Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СЫРЫХ В_М_ТГиП_Учебник.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
3.22 Mб
Скачать

2. Структура правоотношения

Как и любое органически целостное образование, правоотноше¬ние имеет свою строго определенную структуру, т.е. совокупность доставляющих его взаимосвязанных элементов. Однако в юридиче¬ской литературе не существует единообразного понимания элемен¬тов данного явления. Чаще всего в структуру (состав) правоотноше¬ния включают четыре элемента: субъект, объект, субъективное право и юридическую обязанность. Однако имеется и иная точка зрения, согласно которой в структуру правоотношения вместо объекта вхо¬дят фактические действия субъектов правоотношения, понимаемые K;IK его материальное содержание.

Содержание правоотношения как способа, формы перевода абст¬рактных норм права в реальную жизнь выражается в его функциях. Как особый компонент механизма правового регулирования право¬отношение выполняет три функции. Во-первых, оно конкретизиру¬ет круг лиц, на которых распространяет свое действие соответствую-11щя норма права. В правоотношении участвуют не абстрактные граж-цанин или организация, а поименно определенные лица. Во-вторых, оно переводит абстрактные права и обязанности в сферу прав и обя-ипностей конкретных лиц. При этом допускается возможность их конкретизации, дополнения с учетом конкретно-исторических ус-Яовий осуществления правоотношения. В-третьих, правоотноше¬ние создает конкретные ситуации для приведения мер государствен¬ною принуждения в случаях неисполнения или ненадлежащего ис¬полнения обязанностей.

Применительно к функциям, выполняемым правоотношением, формируется его структура. Все составные части правоотношения направлены на реализацию функций целого и подчинены их специ фике. При этом каждый отдельный компонент выполняет какие-то особые, присущие только ему функции. При отсутствии какого-либ( > одного из компонентов становится невозможным существование и самого правоотношения.

Рассматривая с этих методологических позиций структуру праг:'.> отношения, можно отметить, что всеми свойствами его элемента об ладают прежде всего субъекты (участники) правоотношения: люди и их коллективные образования. Правовые связи не существуют подобно телеграфным проводам сами по себе, вне активно действующих граж дан и иных лиц, вступающих между собой в правоотношения. В то же время и правоотношение как целостное образование предъявляем определенные требования к гражданам и иным лицам как к своем> компоненту. Ибо в этом качестве выступает не любой действующи и человек или иное лицо.

Абстрактный характер нормы права, в которой реальная жизнь низведена до всеобщих правовых требований, порождает и абстракт ное понимание субъекта правоотношения. Из многообразия конк ретных свойств, качеств у человека и иного лица учитываются лишь два свойства: правоспособность, т.е. признание действующим зако нодательством в качестве субъекта права, и дееспособность, понима емую как способность своими действиями приобретать права и обя занности.

Правоспособность не является прирожденным, естественным свойством человека. Она появляется лишь в связи с необходимостью признать человека, иных лиц в качестве субъектов права и правоот¬ношения. Правовые системы эпохи рабовладения и феодализма от¬казывали определенной части общества быть полноправным субъек¬том права либо вообще иметь какие-либо права. Известны и совре¬менные правовые системы, которые существенно ограничивают права и свободы человека, лишают его права иметь в частной собственно¬сти средства производства, жить на нетрудовые доходы, свободно вы¬бирать род занятий.

Таким образом, субъект права как элемент правоотношения ха¬рактеризуется особыми свойствами и играет весьма активную роль в генезисе самого правоотношения. Субъект порождает правоотноше¬ние и определяет его содержание. Эта деятельность осуществляется субъектом отнюдь не бескорыстно, а в связи с намерением удохллетво рить свой интерес в каком-либо материальном или духовном благе. ()бщеизвестно, что именно интерес «сцепляет друг с другом членов гражданского общества». Удовлетворяется же интерес определенным материальным или духовным благом: вещью, оказанной услугой, информацией и др. Материальные и духовные блага, в связи с кото¬рыми субъекты права вступают в правоотношения, понимаются как объекты правоотношения.

Объект является необходимым компонентом правоотношения как 11счто противостоящее субъекту и заставляющее его активно действо¬вать, вступать в конкретные правовые связи с другими лицами. Следу¬ет учитывать, что материальное или духовное благо, как объект право¬отношения, приобретает новое свойство — признается способным удовлетворять законный интерес граждан и иных лиц. Вне правоотно¬шения такое свойство утрачивает какое-либо реальное значение. Зако¬нодатель может создавать правовые отношения, объект которых не представляет интереса для субъектов этих отношений, либо навязы¬вать блага, которые субъекты не осознают как жизненно необходимые для себя. Но такие нормы неизбежно были обречены на бездействие и даже сопротивление со стороны общества, о чем убедительно показы¬вает исход многочисленных попыток установить «сухой закон» или существенно ограничить продажу спиртных напитков.

Объект правоотношения выступает тем его элементом, который соединяет субъектов и побуждает их к активным действиям. Переход блага от обязанного лица к управомоченному чаще всего бывает воз¬мездным (согласно пословице: сыр бывает бесплатным только в мы¬шеловке) и, следовательно, порождает противоречия между ними. Цивилизованный способ снятия такого противоречия и содержит норма права, закрепляя наиболее целесообразный вариант поведе¬ния субъектов в форме их субъективных прав и юридических обязан¬ностей.

