Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история - Хрестоматия.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
850.43 Кб
Скачать

Брежнев Леонид Ильич

(06.12.1906, Каменский, впоследствии Днепродзержинск, –10.11.1982, Москва).

Из семьи рабочих. Закончил сельскохозяйственное училище в Курске и Днепродзержинский металлургический институт. Трудовую деятельность начал рабочим, затем работал землеустроителем. В 1931 он вступил в партию и сделал быструю партийную карьеру, с 1939 – секретарь Днепропетровского обкома партии. В 1941-1946 – в Советской армии. Во время войны полковник (затем генерал-майор) Брежнев руководил политуправлением Южного фронта, а после победы продолжил восхождение к вершинам власти: секретарь обкома на Украине, первый секретарь ЦК компартии Молдавии (с 1950), член ЦК КПСС (с 1952). После смерти Сталина его на некоторое время вывели из центрального аппарата партии, но ему довольно быстро удалось вернуться после нескольких лет работы на посту первого секретаря компартии Казахстана (1954 – 1956). В 1956 он вновь избран в ЦК КПСС, а с 1957 становится членом Президиума ЦК. В 1960 он сменяет К.Е. Ворошилова на посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Будучи одним из главных участников заговора, приведшего к смещению Н.С. Хрущева, он возглавил партию (с 1964 – Первый, с 1966 – Генеральный секретарь ЦК КПСС) и играл первостепенную роль в осуществлении новой коллегиальной политики СССР. Вместе с Брежневым к власти в СССР пришла новая генерация руководителей – «исполнители» – люди часто безликие, отученные принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, рисковать, добиваться целей. Для них была характерна двойная мораль, аппаратная интрига стала нормой их бытия, а разрыв между словом и делом – условием выживания.

В результате сложной цепи закулисных маневров и компромиссов в высшем эшелоне обосновался хваткий и довольно активный деятель, который цепко взял нити управления огромной страной. Первым лицом он стал еще и потому, что он устраивал почти всех. Сама его некомпетентность рассматривалась приближенными как благо: открывались широкие перспективы для аппаратного творчества. Брежнев оказался ставленником номенклатуры, которая боялась нового, но не могла уже повернуть руль и в прошлое. Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию человека ограниченного, не обладающего собственным представлением о многих сферах жизни общества и политических проблемах. Брежнев принял колоссальную власть, не слишком задумываясь о перспективах политического режима. Личный авторитет нового лидера в народе был невысок, его считали неблагодарным хрущевским выдвиженцем, и все помнили, с каким упоением он вешал на грудь «дорогого Никиты Сергеевича» награды.

Став первым лицом в советской иерархии, Л.И. Брежнев осторожно нащупывал свой стиль. Будучи по своему складу человеком довольно архаичным, он стремился создать себе имидж рассудительного, спокойного, ровного «отца семейства», который и шагу не может ступить без совета со своими товарищами. Брежневу как политику претили крутые повороты, резкие подвижки, нестандартные ситуации. Достоинством Брежнева было то, что он не был злым или жестоким человеком, умел выслушать и войти в положение собеседника. Он был заядлым автомобилистом и ему по душе была быстрая, рискованная езда. Он имел и другие понятные простым людям хобби – был страстным хоккейным болельщиком и охотником.

Технология власти в тот период складывалась из двух компонентов: власть в государственном аппарате и власть в партии. Продвижение к вершинам государственной власти было для Брежнева перекрыто новой нормой коллективного руководства, запрещавшей первому секретарю ЦК КПСС занимать пост руководителя советского правительства. Поэтому первоначально Брежнев добился своего утверждения руководителем комиссии по разработке новой Конституции. Затем он пробился в Председатели Совета Обороны. Возвышая власть партии над государственным аппаратом, Брежнев и свою персону поднимал над государственными инстанциями. Тем не менее, чтобы окончательно утвердиться в качестве первого лица в стране, ему требовалось укрепить позиции в самой партии. Брежнев неустанно добивался благорасположения центрального аппарата партии – Президиума ЦК КПСС (позднее Политбюро).

