Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая нозология (учебное пособие).doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
545.28 Кб
Скачать

Роль реактивности и резистентности организма в патогенезе болезни. Значение конституции в патологии

Развитие, течение и исход болезней в значительной степени зависят от состояния организма, которое определяется наследственно-конституциональными свойствами, а также раздражителями, действующими на организм человека как одновременно с причиной болезни, так и до нее. Поэтому правильное представление о механизмах изменения реактивности организма необходимо для объяснения патогенеза болезней и для построения рациональной терапии.

Реактивность организма – это способность его адекватно реагировать на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды. Это – динамическое, постоянно меняющееся свойство организма, которое определяет количественные и качественные особенности ответной реакции организма.

Резистентность – устойчивость, сопротивляемость организма к действию повреждающих факторов. Она может быть изменена в каждом отдельном случае (например, дозой токсина, вызывающей смерть животного при отравлении).

Понятие «реактивность» вошло в медицину к началу ХХ столетия, когда патологи стали концентрировать внимание на реакциях организма. Тогда были описаны явления своеобразной реактивности (анафилаксия, сывороточная болезнь и др.), которые были названы Пирке аллергией (измененная реактивность). В учении о реактивности большую роль сыграли исследования И.И.Мечникова в области иммунитета, а также Н.Н. Сиротинина в области аллергии и гипоксии

Понятия «реактивность» и «резистентность» не тождественны. Высокая резистентность не равнозначна выраженной реактивности. Во время зимней спячке у животных, выделяющих эндорфин, реакция ГГНС и мозга, проявления реактивности изменены в сторону торможения. Но при этом резистентность к гипоксии, гипотермии, инфекциям резко повышена. Повышение резистентности (в частности, к хирургической травме) при торможении реактивности наступает у человека в состоянии холодового наркоза – при ятрогенной гибернации. Напротив, при аллергии реактивность повышена (извращена), а резистентность – понижена. Таким образом, реактивность и резистентность связаны между собой непростыми отношениями. Обычно высокая реактивность предполагает низкую резистентность организма к экстремальным факторам (ионизирующее излучение, яды, механические воздействия, воздействие аллергена).

Реактивность не всегда ведет к благоприятному для организма последствию, так как многие защитные реакции мало зависят от центральных механизмов, интегрирующих реактивность. Будучи адаптивными для суборганизменных уровней структурной организации, для организма как целого они могут быть патогенными. Так, действие медиаторов воспаления в очаге может быть саногенным, а при системном их распространении – губительным.

В настоящее время понятие реактивности прочно вошло в практическую медицину, особенно в клинику инфекционных болезней, где различают гипер- и гипоэргические формы патологического процесса. Кроме повышенной (гиперэргической) и пониженной (гипоэргической) форм реактивности различают также дизэргию – извращенную реактивность. Наибольшее применение этого термина наблюдается в клинике аллергических болезней.

Характеризуя виды реакивности и резистентности, следует отметить, что различают видовую (биологическую) реактивность (наследственные анатомо-физиологические особенности представителей данного вида): видовая резистентность выражается в виде различной устойчивости представителей различных видов, например к инфекции, яду и т.д. Различают также групповую и индивидуальную реактивность; реактивность физиологическую и патологическую. Реактивность и резистентность животных связаны с породой и с чистыми линиями (животные чистых линий обладают неодинаковыми свойствами). Кроме того, различают реактивность и резистентность первичную (наследственную), вторичную (измененную под влиянием условий внешней и внутренней среды), специфическую и неспецифическую, общую и местную; формы резистентности, прежде всего были установлены на основании изучения иммунитета: естественный иммунитет (абсолютная невосприимчивость), относительный; резистентность может быть пассивной и активной (анатомо-физиологические особенности и адаптация к поврежденному фактору - усиление устойчивости к гипоксии в результате акклиматизация к высокогорному климату или усиление устойчивости к инфекции под влиянием вакцин). Приобретенная пассивная резистентность - при заместительном переливании крови, при аэротерапии и т. д. Воспалительный процесс инфекционной этиологии протекает различно в организмах сенсибилизированном и иммунном к данному микроорганизму. Так, реактивность организма и чувствительность к действию патогенных фактора может изменяться под действием перенесенных заболеваний. Например, при воспалении легких легочная ткань приобретает повышенную чувствительность к пневмококку и при вторичной встрече с пневмококком может резвиться воспаление легких в гиперергической форме. В медицинской практике в некоторых случаях специально стимулируют сопротивляемость организма (при вяло текущих хронических воспалительных процессах - пиротерапия, протеинотерапия или тканевая терапия и др.).

