Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая. 10.06.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
106.52 Кб
Скачать

3.3. Влияние факторов на падеж объекта при отрицании глаголов любить, есть, пить (на примерах из Национального корпуса русского языка)

Для того чтобы рассмотреть действие факторов, влияющих на падеж объекта при отрицании, в реальной речи, обратимся к примерам с глаголом любить из Национального корпуса русского языка [www.ruscorpora.ru].

По аналогии с приведенными выше примерами из стихотворения В.С. Высоцкого «Я не люблю» были выбраны примеры с генитивной конструкцией типа «не + любить + неисчисляемое имя».

К объектам, выраженным неисчисляемым именем, в данном случае относятся существительные абстрактные (отвлеченные) и вещественные.

Рассмотренные абстрактные существительные при глаголе любить, можно разделить на следующие группы по семантике:

- человеческие качества;

- отвлеченные понятия.

Большинство существительных, обозначающих качества человека, употреблялись в родительном падеже: «Так вот, чехи не любят хамства, грязи и блата ― и они правы!» [Олег Осетинский. Из Москвы в Прагу — с любовью. Часть II (2002) // «Известия», 2002.11.22]; «Видно, ислам не любит вольностей ни в чем». [Михаил Гиголашвили. Красный озноб Тингитаны: Записки о Марокко (2006) // «Нева», 2008]; «Кальтлуфт не любил разгильдяйства; он не пил и сердился, если его подчинённые бывали в нетрезвом виде». [Василий Гроссман. Жизнь и судьба, часть 2 (1960)]. В этих примерах говорится о нетерпении субъектами проявлений упомянутых качеств: хамства, грязи и блата; вольностей; разгильдяйства. Во втором примере также играет роль множественное число объекта и абсолютное отрицание «ни в чем».

В винительном падеже объект, обозначающий качество человека, стоит в предложении: «Вы говорите таким тоном, будто я доказываю, что гонор― это нечто прекрасное. Я тоже не люблю гонор». [Юрий Трифонов. Обмен (1969)]. В этом случае родительный падеж невозможен из-за возникающей в этом случае омонимии с категорией одушевленности: «*Я тоже не люблю гоноров».

Что касается других отвлеченных существительных, то тут также превалирует употребление их в родительном падеже. В словаре Ушакова к статье «люблю» дано примечание: «Не любить часто означает не "отсутствие любви", а "наличие нелюбви": чувствовать нелюбовь, нерасположение, антипатию» [Ушаков, 2000]. Значение "отсутствие любви" проявляется в следующих примерах: «Не любила детства, своего собственного и всяческого, и всего, что связано с деторождением» [Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого [Путешествие в седьмую сторону света] // «Новый Мир», 2000]; «Мне это тем более лестно, ― сказала она, ― что вы меня вовсе не слушали; но вы, может быть, не любите музыки?..» [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]. В первом примере есть указание на абсолютность отрицания: «своего собственного и всяческого» — детства как явления. Это пример из современной литературы (2000 г.). Второй пример — из классического произведения, времени, когда норма только начала расшатываться. Тут также имеется в виду музыка как явление, как вид искусства.

В следующих примерах абстрактные объекты несут значение "наличие нелюбви", нетерпимости к проявлению качеств объекта: «В вагоне, кстати, тоже хорошо. Особенно, если вы не любите одиночества. Для одиночества в поезде предназначен только санузел» [Дуня Смирнова. Октябрьская железная дорога (1997) // «Столица», 1997.05.13]; «А он осуждения не любил. Никакого не любил дискомфорта» [И. Грекова. Фазан (1984)]; «А там уж вы свою дорогу сами найдёте, возьми бумажку, я написал на обоих одну, не люблю писанины» [Василий Гроссман. Жизнь и судьба, часть 2 (1960)]; «Английский фермер Эндрю Кибл, заметив, что один из поросят не любит грязи и брезгливо обходит лужи, одел его в кукольные резиновые сапожки» [обобщенный. Кунсткамера // «Наука и жизнь», 2009].

