Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зарубежка 2012.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
359.42 Кб
Скачать

15. Эволюция французского психологического романа («Исповедь сына века» а. Мюссе (1836))

По лекции: Действие происходит в 1794 – 1814 гг. Критики считают, что в основе романа – реакция на отношения Мюссе с Жорж Санд. Герой типичен. Является характерным представителем своего поколения. Именно с этого героя поколение начинает восприниматься как мятущееся. Состояние пустоты, нервность во многом обусловлены детскими впечатлениями от смены режима. Размышления о Наполеоне – разрушительное явление Революции. «Священный союз» - «царственные пауки». Свящ. союз символизирует замкнутость истории. Она постоянно переходит от одного зла к другому. История повторяет бессмысленность происходящего. Особое зло истории – неразрешимость проблемы борьбы. Если народ терпит поражение – кто за это отвечает? Душевный разлад героя – болезнь века. Невозможность счастья. Попытка подчеркнуть яркие моменты переживания порождают фрагментарность. Кошмар существования героя. Развязки нет, что в принципе характерно для Романтизма – нет конечного ответа на вопрос. Страдающий герой всё происходящее с ним подвергает серьёзному самоанализу. Герой – человек отчаявшийся. В романе встречается выпад против Шатобриана: «Водрузил отвратительного идола – отчаяние – на пьедестал».

Из других источников: 1) «Исповедь сына века» (фр. La confession d'un enfant du siecle) — роман известного французского романтика Альфреда де Мюссе о чудовищной болезни, настигшей французское общество после наполеоновских кампаний. Болезнью века становится меланхолия, овладевшая умами большинства французов. Феерические наполеоновские победы и грандиозные имперские планы, связанные с построением нового общества, потерпели крах. Старые смыслы канули в Лету, а новые так и не родились. Тогда-то и зародилась болезнь, которая заполнила собой томительную пустоту. Люди начали пребывать в тоскливых иллюзиях, а главный герой — Октав — в мрачном поиске любви.

Повествование ведется от лица Октава — мечтательного юноши, пораженного «нравственной болезнью».

«Я был еще совсем юным, когда меня поразила чудовищная нравственная болезнь, и теперь хочу описать то, что происходило со мной в течение трех лет. Будь я болен один, я не стал бы говорить об этом, но так как многие страдают тем же недугом, то и я пишу для них…»

Во время роскошного ужина после маскарада он замечает, как любимая девушка изменяет ему («Я увидел под столом туфельку моей возлюбленной, покоившуюся на башмаке молодого человека, сидевшего подле нее»). Застигнутый врасплох молодой человек оказался одним из самых близких друзей. После этого происходит тот самый нравственный перелом: любовь к единственной перестает быть ценностью, а преданность — благодетелью. Октав становится праздным гулякой, дамским угодником, кутилой и мотом. Однако подобная жизнь не удовлетворяет его духовных требований. Октав — поэтическая натура, склонная к поиску высоких смыслов. Как и всякий романтик, он обращается к вечной теме — природе, наполненной неисчерпаемыми смыслами. Отправившись в деревню, Октав знакомится там со вдовой Бригиттой Пирсон — прекрасной воспитанной особой. Перечеркнув свои былые думы, а вместе с тем и прошлое, Октав влюбляется в неё по-настоящему, болезненно, а через некоторое время сходится. Однако, познав на собственной шкуре женскую натуру, он перестает верить в честность и покорность своей возлюбленной. Ревность начинает затмевать его рассудок. Более того, это чувство перестает быть беспочвенным, когда в деревне начинают распространяться слухи о любовных похождениях Бригитты. Беспорядочные ссоры и лихорадочные обиды превращают совместную жизнь возлюбленных в сущий ад. Любовная лодка разбивается не столько о быт, сколько о свойства быта: беспрестанные подозрения, бесконечные пересуды и взаимные мучения.

«„Как знать?“ — вот великая формула, вот первые слова, которые произнес дьявол, когда небеса закрылись перед ним. Увы! Сколько несчастных породили эти два слова!»

Томимый любовной горечью, Октав теряет рассудок — а за ним и Бригитту. Найдя ее тетрадь с названием «Мое завещание», Октав понимает, что своими чувствами убивает не только себя, но и возлюбленную. Влюблённые приезжают в Париж, откуда намереваются отправиться в путешествие, но что-то постоянно мешает им. Какой-то человек постоянно приносит Бригитте письма от родственников. Его зовут Смит, он музыкант, отказавшийся от карьеры и брака по любви ради того, чтобы содержать мать и сестру, занимая незначительную должность. После долгой и мучительной внутренней борьбы Октав решает покинуть Бригитту, после того как находит её письмо, адресованное Смиту, с признанием в любви. Чтобы больше не досаждать ни ей, ни себе, он навсегда уезжает из Парижа: «Он в последний раз взглянул на свой родной город, видневшийся в отдалении, и порадовался тому, что из трёх человек, страдавших по его вине, только один остался несчастным».

Любовь становится центральным предметом рассуждения главного героя. Она встает на место высоких идеалов, потерянных после наполеоновского времени. Но и любовь не способна до конца излечить человека от утраты смыслов — она временна, как и все человеческое на грешной земле. Роман «Исповедь сына века» пестрит афористичными сентенциями:

«Любовь — это вера, это религия земного счастья, это лучезарный треугольник, помещённый в куполе того храма, который называется миром. Любить — значит свободно бродить по этому храму.»