Резистентность специфическая и неспецифическая может проявляться, как в общей форме - устойчивость всего организма, так и в местной – устойчивость определенных участков тела к различным воздействиям (например, к действию электрического тока). Примером неспецифической резистентности является развитие общего адаптационного синдрома (ОАС) - совокупность неспецифических приспособительных реакций при воздействии различных стрессов. Примером специфической резистентности является иммунитет.

Таким образом, резюмируя изложенное, следует отметить, что в зависимости от основных биологических свойств организма выделяют видовую, групповую и индивидуальную виды реактивности.

Видовая реактивность детерминируется видовыми особенностями (например, у кроликов, в отличие от человека, не развивается сифилис).

В групповой реактивности выделяют: реактивность возрастную (например, дети в большей мере чем взрослые, подвержены инфекционным заболеваниям в связи с незрелостью их иммунной системы), половую (характеризуется разной устойчивостью мужчин и женщин, например, к кровопотере – у женщин она выше, к физической нагрузке, воздействию токсинов – выше у мужчин), конституциональную (например, астеники, в отличие от нормостеников, менее устойчивы к длительным и интенсивным физическим нагрузкам).

Индивидуальная реактивность определяется наследственной информацией и индивидуальной изменчивостью. Она находится под влиянием условий обитания, в том числе, питания. Следовательно, она может быть изменена искусственно (о чем свидетельствуют явления вакцинации, закаливания, тренировки, десенсибилизации).

Имеются и расовые особенности реактивности (негроиды обладают повышенной устойчивостью к столбняку, европеоиды – к натуральной оспе).

Кроме того, выделяют реактивность специфическую (например, развитие иммунного ответа на антигенное воздействие) и неспецифическую (например, активация фагоцитарной способности лейкоцитов при их контакте с чужеродными клетками, бактериями).

Выраженность реакции организма на воздействие определяет реактивность нормергическую (количественно и качественно адекватная реакция на воздействие агента), гиперергическую (чрезмерная реакция на раздражитель), гипоергическую (неадекватно слабая реакция на воздействие).

Биологическая значимость ответа организма определяет физиологическую и патологическую реактивность. Физиологическая реактивность – ответ, адекватный характеру и интенсивности воздействия, имеющий адаптивный характер (например, иммунитет). Патологическая реактивность - реакция, неадекватная по выраженности и характеру изменения жизнедеятельности организма (например, аллергия). Это - извращенная форма реагирования организма на раздражитель. Она находит выражение в новых, не имеющих место в условиях физиологической реактивности, комбинациях ответных реакций, их необычной интенсивности, длительности, в особых пространственных и временных взаимоотношениях процессов. Например, если мысленно разложить на составные компоненты такой типический патологический процесс, как воспаление, то окажется, что в нем нет ничего принципиально нового для организма. Так, для воспаления характерен отек, обусловленный выходом жидкой части крови в межтканевые пространства. Но ведь проницаемость стенки капилляра изменяется в широких пределах и в физиологических условиях, что ведет к изменению трофики тканей, уровня их снабжения кислородом и прочее. Или, например, при воспалении выделяются различные биологически активные вещества. Но ведь и в норме тучные клетки выделяют гистамин, гепарин. Своеобразие же воспаления, как проявления патологической реактивности, заключается в необычности названых реакций по длительности, интенсивности, их необычном сочетании, пространственной локализации и др. (в одном месте наблюдается одновременно и резкое усиление проницаемости стенки микрососудов, и массивная дегрануляция тучных клеток, и появление большого количества БАВ).