Также можно выделить значение "с отриц. — не выносить, испытывать вред, ущерб, от какого-нибудь воздействия. Масло не любит тепла. Эта кожа не любит сильной сырости" [Ушаков, 2000] «Рыба не любит ржавчины болотной, ― с важностью заметил мой охотник» [И. С. Тургенев. Льгов (1847)]; «Гегель неустанно повторял, что истинная диалектика ― читай, философия ― не любит чистоты и прямолинейности» [Александр Пятигорский. Страх из 2009 года // «Неприкосновенный запас», 2009]; «Стейк не любит масла, причём ни сливочного, ни растительного» [Советы хозяйке // «Даша», 2004].

Рассмотрим примеры с абстрактными именами в винительном падеже. В них присутствует значение абсолютного отрицания, нетерпимости явления в любых его проявлениях: «Людмила и Надя, не любившие музыку, ушли на кухню, а Штрум стал играть» [Василий Гроссман. Жизнь и судьба, часть 3 (1960)]; «Во-первых, я вообще не люблю политику, а во-вторых, у меня были основания не интересоваться его делами» [Вера Белоусова. Второй выстрел (2000)]; «Я не люблю творчество Джареда Летто!» [коллективный. Mr. Nobody. А вы сделали свой Выбор? (2010-2011)]; «Я российскую порнушку не люблю ― грим плохой ― прыщи на попах, лица злые…» [Женщина + мужчина: Секс (форум) (2004)]; «Странно, вроде в той же стране живу, а ничего на меня не давит, хотя также не люблю похабщину» [коллективный. Основной инстинкт (2010-2011)]. Все конструкции в узуальном времени, безотносительны к конкретной ситуации, с глаголом несовершенного вида. При других глаголах следовало ожидать генитива. Но в случае с глаголом любить все происходит наоборот: узуальные ситуации принимают объект в винительном падеже, а актуальные — в родительном.

Надо сказать об употреблении глагола любить при отрицании с вещественными существительными — называющими однородные делимые массы.

К примеру, наименования материала — золото. «Цветаева всегда носила только серебро, не любила золота» [Анна Берсенева. Полет над разлукой (2003-2005)]; «Но я вообще не люблю золота: грубо, явно» [М. И. Цветаева. Вольный проезд (1918)]. В этих примерах речь идет о золотых украшениях, и отрицают их как аксессуар, из эстетических соображений. В этом примере золото употреблено в другом значении: «Вы, по-видимому, не любите золото, Владимир Михайлович?» [Олег Куваев. Территория (1970-1975)]. Роман «Территория» повествует об открытии золота на Чукотке, и золото здесь выступает как ископаемое, в прямом значении, без метонимического перенесения. Хотя во всех примерах ситуация имеет узуальный характер, а глагол несовершенного вида, употреблены разные падежи, вероятно, по причине лексического различия объектов.

Выбор падежа объектов, именующих еду и напитки, при глаголе любить с отрицанием распределился примерно поровну. Вспомним пример А. Томсона «Собака не ест мясо/мяса», где разница между падежами обусловлена привязанностью к ситуации: собака не ест мяса вообще или не ест конкретное мясо. Работает ли этот механизм при глаголе любить? «Я, конечно, не хочу этим сказать, что мужик не любит мяса, … ― я говорю только о том, что мужик не придает мясу важности относительно рабочего эффекта» [А. Н. Энгельгардт. Письма из деревни (1872-1887 гг.). Письмо первое (1878)]. В этом примере речь идет о любом мужике, о социальном статусе субъекта. В этом случае употреблен генитив. «Я не люблю мясо, ― сказал Памухин. ― У тебя нет выбора» [Дарья Варденбург. Случаи медвежат // «Октябрь», 2002]. В этом случае герою предлагают мясо — конкретное — и он от него отказывается. Различие точно такое, как в примере Томсона.

Посмотрим, проявится ли эта разница в предложениях с глаголом есть и объектом мясо. В контекстах, не привязанных к конкретной ситуации, обычно употреблялся генитив: «Василиса же вообще никогда не ела мяса» [Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого [Путешествие в седьмую сторону света] // «Новый Мир», 2000]; «Екатерина с момента Крещения дала обет не есть мяса и не пить вина, что соблюдала до конца жизни» [Вечная память. Схимонахиня Елисавета (Евтихеева) (2004) // «Журнал Московской патриархии», 2004.08.30]; «Он ратовал за здоровый образ жизни, обожал рыбу, не ел мяса» [Владимир Маккавеев. Забытая трагедия (2001) // «Формула», 2001.05.15] «Но люди, которые не едят мяса, не отказываются от еды, которая имитирует вид и вкус мясных блюд» [Ирина Соколова. Бабочки летают (заметки о Тайване) (1999)]; «Тебе же было сказано, подлецу, что сэр Моррисон не только не ест мяса, но и вида его не переносит!» [В. Колышкин. Тайна сэра Моррисона // «Вокруг света», 1997].