Субъективное право представляет собой меру возможного поведе¬ния. Притязания гражданина, иного лица на объект правоотноше¬ния — определенное материальное или духовное благо — признают¬ся действующим правом, и им разрешается требовать от других учас¬тников правоотношения реального исполнения обязательства. 'Законный интерес управомоченного субъекта подлежит непремен¬ному удовлетворению. И это условие выполняется за счет действий обязанной стороны в правоотношении.

Юридическая обязанность представляет собой меру должного по¬ведения, содержание которой определяется субъективным правом. Ибо обязанное лицо не имеет никакой иной цели, кроме надлежа щего удовлетворения интересов управомоченного лица. Взятое им обязательство в правоотношении должно быть выполнено надлежа щим образом и в установленные сроки.

Таким образом, субъект, объект, субъективное право и юридиче¬ская обязанность в своей совокупности образуют качественно новое явление — правоотношение. Благодаря такому составу правоотноше ние оказывается способным выполнить все свои функции в механизме правового регулирования. Оно конкретизирует круг участников пра¬воотношения, меру их возможного и должного поведения и может выступать в качестве правового основания для применения ответствен¬ности там, где обязанный субъект не исполняет своей обязанности.

Это содержание правоотношения понимается как формальное, юридическое. Наполненное таким содержанием правоотношение, как и само право, остается в сфере должного как чисто правовое явление, которое переводит абстрактные права и обязанности на уровень от¬дельного и единичного. Правоотношение представляет собой воз¬можность реального действия, но не сами действия. Последние об¬разуют иное, так называемое материальное содержание правоотно¬шения.

Материальное содержание правоотношения — это фактическое отношение, которое складывается из дозволенного поведения упра¬вомоченного лица и должного поведения обязанного. Иными слова¬ми, это сама предметно-практическая деятельность, процесс произ¬водства материальных и духовных благ. Ибо, удовлетворяя интерес управомоченного лица, обязанная сторона не обладает способностя¬ми джина творить все, что угодно, из ничего, а должна создать требу¬емый по правоотношению объект либо поручить его изготовление другим лицам. Но в любом случае исполнение обязательства невоз¬можно без производственной деятельности, создающей соответству¬ющее благо.

Мнение о том, что фактические действия являются необходимым элементом правоотношения наряду с остальными его компонента¬ми, является дискуссионным.

Конечно, можно рассматривать производственную деятечьность общества как результат правоотношения, т.е. идти от права к реальюй жизни. Но такой подход был бы равносилен опровергнутому

правовой наукой и практикой взгляду, согласно которому «юриди-

еская форма — это все, а экономическое содержание — ничто». Дей-

гвительный процесс идет прямо противоположным путем, произ-

эдетво материальных благ определяет физиономию общества, в том

шеле и действующее в нем право.

Фактические действия лежат за пределами права, представляют :обой предметно-практическую деятельность людей, общества, ко-эрая оказывается намного сложнее и многообразнее, нежели зак¬упленные правоотношением субъективные права и юридические Зязанности.

Правоотношения устраняют противоречие интересов взаимодей¬ствующих субъектов, но не снимают всех тех реальных противоре¬чий, которые характеризуют реальную жизнь — процесс производ¬ства материальных и духовных благ — и создают весьма серьезные, порой непреодолимые препятствия для производственной деятель¬ности. К ним относится кризисное состояние в экономике, отсут¬ствие необходимого сырья и полуфабрикатов, нехватка специалис¬тов, неспособность орудий производства обеспечивать надлежащее качество товаров и многое другое. Для конкретного правоотношения подобные обстоятельства не имеют никакого значения. Не испол¬нивший своих обязательств по договору, иному соглашению призна¬ется правонарушителем. Что же касается сферы фактических реаль¬ных действий, то организация эффективно действующего производ¬ства составляет основополагающую задачу государства и общества,

I ншаемую не только с помощью права.

Как особая сфера социальной жизни непосредственный процесс (производства материальных и духовных благ развивается по своим за¬конам и своим нормам. Предметная созидательная деятельность лю-Вей представляет собой процесс взаимодействия человека с приро-п< >й, где успех обеспечивается знанием объективных закономерностей и соблюдением в первую очередь технологических норм, правил тех¬ники безопасности, стандартов и тому подобных технических норм.

Аналогичным образом обстоит дело и с созданием духовных благ.

I1 \ творение является по преимуществу сугубо индивидуальным де-

Чом, основанным на реализации субъективного права творящего

i .екта и не нуждается в каких-либо специальных правоотношени-11роцесс создания духовных благ опять-таки лежит вне права, определяется правилами, составляющими содержание методов, при¬емов, способов творческой деятельности.

Лишь одна сфера предметно-практической деятельности регули¬руется правом. Это правоприменение. Государство устанавливает де тальное регулирование процессуальных отношений, возникающих при рассмотрении уголовных, гражданских и иных юридических дел. Однако и это обстоятельство никак не свидетельствует в пользу вклю¬чения фактических действий в содержание правоотношения. Ибо процессуальные нормы регулируют особые правоохранительные от ношения, возникновение которых становится возможным после того, как регулятивные правоотношения зашли в тупик и не могут завер¬шиться успешно без вмешательства государственных органов.

Таким образом, попытки рассматривать материальное содержа ние правоотношений как обязательный элемент их структуры влекут за собой ненужную «юридизацию» социальных явлений и процес сов, значительно упрощают процесс производства материальных и духовных благ и распространяют действие права на сферу, которая регулируется техническими и иными нормами. В силу названных и других обстоятельств в юридической литературе преобладает взгляд, согласно которому состав (структура) правоотношения ограничива¬ется его юридическим содержанием. С позиций этого подхода осве¬щаются и все последующие вопросы данной темы.