Основные механизмы реактивности следующие: 1) функциональная подвижность и возбудимость нервной системы; 2) функциональная активность эндокринной системы; 3) функциональная активность элементов соединительной ткани; 4) обмен веществ.

Формы резистентности:

  1. Естественная (наследственная, первичная)

  2. Приобретенная (вторичная)

  3. Специфическая – устойчивость к действию какого-то одного агента.

  4. Неспецифическая – устойчивость к действию многих воздействий.

  5. Общая – устойчивость всего организма.

  6. Местная – устойчивость отдельных участков органов или систем организма.

  7. Пассивная, связанная с анатомо-физиологическими особенностями организма.

  8. Активная, связанная, с одной стороны, с устойчивостью биологической системы, с другой – способностью перестраиваться при изменении внешних условий, которая осуществляется благодаря механизмам активной адаптации.

Реактивность и резистентность связаны с полом, возрастом. Существует также зависимость реактивности и резистентности от времени года и суток. В раннем детском возрасте в результате недостаточности кортикальных приспособительных механизмов, а также несовершенства функций органов и систем течение многих заболеваний резко отличается от таковых у взрослых (так, инфекция часто приобретает генерализованный характер). В юношеском возрасте легче развиваются гиповитаминозы, лейкозы, анемии (состояние метаболического стресса). Юношеский возраст менее устойчив к голоданию.

Насыщенность единичного отрезка времени генетическими событиями и динамика реактивности тем больше, чем более ранний период онтогенеза имеет место. Так, на первом году жизни значение имеют месяцы, в течение первого месяца важны недели (желтуха, продолжающаяся неделю, может еще рассматриваться как физиологическая, но если она затягивается более чем на десять дней, весьма вероятен ее патологический генез). У эмбриона счет идет уже на дни (один и тот же фактор может вызвать пороки развития разных органов).

Индивид в определенном возрасте может иметь более высокую резистентность по отношению к одним факторам и меньшую – по отношению к другим. Так, порог болевой чувствительности у новорожденных повышен, зато устойчивость к гипертермии и переохлаждению снижена. В зрелом возрасте чаще наблюдаются болезни сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, желудочно-кишечного тракта. У пожилых – развитие злокачественных новообразований, прогрессивный атеросклероз; приспосабливаемость к изменяющимся условиям внешней среды понижается, а диапазон действия патогенных факторов внешней среды значительно расширяется. Многие болезни в пожилом возрасте протекают вяло и приобретают хронический характер, хуже заживают переломы, резко ослабляется лихорадочная реакция и многие инфекционные болезни протекают без лихорадочной реакции. Заболевания, характерные для людей старшего возраста, складываются в основном уже к 50 годам. Уже в среднем возрасте по существу и определяется темп и характер процессов старения в последующие возрастные периоды.

Характер питания и обмена веществ во многом определяет особенности реактивности и резистентности организма (так, при голодании, гиповитаминозах резко изменяется течение лихорадочной и воспалительных реакций, иммунологические и аллергические реакции протекают слабее, инфекции приобретают стертый характер и т.д.). Избыточное потребление поваренной соли способствует развитию гипертонической болезни в результате перенапряжения и истощения противогипертензивной функции почек, увеличения базального компонента сосудистого тонуса. Следует отметить, что некоторые лекарственные средства (антибиотики, химиотерапевтические средства и др.) у голодающих и «дистрофиков», больных инфекционными заболеваниями оказываются менее эффективными. Вместе с тем, чрезмерное и усиленное питание обычно ведет к более выраженной реактивности и к более интенсивному течению болезни. Вообще инфекционные болезни при хорошей упитанности протекают с более резкими патофизиологическими и патанатомическими изменениями. У упитанных лиц процессы обмена протекают более интенсивно, что ведет к большей ранимости, к декомпозиции клеточной протоплазмы.

