминь».

Кстати, некоторые священники, практиковавшие гомеопатию, писали, что к изучению метода их подвигли именно проповеди отца Иоанна, в которых он говорил о чудесах исцеления больных с помощью гомеопатических лекарств.

Среди участников Первого Всероссийского съезда последователей гомеопатии в 1913 г. был 31 священник, в том числе епископ Елизаветградский Анатолий, открывший съезд торжественным

молебном.

в

Активно выступал в поддержку гомеопатии Митрополит Петербургский Серафим (Л. М. Чичагов, 1856-1937), причисленный ныне, как и его духовный отец Иоанн Кронштадтский, к лику святых, который до своего священства свыше 10 лет занимался успешной медицинской практикой, разработал самобытную лечебную систему. Серафим, гвардейский офицер, герой-орденоносец Русско- турецкой войны 1877/78 г., богослов, историк и архиерей, был еще композитором, художником- иконописцем и целителем. Пройдя архангельскую ссылку, московские тюрьмы Таганку и Бутырку, он пострадал за веру, был расстрелян в 1937 г.

В его капитальном труде, двухтомнике «Медицинские беседы», изданном в 1891 г. и переизданном в 1999-2000 гг. издательством «Аванти» (Москва), сказано: «Ровно 100 лет тому назад возникла новая система лечения, называемая «гомеопатией», но, несмотря на этот срок, ни представители медицинских наук, ни интеллигенция не ознакомились еще с нею настолько, чтобы иметь верное и ясное понятие, что такое гомеопатия. Люди науки даже из предубеждения не читают ни одной книги о гомеопатии, но зато нападают на нее с подозрительной яростью. В обществе привыкли понимать под словом «гомеопатия» неизмеримо малую дозу лекарства, предлагаемую в виде сахарной крупинки, но никто не говорит о системе Ганемана как о новом методе лечения, как о науке, основанной на известном принципе, на законе».

Л. М. Чичагов утверждал, что главным законом медицины является принцип подобия, открытый Ганеманом и прозорливо предсказанный еще Гиппократом. Этот же принцип он положил в основу своих назначений. Л. М. Чичагов готовил лекарства с применением динамизации и потенцирования, доводя разведения до степеней, сопоставимых с тысячной и пятитысячной шкалами. Он утверждал, что его лекарства действуют динамически, а не химически. В своих трудах он постоянно критиковал аллопатию, но в то же время уважительно цитировал и соглашался с мнением таких ведущих гомео­патов, как Ганеман, Аллен, Герхард, Юз, Бразоль и др. Л. М. Чичагов был категорическим сторонником уницизма в гомеопатии, допуская применение максимум двух гомеопатических лекарств последовательно. Особое внимание он уделял дозировке и схемам приема лекарств, считая это высоким искусством врача. Он разработал и блестяще применял проверку своего диагноза с помощью лекарств, которые давались непосредственно в ходе консультирования больного и вызывали моментальное улучшение состояния пациента.

Медицинская деятельность Л. М. Чичагова сопровождалась яростной критикой, клеветой и преследованиями, какие испытывал и основатель гомеопатии.

Гомеопатическими методами лечилась вся Оптинская братия, об этом можно узнать в «Житиях Оптинских святых». Из жизнеописания епископа Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова) и его сочинений видно, что святитель в совершенстве владел этим методом, он принимал больных в Николо-Бабаевском монастыре в течение трех лет.

Известный духовный писатель и святитель Феофан Затворник тщательно изучил медицину и прекрасно владел гомеопатическим методом. Рекомендовал он гомеопатию и тем, кто обращался к нему за советом. Вот что он пишет в одном из писем: «Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение 5 лет не имела успеха, ощутительная оказала действие в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть!»

Старец иеросхимонах Серафим (Вырицкий), бывший духовником митрополита Серафима (Чичагова) и многих блестящих ученых мужей России, благословлял лечиться у гомеопатов, среди которых было много его духовных чад. Одним из любимейших воспитанников отца Серафима был известный во всей России профессор-гомеопат С. С. Фаворский.

Епископ Киприан, как уже говорилось, возглавлял в течение ряда лет Семипалатинское общество последователей гомеопатии.

Как уже указывалось, гомеопатическая печать полнилась сообщениями об успешной гомеопатической практике сельских священников и т. п. Организованную поддержку духовенства имело описанное выше Христолюбивое общество самопомощи в болезнях генерала Н. Ф. Федоровского.

Интерес российского духовенства к гомеопатии носил достаточно глубокий и серьезный характер. Многие священники выписывали гомеопатические журналы (например, около тысячи священников были подписчиками журнала «Врач-гомеопат»), покупали книги. Когда редакция «Врача- гомеопата» инициировала сбор средств на мемориал С. Ганемана в Париже, значительную часть собранной в России суммы составили 2-3-рублевые пожертвования столичных и провинциальных священников.