Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СЫРЫХ В_М_ТГиП_Учебник.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
3.22 Mб
Скачать

3. Семья европейского (континентального) права

В романо-германскую правовую семью входят национальные пра¬вовые системы Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и других стран континентальной Европы. Все члены этой семьи имеют общую историческую основу — древнее римское право, закрепленное Сводом законов Юстиниана. Рецепция римского права в странах кон¬тинентальной Европы заняла длительный период и завершалась при¬нятием гражданских кодексов этими странами в XIX в. Убедитель¬ный пример в пользу рецепции римского права показала Франция, приняв в 1804 г. первый в Европе Гражданский кодекс, закрепивший давно сложившиеся в обществе буржуазные экономические отноше¬ния. В последующем Бельгия, Люксембург и Испания восприняли Гражданский кодекс Франции, а Германия, Швейцария и другие стра¬ны, основываясь на римском праве, приняли свои национальные граж¬данские кодексы.

Представители романо-германской правовой семьи право пони¬мают как закон, иные установления, принятые компетентными органа¬ми государства. Для них норма права представляет собой абстрактное правило поведения, которое в идеале должно отражать наиболее важные, главные признаки регулируемого общественного отношения, а суд и иные правоприменительные органы, должностные лица путем толкования закона определяют возможность и применимость той или иной нормы права к рассматриваемому конкретному случаю (юри¬дическому делу). При этом в процессе формирования права, приня¬тия новых и совершенствования действующих норм права законода¬тель и иные правотворческие органы исходят не из потребностей ре¬шения конкретного дела, а руководствуются общими принципами права, закрепленными конституцией страны либо сформулирован¬ными правовой доктриной в соответствии с принципами социаль¬ной справедливости, гуманности, равноправия и демократии.

Подобное понимание права и способов его формирования сказа¬лось на системе источников романо-германского права. Специфика источников этой правовой семьи наиболее ярко характеризуется сле¬дующими чертами.

Основным источником права признается нормативно-правовой акт. Правом принимать источники такого рода наделяется весь широкий круг государственных органов. Нормативно-правовые акты прини¬мают не только законодательные (представительные) органы госу¬дарства, но и органы исполнительной власти, а также с санкции госу¬дарства органы местного самоуправления, а также органы управле¬ния предприятиями, организациями и некоторые другие лица.

В условиях множественности органов и организаций, правомоч¬ных принимать нормативно-правовые акты, актуальной является за¬дача создания единой и непротиворечивой системы норм права. В ро-мано-германской правовой семье эта проблема решается путем зак¬репления и последовательного проведения принципа иерархической подчиненности нормативно-правовых актов, согласно которому нор¬мативно-правовые акты одного правотворческого органа не могут противоречить нормативно-правовым актам, принятым вышестоя¬щим государственным органом.

Актом высшей юридической силы признается конституция стра¬ны. Это, как правило, сравнительно небольшой по объему норматив¬но-правовой акт, закрепляющий основы политического, экономи¬ческого, социального строя страны, форму государства, структуру, порядок организации и деятельности органов представительной, исполнительной и судебной власти, а также систему прав и свобод, гарантируемых гражданам страны и иным лицам. В отдельных странах конституционные нормы закрепляются не в одном, а нескольких конституционных актах. Например, Конституция Швеции состоит из трех основных законов: Формы правления от 27 февраля 1974 г., Акта о престолонаследии от 26 февраля 1810 г. и Акта о свободе печа¬ти, принятом в 1949 г.

Верховенство конституции в системе нормативно-правовых актов страны обеспечивается специальным органом государства, в обязан¬ности которого входит осуществление контроля за соответствием за¬конов, иных нормативно-правовых актов конституции страны и от¬мена всех противоречащих ей отдельных норм права или норматив¬но-правовых актов в целом. Конституционный контроль осуществляет конституционный суд либо иной орган. Например, во Франции этот контроль осуществляет Конституционный Совет.

Второе место в иерархии нормативно-правовых актов занимают законы. В форме законов устанавливаются и закрепляются нормы, устанавливающие первичные, исходные нормы всех отраслей права: гражданского, уголовного, административного и др. По сфере право¬вого регулирования законы подразделяются на кодексы и текущие (специальные) законы. Кодекс используется для системного закреп¬ления основополагающих норм и институтов отдельной отрасли пра¬ва. В форме текущих законов осуществляется нормативно-правовое регулирование отдельных правовых институтов либо закрепляются нормативные решения по вопросам, имеющим принципиально важ¬ное значение для государства или общества.

Как правило, законы принимаются представительными органа¬ми государства (парламентами). Однако в порядке исключения пра¬во принятия нормативно-правовых актов, по вопросам отнесенным к ведению законодательного органа, может предоставляться и орга¬нам исполнительной власти. Например, согласно ст. 38 Конститу¬ции Франции Правительство может для выполнения своей програм¬мы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем ордонансов меры по вопросам, регулируемым законами. Однако принятые ордонансы Правительства подлежат ут¬верждению Парламентом.

Правительство и иные органы исполнительной власти наделяют¬ся правом осуществлять нормативно-правовое регулирование обще¬ственных отношений с целью развития и конкретизации действую¬щих законов и обеспечения их реального действия. Как правило, органы исполнительной власти активно используют это право и ежегод¬но принимают значительное число подзаконных нормативно-пра¬вовых актов. Потребность в актах такого уровня объясняется прежде всего тем, что сложность процедуры подготовки законов не позволя¬ет им превратиться в единственный источник права. Как справедли¬во отмечают Р. Давид и Ж. Спинози, в современном государстве рег¬ламентация со стороны законодателя не может охватывать детали, г состоит, по меньшей мере в некоторых областях, лишь в изложенш принципов, более или менее общих норм. Более детальное норма¬тивно-правовое регулирование осуществляют органы исполнитель¬ной власти, которым законодатель в этой связи предоставляет соот¬ветствующие полномочия.

В большинстве стран, входящих в романо-германскую право¬вую семью, судебная практика не признается источником права. В со¬ответствии с принципом разделения властей судебная власть дол¬жна применять действующий закон, а не создавать его. Лишь в порядке исключения, при наличии в законе пробела судья может вынести решение по делу на основании сходных норм или прин¬ципов права. Однако и в этом случае примененное правоположе-ние не имеет обязательного характера при рассмотрении других аналогичных дел. Другой судья может рассмотреть аналогичное дело и, применив иные нормы права, вынести другое решение. Обязательными для судей признаются лишь акты толкования за¬кона, вынесенные Верховным судом страны. Однако и эти акты не могут конкурировать с законом, поскольку одним из необходи¬мых условий их законности является отсутствие оригинальных, новых норм права.

Поскольку вопрос о том, какое правоположение является ориги¬нальной нормой права, а какое актом толкования, является сложным и дискуссионным, то акты толкования, даваемые высшими судебны¬ми органами страны, могут содержать и некоторые оригинальные нормы права. И это обстоятельство порождает многочисленные спо¬ры среди юристов о пределах судебного толкования и возможности признания судебной практики в качестве источника права. В скан¬динавских странах (Швеции, Норвегии и др.) судебная практика офи¬циально признается источником права.

7. В романо-германской правовой семье признается деление права на публичное и частное, а также на такие традиционные отрасли права, как гражданское (торговое), уголовное, административное, авторское, семейное, гражданское процессуальное и уголовное процессуальное право.