Большое влияние на реактивность и резистентность организма оказывают гипо- и авитаминозы (изменяется течение воспаления, иммунологических реакций, аллергических реакций и т.д.) . Такое влияние витаминов осуществляется за счет изменения деятельности нервной, эндокринной и ретикуло-эндотелиальной систем.

Исключительно большая роль в реактивности и резистентности организма принадлежит нервной и эндокринной системам. Медицина всегда придает большое значение настроению, психическому состоянию человека в его резистентности и проявлений разных болезней. А. Поре говорил, что выживает тот, кто хочет жить. Выдающийся хирург Н.И.Пирогов писал: «всем военным врачам хорошо известно, как сильно действует душевное состояние на ход ран, как различны цифры смертности между ранеными у побежденных и победителей… ».

Велика роль нервной системы и различных ее отделов в резистентности к гипоксии, химическим, термическим факторам, механическим факторам, лучевому поражению, электротравме, в патогенезе инфекций, в иммунологической, аллергической реактивности и в резистентности к инфекциям и т.д.

Впервые исследованиями И.П.Павлова было установлено, что реактивность организма и течение болезни, во многом зависят от типологических особенностей высшей нервной деятельности (от силовых взаимоотношений возбудительных и тормозных процессов в корковых клетках). Так, при преобладании возбудительного процесса (в эксперименте достигалось введением кофеина, фенамина и др.) воспалительные реакции и лихорадка протекают с осложнениями, более тяжело; легче возникает травматический шок; более бурно развиваются аллергические реакции. При преобладании тормозных процессов в ЦНС, наоборот: так, в состоянии наркоза трудно вызвать травматический шок. Значение нервной системы для реактивности целого организма подтверждается также и тем, что при возникновении неврозов изменяется реактивность организма и характер взаимодействия организма с этиологическим фактором. При ослабленной функции нервной системы становятся патогенными некоторые даже индифферентные раздражители.

Роль эндокринной системы в реактивности и резистентности организма, прежде всего, проявляется в гормональной регуляции характера и интенсивности обмена веществ, функциональной деятельности органов и систем. Роль эндокринных желез в патогенезе инфекций, иммунологической и аллергической реактивности и резистентности к механическим воздействиям, к лучевой радиации, химическим воздействиям и т. д. в особенности четко проявляется при явлениях гипо – и гиперфункции их.

Велика роль ретикуло-эндотелиальной системы в реактивности и резистентности организма (в особенности, к невосприимчивости к инфекциям и в иммунитете). Кроме того, она принимает участие во многих видах обмена веществ и этим еще участвует в реактивности и резистентности организма (А.А. Богомолец, И.И. Мечников).

Накопление фактов о роли индивидуальных особенностей макроорганизма в возникновении и течении болезни привело к попыткам установления типов конституции.

Учение о конституции имеет многовековую историю, однако, до последнего времени не имелось единой точки зрения о самом понятии конституции. Наибольшие противоречия относятся к основной проблеме - какие признаки и свойства организма должны быть признаны конституциональными?

Одни исследователи рассматривали конституцию как генотип и утверждали, что она не изменяется под влиянием факторов внешней среды. Другие – признавали изменчивость конституции, включили в ее понятие и приобретенные свойства.

Начиная от медицины древности и до 20 – х. годов нашего века под конституцией понимали тип строения организма, считая равнозначными конституцию и habitus. За основу конституции брали самые различные морфологические показатели. В дальнейшем пришли к выводу, что одними морфологическими признаками не удается определить сущность конституции. Оказалось, что для практических целей наибольшее значение имеют не морфологические признаки, а особенности реактивности организма, взаимодействие его с внешней средой. Так, структурные элементы кожи у больных экземой и здоровых лиц с идиосинкразией морфологически неотличимы даже с помощью самых тонких гистологических методов.