Кроме укрепления позиций в официальных партийных и государственных кругах, предметом неустанной заботы Брежнева было наращивание персональных структур власти, прежде всего своего личного секретариата, который к концу 60-х годов состоял уже из двух десятков помощников и референтов, имеющих еще и свой аппарат. На ключевые посты в партии и государстве постепенно продвигались люди, хорошо известные Брежневу по работе на Украине или в Молдавии. Окружение Брежнева отличалось скромным интеллектуальным и общекультурным багажом в сочетании с развитой хваткой в смысле благ и привилегий. Это были люди с глубоко провинциальным мировоззрением, не обладавшие качествами для политической деятельности высшего уровня.

Однако ни Брежнев, ни его окружение не могли полностью игнорировать необходимость изменений, которые к середине 60‑х годов назрели, и после нескольких месяцев заминки реформаторские усилия в сфере экономики были возобновлены. Выступая гарантом стабильности ситуации внутри страны, Брежнев разделял ответственность за проведение экономических реформ с А.Н. Косыгиным, за следование «правильной идеологической линии» – с М.А. Сусловым. Однако руководство партии и страны во главе с Брежневым оказалось просто не способным принять вызов времени, перестроить экономику и политику применительно к новому этапу НТР.

Брежнев провозглашал, что «будущее принадлежит коммунизму», а в это время в США, Канаду, другие страны отправляли российское золото за хлеб, мясо, прочие продукты... Подобно проклятию, висела над коммунистическим руководством страны проблема, которую за семь десятилетий не удалось решить: как накормить и одеть народ великой страны. Не смогла КПСС сделать этого и во время правления Брежнева.

Но были области производства, где достижения всегда были впечатляющими. Так, в 1969-1970-е годы тираж произведений Ленина и книг о Ленине и ленинизме превысил 76 миллионов экземпляров.

Члены Политбюро, видя, как страна держится на плаву, лишь за счет «проедания» золота, газа, нефти, руды, другого сырья и промышленных товаров, молчали. Все молчали. В рабочих записях высшей партийной коллегии ни слова (!) критики в адрес генсека, его бездеятельности и недееспособности. Каждый беспокоился о благополучии собственном, но не о благе государства и народа.

Брежнев наложил заметный отпечаток на советскую внешнюю политику этого периода. Вслед за вторжением в 1968 в Чехословакию последовала полоса поиска путей разрядки напряженности в отношениях с Западом.

Брежнев без суеты приступил и к созданию собственного величия. С середины 70-х годов в стране стало насаждаться некое подобие культа личности. В 1977 Брежнев совместил пост Генерального секретаря ЦК КПСС с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, став и номинально главой государства. Чисто внешние атрибуты величия выразились в звании четырежды Героя Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981), Героя Социалистического Труда (стал еще при Хрущеве), Маршала Советского Союза, в Ленинской премии по литературе, награждении орденом «Победы», в многочисленных наградах зарубежных государств. Между тем, в результате тяжелого заболевания, Брежнев неуклонно деградировал умственно и физически. По сути, больной Брежнев с середины семидесятых годов не занимался активно ни партийной, ни государственной деятельностью, однако высшая партийная иерархия и брежневская команда мертвой хваткой удерживала его у власти.

Состояние здоровья руководителя страны «гармонировало» с состоянием страны, во всех сферах жизни нарастали негативные явления, предотвращение стагнации давалось со все большим трудом. Окончательно подлинное лицо дряхлеющего режима выявило роковое вторжение в Афганистан (1979). В брежневские годы получило широкое распространение проявление инакомыслия, вольнодумства, духовного протеста. Брежнев лично одобрил высылку за границу Солженицына, Чалидзе, Максимова, Есенина-Вольпина и других диссидентов.

После Брежнева еще будут три генсека. Но настоящим олицетворением грядущего краха ленинской системы, помимо его ослабевшего желания, станет Леонид Ильич Брежнев. По сути, Брежнев стал символом, провозвестником заката Системы, большевистской власти. Страха такая власть теперь уже не вызывала, уважения – тоже. Закончился самый «спокойный» период советской истории. Страна стояла на пороге драматических перемен.

Составлено по: Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. М., 1994. С.264; Наше Отечество. Часть I //Кулешов С.В., Волобуев О. В., Пивовар Е.И. др. М., 1991. С.484-486, 519, 521; История России: ХХ век Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1993. С.217-218. Волкогонов Д.А. Семь вождей. Кн. 2. М., 1998. С. 7-110.