То же значение представлено в примерах с объектом в винительном падеже: «Вот уже тридцать пять лет я не ем мясо» [М.М. Зощенко. Перед восходом солнца (1943)]; «Дворник невозмутимо внес поправку: ― Верблюды мясо не едят» [Гавриил Троепольский. Белый Бим черное ухо (1971)]; «Врачи приписали: мясо не ешь, рыбу не ешь, масло не ешь» [Виль Липатов. Деревенский детектив/ Луна над Обью (1967-1968)]; «Мясо Сохач не ел совсем и позабыл даже, какой у него вкус» [Д.Н. Мамин-Сибиряк. Малиновые горы (1899)]. В трех последних примерах появление винительного падежа объясняется постановкой объекта в позицию темы.

Интересна ситуация с существительным хлеб. Родительный падеж появлялся в контексте со значением страдания, принесения жертвы: «Чтобы не видеть больше голую тётю Мари, она согласна была бы не есть хлеба целый месяц» [И. Грекова. Под фонарем (1963)]; «Он два дня не ел хлеба, затем выменял на хлеб большой фибровый чемодан» [В. Т. Шаламов. Колымские рассказы (1954-1961)]; «…Голод в период сплошной коллективизации произошёл оттого, что кулаки назло закапывали зерно, назло не ели хлеба и от этого опухали, назло государству умирали целыми деревнями, с малыми ребятами, стариками и старухами» [Василий Гроссман. Жизнь и судьба, ч. 1 (1960)]; «Дети мучились рыбной диетой, по целым дням не ели хлеба» [Александр Иличевский. Перс (2009)].

Винительный падеж встречался в предписательных текстах: «За праздничным столом лучше не есть хлеб и всякие хлебобулочные изделия» [Юлия Богданова. Застольные заповеди (2002) // «100% здоровья», 2002.12.11]; «Не есть хлеб (при острой необходимости ― 2-3 кусочка зернового хлеба типа «Бодрость» вместо утренней каши…)» [Яна Зубцова, Мария Перова. Ликвидация без операции (2002) // «Домовой», 2002.06.04].

Таким образом, в данном случае у нас представлена оппозиция: отсутствие по собственному желанию — отсутствие по причине обстоятельств. В первом случае употребляется винительный падеж, во втором — родительный.

Итак, мы рассмотрели ряд примеров из НКРЯ с глаголами любить и есть и объектами, выраженными неисчисляемыми существительными — абстрактными и вещественными, — и пришли к следующим выводам:

- в конструкциях «не + любить + объект качество» родительный падеж выражает нетерпение проявления качеств, выражаемых объектом; винительный падеж употреблялся при невозможности употребления родительного (при омонимии с категорией одушевленности);

- в конструкциях «не + любить + объект отвлеченный» при родительном падеже может присутствовать значения «отсутствие любви» или «наличие нелюбви», а также значение «не выносить, испытывать вред». Винительный падеж означает абсолютное отрицание. В данном случае при узуальных ситуациях объект употребляется в винительном падеже, при актуальных — в родительном;

- в конструкциях «не + любить + золото» в значении «украшения» употребляется родительный падеж; в значении «ископаемое» — винительный;

- в конструкциях «не + любить + мясо» при абсолютном отрицании употребляется в родительном падеже, при конкретной ситуации — в винительном;

- в конструкциях «не + есть + мясо» чаще всего употребляется родительный падеж; винительный падеж маркирует тематическую позицию объекта;

- в конструкциях «не + есть + хлеб» представлена оппозиция: отсутствие по собственному желанию (acc.) — отсутствие по причине обстоятельств (gen.).

В каждом из описанных случаев действуют свои семантические и грамматические нюансы, которые следует учитывать при выборе падежа объекта при отрицании.