«Природа, которая все предусматривает, создала девушку для того, чтобы она стала возлюбленной, но как только она производит на свет ребенка, волосы ее выпадают, грудь теряет форму, на теле остается рубец; женщина создана быть матерью. Мужчина тогда, быть может, ушел от нее, отталкиваемый зрелищем утраченной красоты, но его ребенок с плачем льнет к нему. Такова семья, таков человеческий закон»

«Один человек похвалился, что он недоступен суеверным страхам и ничего не боится. Друзья положили ему в постель человеческий скелет и спрятались в соседней комнате, намереваясь понаблюдать за ним, когда он придет домой. Они не услышали никакого шума, но, войдя наутро к нему в комнату, увидели, что он сидит в постели и со смехом перебирает кости, — он потерял рассудок» 2) Особый расцвет жанра психологического романа приходится на XIX век. Важнейшее достижение первых романтиков — открытие «частного человека» (истоки этого открытия заложены в «естественном человеке» просветителей, прежде всего — в герое «Исповеди» Руссо, оказавшемся в конфликте с обществом). Интерес к внутреннему миру «частного человека», противопоставленного классицистическому герою-гражданину, дает импульс развитию психологизма. Специфическим выражением романтического психологизма становится раскрытие понятия «меланхолия». О романтической меланхолии подробно говорится в «Гении христианства» (1802) Ф.-Р. Шатобриана, который мистифицирует это чувство, связывая его с утверждением христианской религии. Но если меланхолические герои Шатобриана в повестях «Атала» (1801) и «Рене» (1802) в основном утрачивают мистические черты, то в произведениях Э. Сенанкура, Б. Констана и подавно отсутствует мистицизм в понимании меланхолии как универсального мироощущения современного человека, как его понимают романтики. Позже понятие «меланхолия» разрабатывали Жорж Санд, А. де Мюссе и другие писатели, которые в большинстве случаев отбросили мистическую трактовку этого типа мироощущения.

У истоков романтического психологического романа стоит французский писатель Этьен де Сенанкур. Его роман «Оберман» (1804) — роман в письмах. Главный герой, удалившись от общества, шлет письма неизвестному адресату, в которых рассказывает о себе, предается размышлениям, самоанализу. Роман Б. Констана «Адольф» (1816) занимает особое место в развитии психологического романа. А. А. Ахматова писала, что Констан «первый показал в «Адольфе» раздвоение человеческой психики, соотношение сознательного и бессознательного, роль подавляемых чувств и разоблачил истинные причины человеческих действий». Жорж Санд вступает в литературу, когда в романтической прозе господствуют два жанра: исторический роман и «неистовый» роман с нагромождением невероятных событий, борьбой доведенных до предела «роковых» страстей, убийствами, кошмарами и т. д. Жорж Санд разрабатывает иной жанр — психологический романтический роман. Все ранние романы Жорж Санд («Индиана», 1832; «Валентина», 1832; «Лелия», 1833; «Жак», 1834) носят камерный характер. В них мало персонажей. Рамки повествования довольно узки. Социальные мотивы еще не приобретают самостоятельного значения. Главное в них — раскрытие психологии. Переходным звеном между романтическим и реалистическим психологическим романом стало творчество французского писателя Альфреда де Мюссе. Особенно известен его психологический роман «Исповедь сына века» (1836). «Болезнь века», обрисованная писателем в образе главного героя — Октава, носит социальный характер, что сближает психологический роман Мюссе с реалистическим психологическим романом.

3) Часто говорят, что в романе отразились личные отношения Мюссе и выдающейся писательницы Жорж Санд, но название показывает, что в образе главного героя Октава он воспроизводил типичные умонастроения молодых людей своего времени. Октав случайно обнаруживает неверность своей возлюбленной. Разочарование в любви ведет к разочарованию во всем мире, к «мировой скорби». Под влиянием своего приятеля доктора Дежене, циничного и аморального человека, Октав отказывается от своих идеалов, хочет стать расчетливым. Но существование без идеалов, жизнь, полная удовольствий, оборачивается духовной пустотой. Герой оказывается на грани самоубийства. Об этом говорится в первых двух частях романа. О возможном возрождении героя повествуется в последних трех частях. Девушка Бригитта, полная религиозной веры, нравственных устремлений, пытается воскресить идеалы Октава. Но роман кончается на грустной ноте. Октав, узнав о чувстве Бригитты к другому человеку, уезжает, чтобы «из трех человек, страдавших по его вине, только один остался несчастным».

Итак, болезнь героя осталась неизлеченной. Природа этой «болезни» раскрыта во второй главе первой части, где дается характеристика эпохи Реставрации. «Когда Наполеон умер, — пишет Мюссе, — власти божеские и человеческие были фактически восстановлены, но вера в них исчезла». Молодежью овладело «неизъяснимое беспокойство»: «Осужденные властителями мира на бездействие, праздность и скуку, отданные во власть всякого рода тупых педантов, юноши видели, как пенистые волны, для борьбы с которыми они уже напрягли свои мускулы, отступают перед ними». Люди разделились на два лагеря: «восторженные умы... замкнулись в болезненных видениях», а «люди плоти... знали одну заботу — считать свои деньги». В этой атмосфере и развивается болезнь всеобщего разочарования, безнадежности и отрицания. «И вот молодые люди нашли применение своим праздным силам в увлечении отчаянием». Таким образом, «болезнь века» носит социальный характер. Таким образом, Мюссе-романтик сосредоточен на изображении внутреннего мира человека, но писатель показывает индивида как «сына века», сформированного своей эпохой, что сближает психологический роман Мюссе с реалистическим психологическим романом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]